Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научный стиль. Научный стиль – это один из стилей литературного языка, обслуживающий сферу науки






Научный стиль – это один из стилей литературного языка, обслуживающий сферу науки. К научной литературе относятся монографии, статьи в научных журналах, научно- справочная, справочно-энциклопедическая, учебная литература, научно- техническая информация (аннотация, реферат и пр.) производственно- техническая литература и т. д.

Для научного стиля специфичными внутристилевыми чертами, которые формируют всю его языковую систему, являются отвлеченно- обобщенность, логичность, объективность и точность в отличие от речи художественной, общим свойством которой является художественно- образная конкретизация.

Научный стиль относится к письменно- книжному типу речи (правда, он может проявляться в устной речи в виде бесед, докладов, сообщений, выступлений, лекций и т.д.) и поэтому обладает всеми ее особенностями, и прежде всего тем, что научные произведения пишутся на литературном, строго нормированном языке.

Можно назвать следующие общие языковые черты научного стиля: соответствие нормам литературного языка, точность, ясность и лаконичность в выражении мыслей, высокий процент терминов, неэмоциональность, последовательность, завершенность, полнота высказывания, что достигается широким использованием сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов; перечисление, использование именных сочетаний (определения с определяемым словом) с «цепочкой» родительных падежей (особенно в заглавиях), использование условных знаков и символов.

Научный стиль неоднороден по своему составу. Поскольку содержание научных произведений может быть изложено для специалистов и для широкого круга читателей, можно выделить собственно- научный стиль и научно- популярный стиль, особыми ответвлениями которых являются стили учебно-научный, научно- публицистический и научно- мемуарный.

Лексико-фразеологический состав научного стиля включает в себя книжно- письменную лексику.

Основу всякого научного изложения, больше половины всего словарного запаса его, составляют общеупотребительные слова в их прямых конкретных значениях. Основное внимание в научных произведениях привлечено логической стороне излагаемого. Поэтому здесь широко используется научная терминология (поскольку она несет функцию передачи научных понятий) и общенаучная лексика, в том числе отвлеченные слова, обозначающие абстрактные понятия.

Фразеология научной речи специфична. В ней не распространены идиомы, пословицы, поговорки, редки крылатые слова и выражения. Для научной речи характерны такие, например, фразеологизмы и устойчивые словосочетания: дать возможность, развернуть дискуссию, извлечь корень, привести результаты, как показали наблюдения, резюмируя сказанное и т. п.

На словообразовательном и морфологическом уровнях для научного стиля характерно широкое использование словообразовательных моделей существительных, обозначающих понятие признака, движения, состояния (- ние, - ость, - ств(о), - к(а), - ци(я), - фикаци(я) и др.), отыменных прилагательных (- ическ(ий), - альн(ый), - ительн(ый), - ен, - ен(ый); характерны сложные и сложносокращенные слова.

Определяя морфологическую специфику научного стиля, следует прежде всего отметить преобладание имени над глаголом. Частое употребление имен существительных в сочетании с прилагательными в функции определения объясняется краткостью и большой информативностью научного стиля.

Для научного стиля характерно употребление цифрового, а не буквенного обозначения числительных.

Подавляющее число описаний в научной литературе с употреблением форм настоящего времени глагола, т.к. эта форма служит для выражения постоянного свойства предмета (в научных законах, правилах), например: соль растворяется, способности проявляются; под интеллектом понимается совокупность всех умственных способностей.

Большое распространение в научном стиле имеют краткие страдательные причастия, например: Особенности зрения и слуха будут рассмотрены при анализе механизмов восприятия.

В научном стиле большое место занимают предложные сочетания и союзы. Не употребляются в научных произведениях эмоциональные частицы и междометия.

На синтаксическом уровне для научного стиля характерно широкое использование словосочетания и формы родительного падежа в именных сочетаниях, разнообразных сложных предложений, безличных предложений, конструкций с инфинитивом, а также вводных и вставных конструкций, которые здесь выполняют роль внутренних введений, подчеркивают связь мыслей, последовательность изложения.

Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов, в функции которых выступают ряд наречий и других частей речи: так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, прежде всего и т.п.

Обратите внимание на образцы простого и сложного плана.

Образцы:

Простой план. 1..............? (.). 1.................?

2..............? (.). Сложный план.

1.............?

3..............? (.). 2.............? (.).

А)........?

Б)........?

1. Т е з и с ы это кратко сформулированные основные положения текста, в которых сжато и последовательно раскрывается его тема и основная мысль. Тезисы существенно отличаются от плана. Они передают содержание произведения, основные выводы автора и их обоснование. С помощью тезисов сжато и кратко передается то, что более подробно изложено в книге или статье.

Приступая к тезированию, необходимо внимательно прочитать произведение. Затем следует продумать основные идеи работы, изложить их в виде последовательных пунктов.

Различают два вида тезирования:

а) Извлечение авторских тезисов из текста;

б) Формулирование основных положений статьи или раздела книги собственными словами.

В первом случае необходимо найти в тексте основные положения, выдвигаемые автором, выписать их и расположить в определенной последовательности.

Во втором случае следует найти в тексте авторские мысли, изложить их своими словами и также записать в определенной последовательности.

А н н о т а ц и я – краткая характеристика книги, статьи в виде перечня главнейших вопросов. В аннотациях используются оценочные элементы, указывается адресат. Текст аннотации распадается на две части: в первой части содержится ответ на вопрос «о чем?», во второй – «кому?». Особое внимание уделяется указанию на точные выходные данные – указать автора (книги, статьи), название, место издания, издательство, год издания и т.д., например: аннотация – чего? на что? – аннотация вышедших изданий.

Отзыв – это мнение о произведении, впечатление о нем. В отзыве реализуется рассуждение – объяснение и, как правило, отсутствует детальный анализ

Рецензия разбор и оценка научного, художественного, музыкального произведения. В рецензии реализуется рассуждение – доказательство и рассуждение – размышление.

Обратите внимание: отзыв о чем-либо, рецензия на что-либо.

Запомните стереотипы, используемые для написания отзывов и рецензий: статья (книга) озаглавлена, она посвящена актуальному вопросу о…, в статье (в книге) автор останавливается на …, особенно детально рассматривается…, автор приводит интересные сведения о…, исследователь выдвигает…, в работе решается, рецензируемая работа интересна тем, что…, к числу несомненных достоинств следует отнести…, имеются следующие замечания, следует признать, считаем, полагаем, можно утверждать, что…, на наш взгляд, с нашей точки зрения, исходя из сказанного, отмечая недостатки…, полезность работы в том, что…, хочется пожелать автору….

Конспект (от. латинского конспектус- «обзор»)- краткое, но связное и последовательное письменное изложение основных положений какой-то одной работы- лекции, статьи и пр.

Конспект включает в себя такие формы записи, как план и тезисы. Так, в качестве обязательного элемента конспект включает план произведения, потому что без точного, тщательно продуманного плана нельзя составить хороший конспект. Чтобы научиться правильно конспектировать, нужно прежде всего научиться составлять план и тезисы изучаемого произведения. Можно сказать, что конспект- это тезисы в расширенном виде, дополненные конкретным материалом, фактами.

По объему перерабатываемых источников различают конспекты краткие, подробные (или развернутые) и смешанные. Для краткого конспекта отбираются лишь положения общего характера, в подробный включаются их доказательства, пояснения, иллюстративный материал; смешанный конспект предполагает совмещение того и другого способа представления информации, допускает изложение некоторых элементов первоисточника в виде пунктов плана, тезиса и т.д.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.