Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологи.






 

Характер и способности.

Выготский:

В основе классификации Кречмера и Блонского – соответствие характера определенному времени (развертывание биологического типа). На самом деле есть врожденное и приобретенное (социальное). Человеческий организм – социальная единица, характер – приспособление к соц среде. Всегда есть цель, направленность рефлекса Павлова, но для достижения цели, формирования рефлекса нужны препятствия (перспективы будущего), если есть цель – стремление к компенсации. Все это вместе с социальным – развитие из необходимости. Препятствие стимулирует совершенствование – преодоление препятствия, приспособление (компенсация).

Динамическая точка зрения: одаренность и дефективность – 2 вида компенсации (исхода). У Фрейда человек прикован к прошлому, у Адлера – к будущему.

Воспитание – процесс формирование из биотипа социотипа. Гроос: игра – выработка того, чего не хватает для приспособления.

Анализ по структуре сознания: восприятие, память, мышление.

 

Лейтес:

Разная чувствительность – разные способности. Одаренность возникает в силу возрастных особенностей. Предпосылки умственного развития – совмещение ос-тей данного и последующего возрастов. Для одаренных детей: склонность к умственной деят-ти (игра), к деят-ти вообще, к все новым знаниям. Склонность – стремление к деят-ти; способность – возможность ее выполнения. У всех детей внеш копирование опережает овладение содержанием, а у одаренных тем более (формализм мышления, манипулирование понятиями). У таких детей признаки развития не достижения, а потребность в развитии.

 

Леонгард:

Акцентуированные черты могут перейти в патологию. Такие личности готовы как к сильно +, так и – развитию. Ненормальная личность – трудность в приспособлении к жизни даже при благоприятных условиях.

Чтобы понять нужно за всем наблюдать, самооценка наблюдаемого.

1.Демонстративный хар-р: истерия, вытеснение (если патология) – ложь, но в пределах доступного (разные поступки в разных ситуациях), иногда преследует материальные выгоды. Актеры – самовосхваление (и наоборот). Быстрые решения, хорошая приспособляемость (вживаются в других, но и отрекаются от себя). Фантазия.

2.Ананкастический хар-р: сверхпунктуальность, противоположность демонстративному; нерешительность (все взвешивают). Большая добросовестность, но много колебаний; тратят силы на избегание несчастного случая. Альтруизм.

3.Аффективно-застойный хар-р: злопамятность, задержка на успехе; обидчивость; достижение всего своим трудом.

 

Типологический подход:

Юнг:

Интроверт (объект в себя) и экстраверт (объект притягивает).

Экстраверт: перевешивают объектные отношения; основания поступка – влияние лиц и вещей; страдание от направленности во вне. Истерия – стремление производить впечатление, внушаемость. Бессознательная установка жертвы себя ради объекта – компенсация: эгоизм (общительность, но бестактность).

Интроверт: боязнь объекта – защита от него. Психастения: повышенная чувствительность, утомляемость.

 

Шпрангер:

1. Теоретический человек: установление связей, теоретизирование, оторванность от жизни.

2. Экономичный: мотив полезности. Смысл – не действие, а полезный эффект.

3. Эстетический: душа + фантазия: не связаны с экономикой (противоположны); творящие и наслаждающиеся.

4. Социальный: соц направленность в высшем проявлении – любовь.

5. Политический: власть (самоутверждение).Пассивные и активные. Физическая и духовная власть. Между ними – привычка.

6. Религиозный человек: направленность на внешнее переживание.

 

Лазурский:

Принцип активного приспособления к окруж среде. Зависит от услоовий и внутр сил (степень одаренности). Бедно одаренные пассинвы, а богато – активны.

Эндопсихика: внутренняя взаимосвязь психических ф-ий и эл-в – темперамент, характер. Ядро личности (мышление, воображение, память).

Экзопсихика: отношение личности к внеш объектам (отражение обстоятельств). Она влияет на эндопсихику.

Признаки повышение психического уровня:

1. Богатство личности: интересы, кол-во психической продукции.

2. Сила отдельных психич проявлений (развитие ВПФ).

3. Сознательность и идейность психия проявлений (духовная орг-я). Преобладание идей над чувствами. Сначала забота о себе, о будущем, потом ради идеи –жертва собою (центр личности идейный, а не органический).

4. Рост координации психических эл-в (объединение личности), сосредоточение всех ф-ий ради какого-то рода деят-ти.

 

Низший - преобладание влияния среды (слабая приспособленность).

Средний – есть место в жизни (соответствует задаткам), интересная деят-ть (приспособленность).

Высший – есть задатки, но желание перестроить среду (творчество).

Критерий моральной оценки – как человек реализует свои задатки.

Чистые типы – соответствие эндо и экзопсихики.

Низший уровень (деление по преобладающей психофизической ф-ии)

Рассудочные: слабая одаренность, аккуратность, бережливость, медленно соображают, часто нет цели, идеал – копирование, эгоизм.

Аффективные: подвижные, живые, чувственные (органически потребности, влечения), мечтатели (но не творческое воображение).

Активные: энергичные низшего порядка: импульсивные, глупые, азартные, внеш волевые акты преобладают над внутр); покорно-деятельные (мотивы действия внушаемы); упрямые (устойчивость раз принятых решений).

Средний уровень (деление по эндо и экзо):

Непрактичные, теоретики-идеалисты: ученые (спокойные, научный интерес); художники (творческое воображение); религиозные созерцатели (воображение, но в другом направлении).

Практики-реалисты: человеколюбцы (альтруисты, чувство симпатии, глубокие, устойчивые чувства); общественники (общительные, предприимчивые); властные; хозяйственные.

Отрицательная черта: стереотипизация (приписывание черт); нет личностного роста.

Либин:

Кречмер:

- шизотемический темперамент (худой, лептосом) – аутизм (замкнутость), склонность к абстракции (шизофрения);

- циклотемический (пикник) – наоборот шизотимику (МДП);

- иксотимический (атлетик) – спокоен, невысокая гибкость мышления (эпилепсия).

Шелдон:

- висцеротония (эндоморф – шарообразные формы, вялые руки, жир на плеяах и бедрах, но поджарые лодыжки) – дружелюбие, любовь к комфорту, пиветливость, расслабленность, тяга к людям в тяжелую минуту, мягкость при опьянении;

- соматотомия (мезаморф – развитая мускулатурная система, широкие плечи и грудная клетка) – уверенность, любовь к приключениям, скрытность в чувствах, агрессивность в опьянении;

- церебротония (эктоморф – слабое развитие, долговязость, узкая грудная клетка, живот, тонкие руки и ноги) – скованность в осанке, необщительность, скрытность, устойчивость к действию алкоголя, тяга к одиночеству в тяжелую минуту.

Критика таких типологий: игнорирование социальных условий; отождествление личностных черт с телосложением, темпераментом; здоровые люди носят в себе зародыш психического заболевания.

 

Проективный подход:

Соколова:

Беллак выделял 3 типа поведения: адаптивное (детерминировано стимулами, сходно у разных людей); проективное (недостаток инф-ии + ос-ти воспринимающего – эмоц состояние + мотивация); экспрессивное (стабильные со-ти испытуемого – лексика).

4 типа искажения в ТАТ:

1. Экстериализация – вплетение событий собственной жизни (“как со мной”).

2. Сензитизация – повышенная восприимчивость к объектам, соответствующим актуальным потребностям, конфликтам.

3. Простая проекция (мальчик – дверь).

4. Обратная проекция – защитная проекция Фрейда.

В концепции психоанализа: диагностика бессознательных влечений, трактовка поведения в соответствии им; неопределенность в обстановке (нет давления) – внутр проявления личности.

В концепции личностного смысла: внеш и внутр барьеры при достижении смысла. Внутр барьеры: обстоятельства; личностные хар-ки – препятствие в определенных ситуациях; ценности личности; негативные ожидания (избегание неудач).

 

41. Феномены группового влияния.

Этот феномен получил название в социальной психологии наименование феномена конформизма («приспособленчество»). В социально-психологической литературе чаще всего говорят не о конформизме, а о конформности или конформном повелении, имея ввиду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определённог стандарта, мнения, свойственного группе, еру подчинения индивида групповому давлению. Противоположными конформномти понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению».

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение гурппы принимается индивидом лишь внешене, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называют подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства.

В исследованиях конформности обнаружилась ещё одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на эксеприментальном уровне. Это- позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всём сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало, отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма (в действительности, это и есть подлинная независимость).

 

42. В чём основные причины ограниченной прогностичности результатов диагностических методик?

 

 

43. Самосознание: его функции, характеристики, развитие в онтогенезе.

Самосознание – это относительно устойчивая осознанная система представлений индивида о самом себе, осознание своего «Я» во всём многообразии индивидуальных особенностей, на основе которых человек строит свои взаимоотношения с людьми и сообразно этому относится к самому себе. Таким образом, самосознание является совеобразным фундаментом, на котором строится Я-концепция и Я-образ личности.

Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относится к самому себе. Рубинштейн: процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития. Через взаимодействие с миром (предметный, социальный).

Попытки критериев выделения самосознания:

Бехтерев. Простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.

Выготский, Рубинштейн. Самосознание есть этап развития сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-3 года).

Чамата: самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием, возникает по мере овладения собственным телом, в процессе превращения обычных действий в произвольные. Зарождение самосознания связано уже с внутриутробным периодом, важную роль в этом играют тактильные контакты, подготавливающие чувство ограниченности собственного тела.

Психоанализ. Процесс зарождения самосознания – процесс субъективного отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери.

Кон, Шпрангер. Периодом возникновения сознательного Я как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни.

Уровни самосознания. Столин. Из предыдущих взглядов видно, что самосознание выступает для различных авторов на разных уровнях. Происхождение самосознания, как и его развитие гетерогенно. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах. Уровневое строение самосознания. На каждом уровне самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активности субъекта и его деятельности. Различно и содержание и функции на этих уровнях: 1. Отражение субъекта в сист. его органической активности. 2. Отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношений. 3. отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей. При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням. Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы самосознания: 1. На уровне органического самосознания эта единица имеет сенсорно-перцептивную природу. 2. На уровне индивидного самосознания – воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая и социальная идентичность. 3. на уровне личностного самосознания эта единица – кнфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.

Важной категорией самосознания является поступок, как уже в свершившейся форме, так и в форме предвидения его внешнесоциальных и интимноличностных последствий. Признание или не признание факта свершения поступка – важная детерминанта определяющая весь характер личностной работы по сознанию своих мотивов и их принятию или отвержению. Взаимосуществование уровней отвечает следующим принципам: А) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего; Б) каждый из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно различными связями, отношениями, опосредованиями; В) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего; Г) вышележащий уровень управляет нижележащим; Д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с вышележащим.

Кант: сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»: а) Я как субъект мышления – рефлексирующее Я; б) Я как объект восприятия. Второе – это образ «Я». Образ «Я».

Розенберг. Образ «Я» состоит: 1. Наличное «Я» - каким индивид видит себя в настоящий момент; 2. Желаемое «Я» – каким бы он хотел себя видеть; 3. Представляемое «Я» – каким он показывает себя другим. Вместе: образ «Я» и самосознание (как рефлексирующее «Я») образуют две стороны «Я». На этой основе «Я» выполняет свои главные функции: а) регулятивно – организующую – чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен владеть адекватной информацией как о среде, так и состояниях и свойствах своей личности; б) Эго – защитная – ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа «Я», даже ценой искажения информации. (проблема адекватных и ложных самооценок).

 

44. Социально-психологические характеристики общения как интеракции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.