Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории эмоций в зарубежной психологии






Декарт. Рационалистическое учение о страстях. Природа страстей двойственна: они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причиной страстей является движение духов, под влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения (описание телесных, физиологических проявлений страстей). Источник страстей – воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная особенность. Первичные и вторичные страсти. Первичные: появляются в душе при соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Их назначение – сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни. Значение страстей: обеспечение единства души и тела (приучают душу желать признаного природой полезным). Недостатки: но страсти не всегда правильно отражают пользу для тела, увеличивают значительность добра и зла, связанные с этими вещами, отсюда неадекватное рвение.

Задача воспитания страстей: разум (адекватная оценка предметов) и воля (возможность отделить мысль о предмете от движения животных духов, возникших от этого предмета и связать их с другой мыслью о нем). Воля может не подчиниться страсти и не допустить движений, к которым страсть располагает тело.

Спиноза. Панпсихизм. Душу имеет каждое явление. Два начала физическое и психическое сосуществуют (две грани одного и того же). В душе два вида образований: а) идеи – образы вещей (познавательные образы) – то что отражает внешнюю действительность; б) аффекты – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствует ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идею этих состояний. Порядок активных и пассивных состояний нашего тела по своей природе совместен с порядком активных и пассивных состояний души. Три первичных аффекта: удовольствие (радость) – состояние через которое душа приходит к большему совершенству; неудовольствие (печаль) – состояние, через которое душа переходит к меньшему совершенству; желание – выражает нашу мотивацию, влечение с сознанием его. Из удовольствия следует желание сохранить это состояние. Из неудовольствия – избавиться. Аффекты относятся и к душе и к телу: удовольствие – приятность и веселость, неудовольствие – боль и меланхолия.

Попытки описать конкретные аффекты: Любовь – удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины (ненависть – аналогично).Вокруг любви и ненависти разворачивается много других событий. Один из механизмов дальнейшего развития любви и ненависти – механизм сопереживания (другу приятно и мне приятно – вторичное переключение на того, кто доставляет удовольствие предмету нашей ненависти). Любовь и ненависть порождает желание (кто кого любит, тот стремится сделать ему добро). Если любовь не разделяется – порождается неудовольствие – ищутся его причины – если в другом, то ненависть. Эмоции возникают на основе ассоциаций – почтальон принес хорошее известие, более симпатичен, чем горькую весть. Так шаг за шагом раскрывает возникновение эмоций. Если причина удовольствия – Я – гордость. Стыд – антипатия к себе. Т.е. два механизма: причинная и ассоциативная. Человек бессилен в укрощении или ограничении аффектов – рабство. Аффект может быть уничтожен только противоположным и более сильным аффектом. Аффект, причина которого, перед нами в наличности, сильнее, чем если бы причина была воображаемой. Этот способ познания эмоций – описательный. Но попытка выделить динамику развития эмоций. Когнитивисты. 1. Двухфакторная теория Шехтера. Эмоция определяется физиологическими (ВНС) и когнитивными компонентами, связанными между собой. Физиологический компонент выполняет энергетическую функцию, а когнитивный предает эмоциональную окраску (содержание), направленность. Экспериментальная проверка: 3 экспериментальные группы, одна контрольная. 1й группе - вводился адреналин и сообщалось, что возможны побочные явления в виде учащения сердцебиения, жара и т.д. - это информированная группа. 2й группе - адреналин, но сообщалось, что никаких побочных эффектов не будет - неинформированная группа. 3й группе - адреналин + сообщались не соответствующие действительности подробности - это ложноинформированная группа. Контрольная группа получала физ.раствор без комментариев. После чего появлялся некий товарищ, который демонстрировал два разномодальных типа поведения - эйфорию и ярость. Результат. 2я и 3я группы заражались его состоянием, остальные - не давали никакой реакции.

2. Когнитивная модель эмоций Арнольд. Оценка ситуации с точки зрения ее полезности или опасности. Перцепция -> оценка возможных последствий воспринимаемой ситуации для суб'екта -> оценка принимает форму эмоционального отношения, переживаемого как поведенческая тенденция к избеганию или стремлению -> само действие: стремление или избегание. Эту схему процесса когнитивной оценки ситуации уточнил и эксперементально обосновал Лазарус. Лазарус исследовал овладение стрессовыми или угрожающими ситуациями. Испытуемым демонстрировались фильмы неприятного содержания (кровавости

или просто гадости). Наблюдались два типа реакций: 1) Отрицание: " Чего бояться - это же просто фильм" 2) Интеллектуальная реакция - установка на отстраненное наблюдение. В качестве индикатора эмоционального уровня испытуемых регистрировалось КГР. По сравнению с неподготовленной группой (их не предупредили, что гадость покажут), группа, у которой было время выработать определенную модель восприятия 1 или 2 - показала заметно

более низкие нейровегетативные реакции (особенно 2). 3. Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Когнитивный диссонанс - негативное состояние, которое возникает если по крайней мере два представления (" знания") не могут быть согласованы друг с другом. Эта самая невозможность согласования и порождает мотивацию к уничтожению или редукции возникшего диссонанса.

Ассоционисты. (Ах) Детерминирующая тенденция – бессознательный принцип, который направляет сознательный процесс по заранее заданному руслу к решению задачи. И детерминирующая тенденция и сознательные процессы, ею направляемые, оказались непредставимы в терминах ощущений и образов. Для этих смутных ускользающих содержаний сознания Аху пришлось ввести термин «сознанность», а испытуемые научились описывать свое состояние в терминах ненаглядных переживаний сознания. Отношения между мотивами определяются складывающимися связями деятельности суб'екта, их опосредованиями, и поэтому являются релятивными. Смыслообразующие мотивы занимают более высокое положение даже если не обладают прямой аффектогенностью. Являясь ведущим в жизни личности, мотив для суб'екта оставался " за кадром" - и со стороны осознания и со стороны своей афектогенности.

Вундт как и всякий структуралист, искал инварианты психического, его извращения привели к выделению двух видов далее неразложимых " психических элементов", сочетающихся в более сложные образования - это ощущения и чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы, все, что человек отражает, сопровождается определенным чувством (суб'ективные впечатления). Высшей ступенью взаимодействия чувств и развивающихся из них аффектов являются волевые процессы. Чувствам присущи свойства качества и интенсивности. Разномодальные чувства Вундт нарек диспаратными и был этим очень горд. По качеству чувства выделялся длинный ряд переходных форм, который был представлен трехмерным пространством (удовольствие-неудовольствие, напряжение- разрядка и возбуждение-успокоение). Любое чувство может быть представлено точкой в этом пространстве. Аффект - форма течения чувств в этом самом пространстве, однако только сильных чувств, слабые, что показательно, к аффектам не приводят. Динамика - в каждый момент времени у человека имеется множество чувств - точек в пространстве, и их положение постоянно меняется. Близкие чувства об'единяются в более сложные, а те в свою очередь в процессе некой суммации и дают цельное ситуативное чувство. Многие чувства человеком не осознаются, однако профессионал может их распознать. Принципы слияния чувств: 1) целое чувство может качественно отличаться от его составляющих. 2) некоторые составляющие одного сложного чувства могут господствовать над другими. 3) общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием. Вундт: тесная связь эмоций и воли. Эмоция – готовность действовать – начало воли.

Психоанализ: эмоции – единственный материал, по которому мы можем судить о потребностях и мотивах. это ключ к познанию мотивов. Аффективный комплекс (психоанализ) – объединение в пределе любых деталий вызывающих аффект, т.е. чтобы аффект повторился достаточно упоминание любой детали. Фрейд: четыре источника тревоги (каждый раз речь идет о боязни что-то утратить). 1. боязнь утраты желанного объекта; 2. боязнь утраты позитивного отношения со стороны другого; 3. боязнь утраты себя (части себя); 4. боязнь утраты любви к себе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.