Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система региональной государственной власти






Федеративное государство предполагает существование как минимума двух уровней власти: федеральный и уровень субъектов. Для Российской Федерации как федеративного государства характерно наличие нескольких уровней государственного управления: федерального уровня, регионального (субъектов Федерации) и местного (органов местного самоуправления). Система трехуровневой власти является одним из признаков демократичности государства, а разделение полномочий между этими уровнями власти – признаком ее децентрализации.

Система государственной власти в России имеет два уровня – федеральный и региональный. Конституция регламентирует как исключительные полномочия федеральных органов государственной власти и исключительные полномочия региональных органов государственной власти, так и совместные полномочия федеральных и региональных органов власти. Полномочия органов местной власти в Конституции определены отдельно, поскольку в России гарантируется самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Правовым основанием образования и деятельности органов государственной власти субъектов РФ являются Конституция, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Федерации.

Конституция определяет основные принципы, на которых должна строится деятельность органов государственной власти субъектов РФ: самостоятельность и независимость органов власти субъектов РФ, обладающих вне предметов федерального ведения и предметов совместного ведения всей полнотой государственной власти; государственная целостность и единство органов государственной власти; защита прав граждан на всей территории Российской Федерации; разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ.

Установление общих принципов организации государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно. Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ четко установил систему органов государственной власти регионов, которую составляют:

1) законодательный (представительный) орган государственной власти;

2) высший исполнительный орган государственной власти;

3) иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) государственная и территориальная целостность России;

2) распространение суверенитета России на всю ее территорию;

3) верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России;

4) единство системы государственной власти;

5) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

6) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ;

7) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по взаимному соглашению могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий.

Специфику организации государственной власти в субъектах РФ определяет распределение полномочий исследуемого уровня управления по горизонтали, механизм взаимного сдерживания и контроля, способ формирования и политическая ответственность исполнительных органов власти и высших должностных лиц субъекта РФ. Именно это характеризует форму правления в конкретном регионе в рамках известных трех моделей организации власти: президентской, парламентской или смешанной (президенте ко – парламентской).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и структура законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов РФ.

основы статуса, Законодательный орган имеет статус постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной власти субъекта РФ. Его функции составляют законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения, а также самостоятельное решение вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Законодательный орган обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Наименование законодательного органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Формирование Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ определяет структуру и способы формирования законодательного органа государственной власти. Депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ избираются гражданами России, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом. Депутатом может быть избран гражданин России, обладающий в соответствии с федеральным законодательством, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются федеральным законодательством, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Большинство законодательных органов субъектов РФ являются однопалатными, лишь в некоторых республиках законодательные органы власти состоят из двух палат. Законодательные органы субъектов РФ формируются в ходе специальных выборов на основе мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Не менее 50% депутатов законодательного органа субъекта РФ должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями.

Число депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Численный состав депутатских мандатов колеблется от 11 в Таймырском автономном округе до 194 депутатов в Республике Башкортостан. Срок полномочий депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ, но не может превышать пяти лет. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ.

Расходы на обеспечение деятельности законодательного органа государственной власти субъекта РФ предусматриваются в бюджете субъекта РФ отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Управление и распоряжение средствами бюджета субъекта РФ в процессе его исполнения законодательным органом, отдельными депутатами или группами депутатов не допускаются. При этом полномочия законодательного органа субъекта РФ по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта РФ не ограничиваются.

Законодательный орган является правомочным, если в его состав избрано не менее /3 от установленного числа депутатов. Правомочность заседания законодательного органа определяется законом субъекта РФ. Заседания законодательного органа являются открытыми, но допускается и закрытая форма, что устанавливается регламентом этого органа.

полномочия (

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

 

а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;

 

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

 

(см. текст в предыдущей редакции)

 

б.2) заслушивает ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

 

в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

 

2. Законом субъекта Российской Федерации:

 

а) утверждаются бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

(см. текст в предыдущей редакции)

 

(см. текст в предыдущей редакции)

 

в) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

 

д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;

 

е) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и отчеты об их исполнении;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

 

з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации;

 

к) устанавливаются порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и порядок отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

(см. текст в предыдущей редакции)

 

л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;

 

м) устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

н) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.

 

3. Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

 

(см. текст в предыдущей редакции)

 

(см. текст в предыдущей редакции)

 

б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

в) назначаются выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо оформляется решение об избрании высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, назначается голосование по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

(см. текст в предыдущей редакции)

г) назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

д) оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

е) утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) одобряется проект договора о разграничении полномочий;

 

з) назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

и) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

 

4. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации:

 

а) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

б) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

 

5. В случае, если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации принимаются палатой, сформированной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 настоящего Федерального закона. Иные полномочия каждой из палат осуществляются на основании настоящего Федерального закона, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации. (см. текст в предыдущей редакции)

)

законодательного органа достаточно обширны. Это:

1) утверждение программ социально-экономического развития региона;

2) установление налогов и сборов и порядка их взимания (по предметам ведения субъекта РФ);

3) установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов, установление отчетности о расходовании средств этих фондов;

4) управление и распоряжение собственностью субъекта РФ;

5) утверждение и расторжение договоров субъекта РФ;

6) установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ;

7) установление порядка проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ;

8) проведение выборов в органы местного самоуправления;

9) определение административно-территориального устройства и порядка его изменения;

10) утверждение схемы управления субъектом РФ, определение структуры высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ: принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ.

Законом субъекта РФ:

1) утверждаются бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ;

2) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ;

3) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ;

4) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;

5) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и отчеты об их исполнении;

6) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

7) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ;

8) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ;

9) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

10) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения;

11) устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта РФ.

Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ:

1) принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;

2) оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ;

3) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ;

4) оформляется согласие на назначение на должность отдельных должностных лиц субъекта РФ, если такой порядок предусмотрен Конституцией, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта РФ;

5) назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

6) назначается референдум субъекта РФ в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ;

7) оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта РФ, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный орган государственной власти субъекта РФ принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;

8) утверждается соглашение об изменении границ субъекта РФ;

9) одобряется проект договора о разграничении полномочий;

10) назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

11) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению законодательного органа государственной власти субъекта РФ.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ в установленных конституцией (уставом) субъекта и законами субъекта РФ пределах и формах осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ, представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ.

Законопроекты, внесенные высшим должностным лицом субъекта РФ, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке. Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ, рассматриваются законодательным органом по представлению высшего должностного лица либо при наличии заключения указанного лица, которое представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в срок не менее 20 календарных дней.

Полномочия законодательного органа субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:

1) принятия решения о самороспуске;

2) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ в случае принятия нормативного правового акта, противоречащего актам высшей юридической силы, если такие противоречия установлены судом, а законодательный орган не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

В случае роспуска законодательного органа назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган субъекта РФ. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа.

Полномочия могут быть прекращены досрочно также в случае вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) субъекта РФ в случае:

1) издания им актов, противоречащих Конституции, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

2) иного грубого нарушения федерального законодательства, законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.

Решение о недоверии высшему должностному лицу принимается 1/3 голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее 1/3 от установленного числа депутатов. Данное решение влечет немедленную отставку высшего должностного лица и возглавляемого им органа.

В случае отставки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ он продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ: порядок избрания, полномочия, случаи и процедура досрочного прекращения полномочий.

Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ по представлению Президента РФ законодательным органом субъекта РФ. Если уставом субъекта предусмотрен двухпалатный законодательный орган субъекта РФ, решение о наделении гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ принимается на совместном заседании палат.

Положение о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта РФ утверждено Указом Президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 1603. Предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ вносится Президентом РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.

Перед внесением Президентом РФ предложения о кандидатуре высшего должностного лица субъекта в законодательный орган субъекта РФ проводятся консультации по кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ. Законодательный орган субъекта РФ рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру высшего должностного лица субъекта РФ в течение 14 дней со дня внесения представления.

Решение законодательного органа субъекта РФ о наделении гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного органа. В случае, когда субъектом РФ предусмотрен двухпалатный законодательный орган, решение о наделении гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов каждой из палат законодательного органа власти субъекта РФ.

В случае отклонения представленной кандидатуры высшего должностного лица субъекта РФ, Президентом РФ не позднее семи дней со дня отклонения повторно вносится предложение о кандидатуре. В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры (представленных кандидатур) высшего должностного лица субъекта РФ, Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, но не более чем на шесть месяцев.

В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры высшего должностного лица субъекта РФ проводятся соответствующие консультации с законодательным органом субъекта РФ по кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ. По результатам консультаций Президент вправе внести предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта либо назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта.

Если политическая партия в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» инициировала рассмотрение законодательным органом субъекта РФ предложения Президенту РФ о кандидатуре высшего должностного лица субъекта, данное предложение подлежит рассмотрению законодательным органом субъекта с учетом сроков, установленных федеральным законодательством для обеспечения реализации Президентом РФ своих полномочий по внесению указанной кандидатуры. Предложение политической партии о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ, поддержанное большинством голосов от числа избранных депутатов законодательного органа субъекта РФ, оформляется соответствующим решением законодательного органа и направляется в установленном порядке Президенту РФ.

Если право инициировать рассмотрение предложения принадлежит более чем одной политической партии, самостоятельно участвовавшей в соответствующих выборах по формированию законодательного органа субъекта РФ, законодательным органом субъекта РФ рассматривается предложение каждой политической партии. В этом случае Президенту РФ направляется предложение политической партии о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ, поддержанное наибольшим числом голосов депутатов, которое должно быть не менее чем большинство голосов от числа избранных депутатов законодательного органа субъекта РФ.

Если уставом субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный орган государственной власти субъекта РФ, предложение политической партии о кандидатуре высшего должностного лица рассматривается на совместном заседании палат. Указанное предложение политической партии направляется Президенту РФ, если оно поддержано большинством голосов от числа избранных депутатов каждой из палат законодательного органа субъекта РФ.

Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ на срок не более пяти лет.

Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ устанавливается уставом субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта.

полномочия В целом, высшее должностное лицо субъекта РФ имеет следующие: 1) представляет субъект РФ в отношениях с иными субъектами РФ, органами государственной власти; 2) подписывает законы, принятые законодательным органом власти;

3) формирует в установленном конституцией (уставом) субъекта РФ порядке и в соответствии со структурой органов исполнительной власти высший орган исполнительной власти субъекта РФ;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта РФ; 5) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ; 6) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством, обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Если высшее должностное лицо субъекта РФ временно не может исполнять свои обязанности, их исполняет должностное лицо, предусмотренное конституцией (уставом) субъекта РФ.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ прекращаются досрочно в случае: а) его смерти; б) отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным органом субъекта РФ; в) его отставки по собственному желанию; г) отрешения его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей; д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; и) утраты им гражданства Российской Федерации.

Законодательный орган субъекта РФ выражает недоверие высшему должностному лицу субъекта РФ в случае: 1) издания им актов, противоречащих Конституции, федеральному законодательству, уставу и законам субъекта РФ, если эти противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта РФ не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения; 2) установленного судом грубого нарушения федерального законодательства и законодательства субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан; 3) ненадлежащего исполнения высшим должностным лицом субъекта РФ своих обязанностей.

Решение законодательного органа субъекта РФ о недоверии высшему должностному лицу принимается 1/3 голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее 1/3 от установленного числа депутатов.

В двухпалатном законодательном органе субъекта РФ решение о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ принимается 1/3 голосов от установленного числа депутатов каждой из палат по инициативе 1/3 от установленного числа депутатов палаты, наделенной конституцией (уставом) субъекта РФ правом инициирования вопроса о выражении недоверия высшему должностному лицу субъекта РФ. Решение законодательного органа субъекта РФ о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности. Решение Президента РФ об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

В случае отставки высшего исполнительного органа власти субъекта РФ он продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа власти субъекта РФ.

Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, в случае:

а) досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ;

б) временного отстранения высшего должностного лица субъекта РФ от должности;

в) отсутствия законодательного органа власти субъекта РФ или его самороспуска;

г) непринятия законодательным органом власти субъекта РФ по представленной Президентом РФ кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ в установленный законом срок решения о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица;

д) двукратного отклонения законодательным органом субъекта РФ представленной кандидатуры (представленных кандидатур) на должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Временно исполняющий обязанности высшего должностного лица субъекта РФ не имеет права распускать законодательный орган субъекта РФ, вносить предложения об изменении устава субъекта РФ.

Предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ вносится Президентом РФ и рассматривается законодательным органом субъекта РФ не позднее 14 календарных дней со дня досрочного прекращения полномочий либо не позднее 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.

Уставом субъекта РФ для временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ могут быть установлены ограничения на осуществление отдельных полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 12.03.2014) " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Статья 22. Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации

 

1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.

 

2. Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.

 

3. Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.


Основы деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 20.

 

1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

 

3. Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

 

4. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

 

5. Финансирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и возглавляемых им органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных отдельной статьей.

 

 

Статья 21. Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации

 

1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

(см. текст в предыдущей редакции)

 

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

 

а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

а.1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;

 

б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

 

в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

 

г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

 

д) управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд;

 

ж) исключен. - Федеральный закон от 04.07.2003 N 95-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

з) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

 

 

Организация деятельности иных органов государственной власти в субъектах РФ:

избирательной комиссии субъекта РФ Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 12.03.2014) " О выборах Президента Российской Федерации"

Статья 20. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации:

1) координирует деятельность избирательных комиссий на территории субъекта Российской Федерации;

2) обеспечивает взаимодействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

 

3) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

4) обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации для всех кандидатов, политических партий соблюдение установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами условий предвыборной деятельности;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) формирует территориальные избирательные комиссии и назначает их председателей;

6) обеспечивает единообразное использование на территории субъекта Российской Федерации ГАС " Выборы" в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) обеспечивает в соответствии с решениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации изготовление избирательных бюллетеней на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и передачу их в территориальные избирательные комиссии;

8) обеспечивает доставку в нижестоящие избирательные комиссии открепительных удостоверений, других избирательных документов;

9) распределяет средства, выделенные ей на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, в том числе распределяет часть этих средств между территориальными избирательными комиссиями, осуществляет контроль за целевым использованием указанных средств и средств, поступивших в избирательные фонды кандидатов;

10) устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории субъекта Российской Федерации;

 

11) обеспечивает соблюдение утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых избирательных комиссий, порядка хранения и передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения избирательных документов;

(см. текст в предыдущей редакции)

12) контролирует соблюдение на территории субъекта Российской Федерации единого порядка подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и определения результатов выборов;

13) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации;

14) устанавливает итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации и передает протокол об итогах голосования в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

15) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий в данном субъекте Российской Федерации и их должностных лиц, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

16) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, о ходе избирательной кампании;

(см. текст в предыдущей редакции)

17) осуществляет контроль за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации на территории субъекта Российской Федерации;

18) осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств иных избирательных фондов кандидата, указанного в пункте 10 статьи 58 настоящего Федерального закона, и еженедельно представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сведения о поступлении и расходовании этих фондов;

 

19) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

счетной палаты субъекта РФ Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 28.12.2013) " О Счетной палате Российской Федерации"

Статья 14. Полномочия Счетной палаты

 

1. Счетная палата обладает следующими полномочиями:

1) осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности;

 

2) направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы;

3) получает в сроки, установленные для осуществления своих функций, информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также осуществляет формирование предложений к плану статистических работ и запрос данных государственной статистики;

 

4) получает постоянный доступ к федеральным государственным информационным системам, необходимый для осуществления внешнего государственного аудита (контроля);

 

5) запрашивает сведения о составе данных ведомственных информационных систем объектов аудита (контроля);

6) привлекает к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий государственные контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков;

7) осуществляет по обращениям контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности;

 

8) организовывает взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе по вопросам планирования и проведения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

 

9) оказывает контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

10) анализирует и формирует предложения по составу макроэкономических и других ключевых показателей (индикаторов) социально-экономического развития Российской Федерации, а также критериев и методов их оценки;

 

11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

 

2. Создание, реорганизация и ликвидация научных и иных учреждений (организаций), необходимых для обеспечения деятельности Счетной палаты, осуществляются по решению Председателя Счетной палаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

3. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется путем проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля) в соответствии с утверждаемыми Счетной палатой стандартами внешнего государственного аудита (контроля).

 

4. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется в виде финансового аудита (контроля), аудита эффективности, стратегического аудита, иных видов аудита (контроля) в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.

 

5. Финансовый аудит (контроль) применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, проверок финансовой и иной деятельности объектов аудита (контроля). При проведении финансового аудита (контроля) в пределах компетенции Счетной палаты осуществляется проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

 

6. Аудит эффективности применяется в целях определения эффективности использования федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, полученных объектами аудита (контроля) для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач развития Российской Федерации и осуществления возложенных на нее функций.

 

7. Стратегический аудит применяется в целях оценки реализуемости, рисков и последствий результатов реализации стратегических целей обеспечения безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации. Оценке подлежат конечные (целевые) и достигнутые (текущие) значения ключевых национальных показателей, отражающие степень и качество реализации социально-экономических эффектов и совокупных эффектов социально-экономического развития Российской Федерации.

 

8. Аудит государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ) применяется для оценки качества их формирования и реализации в части:

1) соответствия хода и результатов их реализации заданным требованиям;

2) обоснованности и соблюдения графиков выполнения отдельных этапов работ и сведений о ресурсном обеспечении;

3) соотношения результатов с затраченными федеральными ресурсами.

 

9. Оценка федеральных инновационных проектов, имеющих высокорисковый характер, осуществляется на основе анализа эффективности реализации совокупности проектов, обладающих схожими целями и характеристиками.

 

10. Аудит государственных и международных инвестиционных проектов проводится в целях оценки обоснованности объемов и сроков осуществления капитальных вложений (инвестиций), а также оценки результатов действий и эффективности вложений федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты.

 

11. Аудит федеральных информационных систем и проектов проводится с учетом требований соответствующих международных стандартов и стандартов Российской Федерации.

 

12. Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля), проводится в целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. Оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами. уполномоченного по правам человека в субъекте РФ Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

– рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;

– анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

– развитие международного сотрудничества в области прав человека;

– правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;

– подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;

– выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;

– направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;

– обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;

– обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;

– принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

– анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;

– информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;

– направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.