Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы применения специальных психологических знаний в юрисдикции, их сходства и различия.






Специальные психологические знания могут быть использо­ваны в юрисдикции в трех формах: психологическая экспертиза;

 

участие специалиста-психолога; психологическая консультация.

 

Все эти формы схожи между собой по технологии и методи­ческим особенностям применения специальных психологиче­ских знаний. Различаются они по юридическим особенностям, процессуальному статусу, полномочиям, степени самостоятель­ности психолога.

 

В юриспруденции наиболее активно используется судебно-психологическая экспертиза, т.е. форма применения специальных психологических знаний, когда лицо, обладающее ими, выступает в роли эксперта. Это связано с тем, что экспертиза и ее результа­ты имеют важное юридическое значение. Заключение судебно-психологической экспертизы является самостоятельным доказа­тельством в уголовном и гражданском процессах. Именно от ре­зультатов экспертизы порой зависят характер и содержание при­нимаемого полномочным лицом решения, характер и объем от­ветственности, формы и средства воздействия на правонарушите­ля. Психолог, выступающий в роли эксперта, несет правовую от­ветственность за истинность, научность и объективность прове­денного исследования, интерпретацию полученных данных и представленное заключение. Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование явлений психики, поэтому проводит­ся преимущественно в отношении психически здоровых людей. Ее назначение целесообразно, если психическое здоровье направ­ляемых на экспертизу не вызывает сомнения у представителей следственных органов или подтверждено заключением судебно-психиатрической экспертизы. Поэтому судебно-психологическая экспертиза не должна предшествовать судебно-психиатрической экспертизе или они могут проводиться параллельно.

 

В перечень проблем судебно-психологической экспертизы можно включить разрешение любых психологических вопросов, интересующих следователя, суд, орган дознания и имеющих зна­чение для дела. Такие вопросы касаются психических процессов, явлений и свойств психической деятельности человека и влияю­щих на нее объективных и субъективных факторов, т.е. непосред­ственный объект судебно-психологической экспертизы — психика конкретного человека, что представляет достаточно сложный и динамичный объект исследования. Поэтому эффективность су­дебно-психологической экспертизы зависит от компетентности и уровня квалификации специалистов, привлекаемых в качестве экспертов-психологов.

 

Теория и практика психологической экспертизы носят объек­тивный характер и отражают развитие теоретической и практиче­ской сторон общей и юридической психологии, с одной стороны, и теории и практики юриспруденции, в частности юрисдикции, — с другой. Теоретической базой психологической экспертизы была и остается общая и юридическая психология. Методическая ее база формируется на основе поступательного движения этих и других отраслей психологии и правовой регламентации процессу­альной деятельности. Судебно-психологическая экспертиза, пред­ставляя форму психологической практики, отражает все тенден­ции, характерные для последней.

 

Теория использования специальных психологических знаний в уголовном, гражданском или административном процессах раз­вивается в рамках теории применения специальных психологиче­ских знаний в юрисдикции, которая входит в систему юридиче­ской психологии и в то же время тесно связана с криминалисти­кой, криминологией, наукой уголовного и административного права, уголовного и гражданского процессов, теорией государства и права, другими отраслевыми юридическими науками.

 

Таким образом, из уголовного и гражданского судопроизвод­ства вытекают следующие формы применения специального знания: лицо, обладающее специальными знаниями, выступает в процессе в роли эксперта или специалиста.

 

Обе формы схожи между собой по технологии, методиче­ским особенностям применения специального знания, но разли­чаются по юридическим особенностям, процессуальному стату­су, полномочиям, степени самостоятельности лица, привлекае­мого как эксперт или специалист. Именно две формы: 1) судеб­но-психологическая экспертиза и 2) участие специалиста-психолога в суде являются основными формами использования специальных психологических познаний. Подтверждением тому служит факт, что в юридической практике накоплен значитель­ный опыт привлечения психологов в качестве экспертов или специалистов.

 

В юридической литературе большинство авторов также склонны выделять указанные формы использования специаль­ных психологических познаний, разница между которыми, как полагают, заключается в значимости для заказчика используе­мого знаний и в статусе привлекаемых лиц. Эксперт проводит исследование и излагает свою позицию, мнение по поводу кон­кретного обьекта исследования. Что касается специалиста, то он разъясняет, опираясь на собственные специальные знания, от­дельные явления и факты, консультирует в отношении этих яв­лений и фактов должностное лицо или орган, оказывает помощь в обнаружении и фиксации определенных фактов и явлений, помогает должностному лицу письменно изложить установлен­ные обстоятельства и факты. Специалист в отличие от эксперта лишен процессуальной самостоятельности и действует под кон­тролем и по указанию полномочного лица или органа. Так, по требованию органа дознания, следователя, прокурора, судьи и суда в уголовном и гражданском процессах психолог принимает участие в процессуальных действиях (особенно когда они прово­дятся с участием несовершеннолетних и малолетних лиц), дает разъяснения по поводу психологических проявлений и феноме­нов правонарушений, поведения участников процесса, помогает с психологической точки зрения спланировать и провести про­цессуальное действие. Участие специалиста-психолога в процес­се носит производный и вспомогательный характер.

 

Имеющиеся недостатки в развитии практики привлечения в уголовный процесс специалистов-психологов могут быть в пер­спективе ликвидированы благодаря дальнейшему росту психо­логической подготовленности работников дознания, следовате­лей, прокуроров, судей, адвокатов. Хотя в законе прямо не ука­зано на необходимость привлечения специалистов-психологов к производству следственных и судебных действий, имеющиеся общие нормы привлечения специалистов, педагогов и врачей к следственным и судебным действиям с участием малолетних и несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, обвиняемых и подсудимых дают основания утверждать, что закон предоставля­ет возможность уполномоченному органу в уголовном процессе пользоваться помощью специалиста-психолога. На наш взгляд, в перспективе участие такого специалиста в уголовно м судопроиз­водстве должно быть непосредственно предусмотрено в законе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.