Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание как предмет психологии. Основные явления и свойства сознания






Декарт: критерий психического - сознавание (отждествление психики и сознания). Два вида нашего существования: реальная жизнь и познание. В жизни решимость к поступку (действовать как решил). В познании метод сомнения (цель сознания – стремление к истине). Сомнение акт мышления => мышление познается нами прежде и достовернее, чем какая бы то ни было телесная вещь. Мышление = все то, что совершается в нас осознанно. Т.о., Декарт нашел достоверное познание души в непосредственном переживании психических процессов. Здесь выделен критерий отличия психического от непсихического: сознаваемость (шаг вперед перед античностью. Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания и обращается к рассмотрению только своих мыслей, т.е. субъективных состояний.Строгое деление души и тела. Тело превращается в машину, которая взаимодействует с душой (пр./р. страх – тело бежит, душа может остановить, путем раскачивания железы, из-за чего активация животных духов). Локк - предложил метод исследования сознания. Два вида опыта: объекты ощущения и внутреннее восприятие действий нашего ума (размышление и рассматривание этих действий – рефлексия). Рефлексия – получение идей, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности. Ум может одновременно заниматься приобретенными идеями и рефлексировать эту свою деятельность = > метод изучения собственно психической деятельности – метод «внутреннего восприятия», «самонаблюдения». Декарт и Локк заложили рассмотрение основания для рассмотрения сознания как предмета психологии.

В.Вундт (1832-1920). Есть единый опыт, но изучать мы его можем по-разному. Всякий опыт распадается на два фактора: данное нам содержание и наше восприятие этого содержания. Первый из этих факторов – объект познания, второй – познающий субъект. Объекты познания изучает естествознание, а психология изучает все содержания нашего опыта в его отношениях к субъекту и в свойствах, непосредственно вносимых в этот опыт последним. Т.о., предмет психологии – непосредственный опыт. Объектом изучения осталось сознание. Метод – интроспекция. Основания: 1. В сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений (поднял руку – причина: принял решение поднять руку). Т.е. до причины доискиваться не надо, она дана непосредственно. 2. Интроспекция поставляет психологические факты в чистом виде, без искажений (преимущество перед естествознанием, где все добывается опосредованно). Для психолога данные ощущения – та действительность, которая его интересует. Эксперимент + интроспекция. Ограничения: не вся психика поддается экспериментальному исследованию. Вундт ограничил эксперимент областью простейших психических процессов – ощущений, представлений, времени реакции, простейших ассоциаций и чувствований. Исследование ВПФ и психического развития требует других методов. Элементы: ощущения (при непосредственном соприкосновении с объектом); элементарные чувствования (элементарные эмоциональные реакции: удовольствие-неудовольствие, напряжение-разрядка, возбуждение-успокоение); представления (следы ощущений). Отношения: принцип ассоциаций (Юм: по сходству, по смежности в пространстве и времени, причинность); (Гербарт: слияние сходных представлений, ассимиляция, диссимиляция, компликация – соединение отдельных ощущений без потери в своем качестве в некоторое целостное образование. Законы душевной жизни: 1. Закон психических отношений – все элементы сознания находятся в связи друг с другом и друг от друга зависят. 2. Закон контраста – если эти отношения – отношения контраста, то они воспринимаются отчетливо. 3. Закон творческого синтеза – сложные психические образования несводимы к своим частям. 4. Гетерогония (разнородность) целей – промежуточная цель может приобрести статус главной. Свойства сознания: сознание ритмично по своей природе (восприятие чередования ударов метронома); объем сознания = 7+2 (организованные такты, отдельные удары – субъективное равенство двух следующих друг за другом рядов, симультанное восприятие букв); поле сознания (ясное сознание (фиксационная точка сознания, точка внимания), сознание (зрительное поле сознания), запороговая область сознания). Апперцепция – восприятие, попадающее в фиксационную точку внимания, перцепция – восприятие в более обширном объеме сознания. Динамика апперцепции и перцепции: если перцепция связана с апперцепцией, то может быть получение большего (целого), если такой связи нет, то перцепт может быть вытеснен за порог сознания. Т.е. объединение более или менее значительного комплекса элементов связующей эти элементы функцией является апперцепция, причем она, в общем, всегда связывает непосредственно апперциптируемые части целого с примыкающими к ним только перципртируемыми частями (фраза и длинная фраза).

Кюльпе: четыре свойства ощущения: качество, интенсивность, протяженность, длительность.

Титченер: интроспекция: а) интроспектируем только простейшие элементы сознания (ощущения и элементарные чувства); б) ошибка стимула.

Джемс: надо изучать не ощущения, а акт этого ощущения, не зрительный образ, акт зрения – фунуционализм. Сознание не структура, а процесс (динамическое целое). Поток сознания – непрерывно меняющийся процесс. Факт внутреннего опыта – происходят какие-то сознательные процессы.состояния сознания сменяются в нем одно другим. Свойства сознания: 1. Каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания (сознание принадлежит кому-то). 2. В границах личного сознания его состояния изменчивы(состояния сознания неповторимы, т.к. изменился и субъект и объект, тождественны объекты, а не ощущения). 3. Всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений (а) мы сознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу и следующие за ним как части одной и той же личности (Петр и Павел: прошлое у каждого свое); б) перемены в качественном содержании мысли никогда не совершаются резко (гром и тишина: гром нарушает тишину – сознание того, что в этот момент прекратилась тишина)) (Петухов: элементы сознания сугубо условны – истинного деления не происходит). 4. Одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает, все делает между ними выбор (центр и периферия: важное – это часть, а не все). Устойчивые и неустойчивые (переходы: если, тогда и т.д.) состояния сознания: сенсуалисты – отрицание таких ощущений, т.к. их нельзя наблюдать (связывание устойчивых образов: механистическое); интеллектуалисты – это особое свойство внечувственного опыта – Джемс – есть ощущения этих неустойчивых состояний. Психические обертоны (река, а в ней бочки): то что является антуражем, предварительные схемы и мысли. Между мыслями существует всегда какое-нибудь рациональное отношение (всегда есть какая-то связующая основа – следствие обертонов).

Фрейд: сознание – небольшая часть ума, она включает то что мы сознаем каждый момент.

Юнг: сознание лишено собственной психологической специфики – его единственный признак состоит в том, что благодаря сознанию перед индивидом предстают различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций (сознание – сцена, освещенная прожектором)

А.Н.Леонтьев Сознание – отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства. В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту. Предпосылки такого отражения – разделение труда (задача на осознание своего действия в структуре общей деятельности). Происходит разведение мотива целой деятельности и цели (сознательной) отдельного действия. Стоит особая задача на осознание смысла этого действия, которое не имеет биологического смысла (пр/р.: загонщик). Связь мотива и цели открывается в форме деятельности человеческого трудового коллектива. Возникает объективно-практическое отношение к предмету деятельности. Таким образом между предметом деятельности и субъектом стоит осознание самой деятельности по производству этого предмета.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.