Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судовой пропульсивный комплекс






 

СЭУ состоит из главной энергетической установки (пропульсивной), вспомогательных энергетических установок и электроэнергетической установки. В состав пропульсивной установки входят (вместе с обслуживающими их системами и оборудованием) ГД, передачи, валопроводы и гребные винты.

В пропульсивный комплекс помимо ПУ входит корпус судна. Таким образом, к пропульсивному комплексу относят:

- главный двигатель;

- главную передачу;

- валопровод;

- движитель;

- корпус судна,

которые постоянно при движении судна находятся в динамическом взаимодействии.

Главные передачи – это механизмы, устройства или системы, предназначенные для передачи судовому валопроводу энергии ГД с преобразованием ее либо без преобразования. Они также служат для объединения мощности нескольких ГД на один валопровод или для разделения мощности одного ГД на несколько потоков.

Частота вращения валов главных двигателей nд (особенно турбин), при которых достигается оптимальное (наивыгоднейшее) соотношение между экономическими и массогабаритными показателями двигателя, а значит и в целом энергетической установки, намного превышает оптимальную частоту вращения винта nв. В этих случаях в состав пропульсивной установки включают передачу, которая служит для трансформации частоты вращения и вращающего момента. Тогда связь вращающих моментов и частот вращения главного двигателя и движителя можно выразить следующим образом

Мдnдhпhвп = Мвnв, (2.1)

где Мд, Мв – вращающие моменты двигателя и винта; nд, nв – частота вращения двигателя и винта; hп – КПД передачи; hвп – КПД валопровода.

Чтобы и для двигателя, и для винта использовать оптимальные частоты вращения, применяют передачу с передаточным числом

i = nд/nв . (2.2)

Все судовые передачи, в зависимости от трансформации момента и вида энергии, можно разделить на следующие: прямые (непосредственные); механические (редукторные); гидравлические (гидродинамические и гидростатические с применением соответственно гидромуфт и гидротрансформаторов или гидравлического насос, приводимого двигателем и гидромомтора, работающего на гребной винт); электрические; комбинированные (сочетающие в себе разные типы передач).

В случае, когда частота вращения вала двигателя совпадает с частотой вращения винта (это, например, МОД) или мало отличается – используют непосредственную связь двигателя с валопроводом, на другом конце которого установлен гребной винт, который будет работать при частоте nвинта = nдвигателя. Такуюнепосредственную связьдвигатель-валопровод принято называть прямой передачей. В этом случае связь вращающих моментов и частот вращения главного двигателя и движителя можно выразить следующим образом

Мдhвп = Мв. (2.3)

 

Это равенство говорит о том, что значение вращающего момента на ступице гребного винта отличается от момента на валу двигателя только вследствие сравнительно небольших потерь в подшипниках валопровода, т.е. трансформация вращающего момента практически отсутствует.

Судовой валопровод служит для передачи мощности (вращающего момента) от ГД или от главных передач к движителям и для передачи упора движителя на корпус судна через главный упорный подшипник. Он, как правило, состоит из последовательно соединенных упорного, промежуточных, дейдвудного (гребного) валов, упорного, опорных и дейдвудных подшипников, тормозного и валоповоротного устройств, уплотнений и других элементов. Состав судового валопровода представлен на рисунке 2.1.

 

1 - ГД; 2 - маховик; 3 - упорный вал; 4 – упорный подшипник; 5 - переборочный сальник; 6 - опорный подшипник; 7 - коридор гребного вала; 8 - промежуточный валопровод; 9-полумуфта; 10 - дейдвудное устройство; 11 - гребной винт

Риунок 2.1 – Состав судового валопровода

Судовой движитель – устройство для преобразования какой-либо энергии в полезную работу движения судна. Судовые движители преобразуют механическую энергию ГД в упор. Чаще всего применяют гребные винты, которые могут иметь фиксированный шаг (ВФШ) и регулируемый шаг (ВРШ). ВРШ обеспечивают реверс судна при нереверсивном ГД и позволяют эффективно использовать мощность ГД в условиях плавания, отличающихся от спецификационных. В случае применения ВРШ на линии вала устанавливают механизм изменения шага винта (МИШ). На малых судах прибрежного и смешанного плавания, портовых буксирах иногда применяют водометные движители. На скоростных неводоизмещающих судах с динамическими принципами поддержания (СПК, СВП) – воздушные винты, реактивные устройства (сопла).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.