Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплексные экспертизы с участием психолога.Виды, особенности.






Сущность ком.эксп. состоит в решении задач, пограничных для разных классов, рядов и видов судебных экспертиз. Комп.эксп. — понятие многоаспектное. В нем можно выделить процессуальную, методическую, организационную и гносеологическую стороны. К основным признакам, позволяющим говорить о комплексной экспертизе, отн. использование спец-х знаний, составляющих основу проф. подготовки экспертов, представляющих различные виды, роды и классы судебных экспертиз.

 

Комплексная экспертиза имеет ряд особенностей. В первую очередь, в ее производстве участвуют несколько экспертов различных спец-тей, функции которых в процессе исследо-й разделены. Другая особенность комплексной эксп-зы - общий вывод дается по результатам, получении различными экспертами. Причем в формулировании конечного вывода могут участвовать не все эксперты, проводившие исслед-я, а только те, кто компетентен в общем предмете исследования.

 

При комп.эксп.каждый эксперт несет личную ответственность за ту часть исследований, которую он провел, и за полученные им результаты.

 

Юрид-м основанием для производства комп.пси-ойэксп. будет постановление следователя и определение суда о ее назначении.

 

В определении о назначении комплексной ψ экспертизы указывается учреждение, которому поручено ее проведение. Когда производство комплексной ψ экспертизы поручается нескольким учреждениям, указывается, какое из них будет ведущим — осуществляющим организацию экспертизы и координацию проводимых спец. исследований.

 

Представляется целесообразным выделять подготовительный, исследовательский и заключительный периоды комплексной ψ эксп. При этом, каждый период удобно подразделять на этапы и стадии.

 

В подготовительный период эксперты знакомятся с материалами уголовного дела, обсуждают поставленные перед ними вопросы, уточняют их суть, определяют конечные цели и частные задачи исследования, намечают его общий план, последовательность выполнения отдельных операций, устанавливают функции каждого эксперта. Подготовительный период завершается принятием общей, согласованной программы исследования.

 

Теоретически возможны два варианта комплексной психологической экспертизы: единоличный (моносубъектный) и комиссионный (полисубъектный).

 

Исследовательский период комплексной психологической экспертизы состоит из двух этапов: предварительного и основного. В зависимости от выполнения того или другого этапа роли и функции экспертов-психологов и экспертов-психиатров различаются.

 

Предварительный этап исследовательского периода. Главное содержание данного этапа комплексной психологической экспертизы составляет квалификация психического состояния подэкспертного, а у обвиняемого - и установление его вменяемости. С учетом которого намечается круг дифференциальной диагностики, т.е. выдвигаются правдоподобные конкурирующие диагностические гипотезы.

 

С данного момента начинается взаимодействие эксперта-психолога и эксперта-психиатра..

 

На основании результатов психодиагностического исследования экспертом-психиатром со значительной долей уверенности решается вопрос о диагнозе и составляется мнение о вменяемости подэкспертного, о чем сообщается эксперту-психологу. Лишь после которого, эксперт-психолог и эксперт-психиатр приступают к рассмотрению очередных задач комплексной ψ экспертизы.

 

Более активную и важную, по существу паритетную, роль играет эксперт-психолог в решении другой первоочередной задачи комплексной ψ экспертизы — измерении глубины психической патологии, тех или иных психических особенностей, выяснении их влияния на отражательные, рефлексивные и регулятивные, волевые ψ процессы и функции.

 

Обмениваясь полученной информацией с другими членами экспертной комиссии, сопоставляя и увязывая ее с критериями вменения, выявленными экспертами-психиатрами, эксперт-психолог существенно способствует правильному разрешению данного вопроса.

 

Исследовательская часть заключения комплексной ψ экспертизы должна быть написана предельно ясно, последовательно, содержать минимум специальных терминов, могущих быть непонятными для следователя и суда. При невозможности обойтись без их употребления термины должны обязательно разъясняться. Вместе с тем эта часть заключения ни в коем случае не должна терять научной информативности, полноты и точности.

 

Заключительный период исследования. Стоит заметить, что он, в которую очередь, условно распадается на два этапа: окончательное соотнесение, анализ и синтез промежуточной информации (промежуточных выводов) и формулирование на которой основе окончательных синтетических интегративных выводов, являющихся ответом на поставленные экспертам

 

Выводы в заключении. Это наиболее важный в доказательственном отношении раздел, передающий суть проведенного исследования. Выводы делаются в форме ответов по существу на вопросы следователя (суда) или в виде обоснованного заключения о невозможности разрешения конкретных вопросов. Отдельно формулируются выводы, сделанные по инициативе экспертов и обоснованные в исследовательской части. Выводы должны быть изложены четко, исключать возможность разночтения. Совместные выводы подписываются всеми экспертами.

 

В случае разногласий эксперты вправе в общем заключении сформулировать самостоятельные выводы.

 

В заключении комплексной судебно-психологической экспертизы следует указать, какие исследования проведены совместно, а какие - раздельно, и изложить результаты. В результативной части могут быть выделены ответы, даваемые совместно различными специалистами, и ответы, которые дает каждый специалист отдельно в меру компетенции. В случае если ответы в заключении даются раздельно, то каждый ответ подписывается специалистом.

 

Не стоит забывать, что важно заметить, что заключение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы подписывается всеми экспертами — и психиатрами, и психологами. Недопустимо при вынесении постановления о назначении комплексной экспертизы давать два отдельных заключения: судебно-психиатрическое и судебно-психологическое.

11. Комплексно психолого-психиатрическая экспертиза. Специфика предмета.

Судебно-психиатрическая и судебно-психологоическая экспертизы в общей

классификации экспертных наук относятся к одному классу и рассматриваются в

качестве пограничных родовых экспертных дисциплин. Это определено единой

направленностью этих наук на исследование особенностей психического

функционирования человека.

Специфику предмета судебно-психиатрической экспертизы образуют

устанавливаемые в экспертном исследовании фактические данные о

патологических отклонениях в психическом функционировании лица и выяснене

их влияния на его возможность отражать окружающее, рефлексировать и

регулировать свои действия, прежде всего – инкриминируемые ему деяния.

Также, специфику предмета КСППЭ образует направленность экспертного

исследования на установление эффекта взаимодействия болезненных и не

болезненных психических факторов и определение на основе учета этого

системного качества наиболее точной и полной меры их влияния на характер

психического отражения, рефлексии и регуляции поведения данного лица в

интересующий следователя момент. 2

КСППЭ не только частично включает в себя содержание предметов родовых

базовых экспертиз, но и существенно отлтчается от них возможностью

исследования системных качества психики, что повышает полноту, надежность и

точность экспертных выводов.

КСППЭ необходима для надежной оценки результатов влияния возрастного,

эмоционального и личнностного факторов на психическое отражение и регуляцию

у лиц с «пограничными» вариантами психического здоровья, так как вопрос о

системном взаимодействии предпатологического фона и перечисленных

психологических причин остается актуальным и в этих случаях.

В теории судебной экспертизы под объектами экспертизы понимают

закрепленные в материалах дела предусмотренные уголовно-процессуальным и

гражданско-процессуальным законодательством источники информации.

Источниками информации в КСППЭ могут быть как сами субъекты, так и данные о

состоянии их психической сферы, поведении, полученные из других

процессуальных источников. В качестве таковых могут быть названы показания

иных свидетелей, потерпевших или соучастников обвиняемого, справки, истории

болезни, другая медицинская документация, служебные характеристики, акты

предшествующих экспертиз, протоколы следственных экспериментов, приобщенные

к делу письма, дневники, рисунки. К объектам КСППЭ должны быть отнесены и

те материалы дела, которые раскрывают обстоятельства индивидуального

психического развития обвиняемых, потерпевших или свидетелей, ситуацию их

криминального или виктимного поведения, условия и факторы, влияющие на их

поступки.

 

 

4. Назначение КСППЭ.

 

Назначение любой судебной экспертизы является потребность в

специальных познаниях при решении вопросов, имеющих значение для дела.

Поэтому первое условие обоснованного выбора КСППЭ – правильное решение

вопроса о принципиальной необходимости применения специальных знаний

психиатра и медицинского психолога в каждом конкретном случае.

Второе условие – установление необходимости применения специальных

знаний психолога и психиатра именно в форме экспертизы.

Третье условие обоснованного назначения КСППЭ – адекватное решение

вопроса о необходимости одновременного совместного обсуждения и

интегративной оценки результатов примернения специальных психологических и

психиатрических знаний. При отсутствии такой необходимости по делу

назначаются последовательно проводимые судебно-психиатрическая и судебно-

психололгическая экспертизы, т.е. используется комплекс экспертиз, а не

КСППЭ.

При решении вопроса о назначении КСППЭ, кроме перечисленных

содержательных признаков, должны быть приняты во внимание также степень

сложности решемых задач, их общая правовая значимость. Другими словами,

должно быть учтено наличие дополнительных обстоятельств, делающих

необходимым проведение максимально полных, всесторонних исследований.

Именно такими преимуществами обладает комплексная экспертиза.

Четвертое условие – обязательность исключения вопросов, требующих

сугубо правовых оценок, например наличие в действиях лица умысла, в мерах

наказания с учетом особенностей его личности, нравственном облике, мотивах,

целях инкриминируемых деяний.

И, наконец, пятое условие обоснованности назначения КСППЭ –

постановка вопросов, соответствующих уровню научной компетенции эксперта,

кругу правомочий, теоретических знаний и опыту КСППЭ. 3

На современном этапе развития КСППЭ к этому кругу вопросов относятся

следующие:

1. Установление индивидуально-психологических особенностей личности

подэкспертных, перенесших нервно-психические вредности и имеющих признаки

пограничной психической паталогии, выяснение их влияния на поведение в

интересующий следователя и суд момент.

2. Установление у лиц с признаками психической паталогии или перенесших

нервно-психические вредности вида из глубины эмоциональных реакций в

интересующий следователя и суд момент.

Необходимость в назначении КСППЭ эмоциональных

состояний может возникнуть тогда, когда у следователя

и суда возникает предположение, что эти состояния могли

повлиять на способность субъекта преступления в полной

мере сознавать значение своих действий или руководить

ими.

3. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки

отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих

действий и опрдедление, в какой мере они способны руководить ими.

Основанием для назначения экспертизы в этих случаях являются симптомы

замедленного психического развития несовершеннолетнего.

4. Установление способности обвиняемых, свидетелей и потерпевших,

перенесших те или иные нервно-психические вредности и обнаруживающих

признаки психической патологии, правильно воспринимать имеющие значение

для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Здесь

основанием для экспертизы может быть наличие внешних условий,

затрудняющих восприятие и осмысление определенных событий.

5. Установление спосоности малолетних и несовершеннолетних и иных

потерпевших по делам об изнасиловании, обнаруживающих признаки

психических отклонений или перенесших нервно-психические вредности,

правильно понимать характер и значение действий виновного и оказывать

сопротивление.

Основанием для назначения экспертизы является

пассивное поведение потерпевшей в период изнасилования,

неадекватное ее отношение к случившемуся, заявление о

применении обвиняеым средств психологического давления,

о наступившем изменении состояния, лишавшем

возможности оказывать сопротивление.

6. Установление наличия у лица, предположительно покончившего жизнь

самоубийством, в период, предшествовавший его смерти, психического

состояния, предрасполагавшего к самоубийству, и возможных причин

возникновения этого состояния. Назначением экспертизы является наличие

фактических данных о конфликтной обстановке или, наоборот, внешней

безмотивности суицидального поступка, признаков изменения поведения

суицидента, о проявлениях у него накануне содеянного и в прошлом

подавленности, отчаяния, замкнутости и внутренней растерянности. 4

 

6. 5. Источники и правила сбора фактической информации.

Права и обязанности экспертов.

 

Cведения об объекте КСППЭ – обвиняемых, свидетелях и потерпевших –

могут быть получены двояким путем: непосредственно при экспертном

исследовании названных лиц в экспертном учреждении, в кабинете следователя

или суде; либо посредством исследования материалов уголовного дела,

содержащих информацию о психическом состоянии и поведении подэкспертного, о

его личности, характере, индивидных и индивидуальных свойствах в разные

периоды жизни.

Второй путь имеет особенно важное экспертное значение. Он позволяет

всесторонне и объективно рассмотреть целостную динамику психического

состояния и личности подэкспертного, в том числе в самый существенный для

дела момент – при совершении преступногодеяния.

В некоторых случаях без материалов уголовного дела экспертная оценка

психического состояния исследуемого в момент криминала в принципе

невозможна. Так, при патологическом аффекте и других временных болезненных

расстройствах психики, тяжелых черепно – мозговых травмах в момент

совершения преступления, в силу имевшего место нарушения сознания и явления

ретроградной амнезии лицо не способно воспроизводить содеянное и свое

состояние в период его совершения. По существу составить мнение о не

эксперты могут только на основании показании свидетелей или потерпевших.

Для КСППЭ особую ценность имеют показания свидетелей, потерпевших,

самого обвиняемого, его соучастников, медицинские характеристики, акты

ранее проводимых экспертиз протоколы следственных экспериментов,

приобщенные к делу письма и т.п.. Оценка личности является обязательным,

основополагающим моментом любой КСППЭ.

Напрвляя материалы уголовного дела на КСППЭ, следователь прежде всего

должен позаботиться о достаточно полном освещении в них возможно большего

числа субъективных отношений личности: к себе, к близким, к окружающим, к

работе, к досугу, к содеянному и т.д.

Раскрывать личность в материалах уголовного дела необходимо

посредством изложения основных деятельностей подэкспертного, системы его

доминирующих отношений, типичных поступков в тех или иных ситуациях,

актуализирующих определенные мотивы.

Только при достаточно полном отражении фактических данных следователем

в материалах дела, правильном извлечении и верной интерпретации их

экспертами можно установить действительную истину по делу. Поэтому при

недостаточном раскрытии личности исследуемого в материалах дела эксперт

может и должен поставить вопрос о необходимых дополнениях, указав, какие

именно сферы личности нуждаются в уточнении.

Особый экспертный интерес и практическую важность для КСППЭ

представляют неофициальные личные документы и продукты творчества

исследуемых: дневники, заметки, записные книжки, письма, стихи, проза,

мемуары, рассказы, рисунки, наиболее полно раскрывающие их внутренний мир.

Они нередко служат лучшими информативными источниками, проливающими свет на

особенности психического состояния исследуемого накануне или в момент

самоубийства, позволяют понять его причины.

Всю перечисленную информацию, имеющую важное значение для КСППЭ,

эксперты могут получить тольео в виде соответствующим образом оформленных

материалов уголовного дела и только через следователя (суд)

При невозможности дачи заключения эксперты в письменной форме сообщают

об этом органу, назначившему КСППЭ. Это составляет одну из форм выполнения

экспертами-психиатрами или экспертами-психологами их основной

процессуальной обязанности – осуществлять полное, всестороннее, основанное

на достижениях передовой науки исследование психики подэкспертного и дать

объективные, достоверные ответы на поставленные следователем, судом вопросы

в строгом соответствии со своей экспертной компетенцией, действительным

состоянием психики исследуемого в момент освидетельствования и материалами

уголовного дела, характеризующими психическую сферу подэкспертного.

 

12.Условия назначения СПЭ эмоциональных состояний.

Перед назначением судебно-психологической экспертизы следует четко установить повод для ее назначения, т. е. выявить факты, свидетельствующие о необходимости проведения СПЭ. Вначале М.И. Еникеев рассматривает поводы для обязательного назначения судебно-психологической экспертизы. I. Умственная отсталость несовершеннолетнего обвиняемого. СПЭ может быть назначена только после проведения СПЭ и при наличии в поведении лица отдельных псих-их проявлений, свидетельствующих о возможности его отставания в психическом развитии. При этом ни педагогическая запущенность, ни низкая успеваемость не являются показателями отставания в психическом развитии несовершеннолетнего.

 

II. Выявление способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Следователь (судья) должен знать возможности СПЭ в этой области.СПЭ может установить индивидуальные особенности психики, уровень абсолютной и разностной чувствительности, особенности цветоощущений, объем восприятия, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений, особенности звуковысотного различия и т. д.Способность давать правильные показания связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности личности, как внушаемость, склонность к фантазированию. Перед экспертом должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела. Такими вопросами могут быть, например: имеются ли у данного лица резко выраженные отклонения в восприятии и понимании определенных явлений; обладает ли лицо повышенной внушаемостью; может ли слабое умственное развитие данного лица быть причиной искажений передаваемой им информации и т.п.Перед экспертом нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний. СПЭ не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная задача следователя.

 

III. Установление или отрицание беспомощного состояния потерпевшей в связи с расследованием половых преступлений. Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: общая физическая слабость, болезнь, алкогольное опьянение, отсутствие возможности свободного волеизъявления, малолетний возраст, неспособность правильно оценивать ситуацию и др. Перед СПЭ в этих случаях могут быть поставлены два вопроса: 1) находилась ли потерпевшая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощности; 2) могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, сознавать характер и значение совершаемых с ней действий.

 

IV. Поводом для проведения СПЭ в связи с аффектом является наличие признаков крайне повышенного и внезапно возникшего эмоционального перевозбуждения, проявившихся в преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего. Взрывная импульсивность, конфликтность, не подчиненность действий сознательному контролю — основные критерии аффекта. Аффект возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей или в результате длительного накопления травмирующих воздействий при отсутствии в поведенческом фонде личности адекватных способов реагирования на эти воздействия. Аффект возникает в остроконфликтных ситуациях, при этом происходит дезинтеграция, распад сознания. Для определения состояния аффекта перед экспертом ставится один вопрос: находилось ли лицо в момент совершения определенных действий в состоянии физиологического аффекта?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.