Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Территория в международном праве, ее виды и значение






Территория в международном праве – это различные пространства земного шара, включая сушу, недра, водное и воздушное пространство, а также космическое пространство и небесные тела.

Территория в международном праве по правовому режиму классифицируется на три вида:

1) государственная территория,

2) международная территория,

3) территория со смешанным правовым режимом.

Государственной территорией является пространство, находящееся под суверенитетом определенного государства, т. е. принадлежащее ему. Это расположенное в пределах государственных границ сухопутное и водное пространство, воздушное пространство над ними до границы с космосом, недра под сухопутным и водным пространством.

Международной территорией является пространство, не находящееся под суверенитетом определенного государства, правовой режим которого определяется исключительно нормами международного права. Данное пространство признается открытым для свободного использования любыми государствами, юридическими и физическими лицами в соответствии с нормами международного права. К международной территории относится открытое море, воздушное пространство над ним и исключительной экономической зоной, а также дно морских пространств за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство, Антарктика.

Территория со смешанным правовым режимом: прибрежные государства в их пределах имеют суверенные права по разведке, разработке и сохранению ресурсов, осуществляют юрисдикцию в отношении морских научных исследований. За другими государствами сохраняется свобода судоходства, полетов, прокладки кабелей, трубопроводов в соответствии с международными НПА. Территорией со смешанным правовым режимом являются континентальный шельф и исключительная экономическая зона.

46. Государственная территория: понятие, состав, способы изменения

Государственной территорией является пространство, находящееся под суверенитетом определенного государства, т. е. пространство, на котором реализуются исключительные и суверенные права государства, его верховенство.

Это расположенное в пределах государственных границ сухопутное и водное пространство, воздушное пространство над ними до границы с космосом, недра под сухопутным и водным пространством.

Международное право признает следующие способы изменения государственной территории:

1) образование новых независимых государств в результате проведения референдума или плебисцита.

2) возвращение территории в результате восстановления исторических прав на ранее отторгнутые части территорий.

3) отторжение территории как санкция за агрессию.

В международном праве выделяют также аренду, продажу, цессию государственной территории.

Аренда - это временное предоставление права владения и пользования части территории государства иностранному государству на основании заключенного договора, например, для размещения зданий посольств, консульств, резиденций глав дипломатических представительств.

Продажа части территории государства осуществляется на основании международного договора. Например, в 1867 г. Россия продала Аляску США вместе с Алеутскими островами за 7, 2 млн долларов.

Цессия - это уступка, дарение, передача части территории одного государства другому государству на основании международного договора. При цессии происходит обмен равноценными участками государственной территории. Например, в 1954 г. Советский Союз и Иран совершили обмен государственными территориями в районе советско-иранской границы.

 

 

47. Арктика и Антарктида: определения, правовые режимы

Международно-правовой режим Антарктики определяется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Договор закрепил мораторий на притязания на земли материка и признал данную территорию как территорию с международным режимом. Статья 1 Договора провозгласила использование Антарктики только в мирных целях. В Антарктике провозглашается свобода всем заинтересованным государствам в осуществлении научных исследований. Допускается проведение любых инспекций со стороны Договаривающихся сторон на предмет исполнения положений договора.

По своему правовому режиму Арктика является государственной территорией. Арктика представляет собой территорию, включающую в себя окраины Евразии, Северной Америки и Северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией. В основу ее деления положена «секторальная теория», предложенная США в 1924 г. В соответствии с указанной теорией сектор представляет собой морское пространство, основанием которого является сухопутная территория государства, а верхняя точка Северный полюс. Указанный сектор принадлежит пяти приарктическим государствам. Российский арктический сектор был провозглашен в 1926 г. постановлением Президиума ЦИК СССР, по которому все земли в секторе признавались территорией СССР.

 

48. Конвенция ООН по морскому праву 1982г.: общая характеристика, новые институты

- принята Ш Конференцией ООН по морскому праву 30 апреля 1982 г. 130 голосами. Против голосовали США, Израиль, Венесуэла и Турция; воздержались - 17 государств, в т.ч. СССР, БССР, УССР, ФРГ и др. 10 декабря 1982 г. Конвенция была открыта для подписания в столице Ямайки Монтего-Бей. В первый же день ее подписали 117 государств, в т. ч. и СССР. 16 ноября 1994 г., через год после сдачи на хранение 60-го документа о ее ратификации. Конвенция вступила в силу. 15 лет потребовалось на подготовку текста и принятие Конвенции и 12 лет на ратификацию и вступление в силу. В специальной литературе эту Конвенцию нередко называют " " конституцией для океанов". Она состоит из 320 статей, 9 приложений и охватывает почти все вопросы, касающиеся морского пространства и его использования, включая мореплавание и пролет, разведку и освоение ресурсов, защиту морской среды от загрязнения, рыболовство и судоходство. Конвенция регулирует поведение государств в Мировом океане, определяя морские зоны, устанавливая правила делимитации морских границ, права, обязанности и ответственность государств и устанавливая механизм для урегулирования споров. Вместе с тем Конвенция содержит достаточно обременительные экономические обязательства по вопросам эксплуатации ресурсов дна за пределами национальной юрисдикции, а т.ж. объявляет эти ресурсы т.н. общим наследием человечества, что может иметь далеко идущие негативные последствия для развитых государств. РФ Конвенцию пока не ратифицировала.

 

49. Внутренние морские воды и «исторические» воды: определения, правовой режим, примеры

Внутренние морские воды - воды, расположенные между прилегающей к берегу внутренней границей территориального моря и сухопутной территорией государства и являющиеся частью государственной территории.

Соответственно режим внутренних морских вод определяется государством. Вместе с тем сложились определенные стандарты этого режима, которых придерживаются государства. Режим внутренних морских вод России определен Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». В Законе подчеркивается, что устанавливаемый им правовой режим соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ. К внутренним морским водам относятся воды портов, бухт и заливов.

Морские порты, как правило, открыты для иностранного судоходства. Исключением являются порты, которые специальным решением объявлены закрытыми. Для захода в морские порты иностранных военных кораблей и государственных судов, используемых в некоммерческих целях, необходимо разрешение. При нахождении в порту они пользуются иммунитетом от местной юрисдикции, что не освобождает их от обязанности соблюдать местные законы и правила.

На находящиеся в порту иностранные суда, на их пассажиров и экипаж распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция страны пребывания. Обычно местные власти воздерживаются от осуществления своей юрисдикции в случаях, когда не затрагиваются права государства порта или его граждан.

50 Территориальное море: понятие, ширина, отсчет, правовой режим. Право мирного прохода через территориальное море.

Территориальное море – это пояс морского пространства шириной до 12 миль, расположенный вдоль берега, входящий в состав территории прибрежного государства и находящийся непосредственно под его суверенитетом. Указанный суверенитет распространяется также на воздушное пространство, находящееся непосредственно над территориальным морем, а также на его дно и недра.

Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое собственное территориальное море.

Есть три способа отсчета территориальных вод:

1) от внутренних морских вод;

2) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства;

3) если береговая линия очень извилиста или изрезана, а также если вблизи имеется цепь островов, то применяется метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов.

Объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько усечен по сравнению с правами прибрежного государства во внутренних водах. Это усечение создает право мирного прохода невоенных государств через территориальное море.

Правовой режим. Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его су­веренитетом. Суверенитет прибрежного государства над тер­риториальным морем осуществляется с соблюдением норм ме­ждународного права.

Право мирного прохода через территориальное море

Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальные воды при условии соблюдения положений Конвенции (проход не должен нарушать безопасность прибрежного государства, подводные лодки могут проходить только в надводном положении и т. д.).

Осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения) запрещается.

 

 

51 Прилежащая зона: понятие, ширина, юрисдикция государства.

 

Прилежащая зона — это зона открытого моря ограниченной ши­рины, примыкающая ктерриториальному морю прибрежного государства. Государство в прилежащей зонеосуществляет свою юрис­дикцию в целях обеспечения своих таможенных, санитарных, имми­грационных и иных правил. По Конвенции о территориальномморе и прилежащей зоне 1958 г. ширина прилежащей зоны не может пре­вышать 12миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и территориальное море.Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства, территориальноеморе которых меньше 12 миль. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., прилежа­щая зона распространяется на расстояние до 24 миль.Цель установления прилежащей зоны — предотвращение воз­можного нарушениезаконов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод инаказание за нарушение этих законов и правил, совершенное в пределах еготерритории. В послед­нем случае может осуществляться преследование по горячимследам.

 

 

52 Континентальный шельф: понятие, внешние границы, правовой режим

Континентальный шельф – это морское дно и его недра, расположенные за внешней границей территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль от исходных линий (н глубину 200м), от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не распространяется на такое расстояние.

Таким обра­зом, внешней

границей шельфа является изобата — линия, соеди­няющая глубины в 200 м.

Естественные богатства континентального шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа. А также живые организмы «сидячих» видов – организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или которые передвигаются только по дну.

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, границы шельфа определяются соглашением между этими государствами, а при отсутствии соглашения – по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

 

 

53 Открытое море: понятие, свободы открытого моря, военный корабль

 

Открытое море – морские пространства, находящиеся за пределами территориального моря прибрежных государств. Открытое море открыто абсолютно для всех государств – как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю.

В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государства, в том числе и не имеющие выхода к морю, имеют в отрытом море право на свободу:

1) полетов;

2) судоходства;

3) рыболовства;

4) возводить искусственные острова и другие установки, которые допускаются международным правом;

5) прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

6) проводить научные исследования;

7) проводить иные действия, допускаемые международным правом.

Открытое море резервируется для мирных целей, и никакое государство не имеет право претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. В открытом море судно подвластно юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает.

Военный корабль — это судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либогосударства, имеющее внешние знаки, отличаю­щие его от невоенных судов, находящееся под командой офицера, состоящего на службе правительства данногогосударства, фамилия которого занесена в список военнослужащих, и имеющееэкипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине. Иностранные военные корабли обладают: иммунитетом от юрис­дикции иностранногогосударства; иммунитетом от принудительныхдействий (арес­тов, обысков, конфискаций и т.п.), специальными привилегиями(осво­бождение от таможенного досмотра, большинства сборов и пошлин). В открытом море военные корабли в отношении иностранных невоенных судов вправе: производить осмотр судна, если имеются достаточные основания полагать, чтооно занимается пиратством, несанкционированным ве­щанием, не имеетгосударственной принадлежности или, хотя несет иностранный флаг, имеет ту жегосударственную принадлежность, что и производящий осмотр корабль, вести борьбу с пиратством — преследовать и захватить пиратское судно инаходящееся на нем имущество, арестовать находящихся на нем лиц; осуществлять иные правомочия, предусмотренные международ­ными договорами.В территориальных и внутренних водах военные корабли подчи­няются правиламсудоходства и пребывания, установленным при­брежным государством.

 

 

54 Понятие и виды международных уголовных преступлений. Международные уголовные преступления и уголовные преступления международного характера: соотношение, отличия.

Различают три вида международных правонарушений: междуна­родные преступления, преступления международного характера, иные международные правонарушения(международные деликты). Международное преступление — это деяние, нарушающее стольосновополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщест­ва, что онорассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. Кмеждународным преступлениям относятся агрессия, апартеид, геноцид, рабство, наемничество. Международные преступления: совершаются государствами, должностными лицами государств, использующимимеханизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями; совершаются в непосредственной связи с государством; посягают на международный мир и безопасность, угрожают осно­ваммеждународного правопорядка; влекут ответственность государства как субъекта международно­го права иперсональную уголовную ответственность исполнителей.Ответственность за международные преступления наступает в рамкахмеждународной, а в некоторых случаях национальной юрис­дикции. Преступление международного характера — это деяние физичес­кого лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, международныхорганизаций, физических и юридичес­ких лиц. К преступлениям международногохарактера относятся: посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; не­законный захватвоздушных судов; подделка денежных знаков; захват заложников; незаконныеоперации с радиоактивными веществами и др.Преступления международного характера: затрагивают интересы двух или нескольких государств, юриди­ческих лиц и/илиграждан; совершаются отдельными физическими лицами вне связи с поли­тикой государства; влекут персональную уголовную ответственность правонаруши­телей в рамкахнациональной юрисдикции. К международным деликтам следует относить международные правонарушения, не вошедшие в две первые группы. К ним относятся: нарушение государствомдоговорных обязательств, не имеющих основополагающего значения; невыполнениеюридическими и физи­ческими лицами положений международных конвенций (например, Конвенции о международной купле-продаже товаров 1980 г.); невы­полнение решениймеждународных судов и арбитражей; нарушение государствами своих одностороннихмеждународных обязательств и т.д.Международные деликты, таким образом: не носят характера преступлений и не имеют общественной опас­ностимеждународных преступлений и преступлений международно­го характера; могут совершаться любыми субъектами международных правоот­ношений, нарушающими положения международно-правовых норм; влекут ответственность субъектов, которая может выражаться и в формесамоограничений, следующих в результате официального признанияпротивоправности поведения субъекта.

 

Под международную юрисдикцию подпадают не все преступления, а лишь некоторые их категории: Преступления против мира и безопасности человечества.Апартеид.Геноцид.Пиратство.Работорговля.Военныепреступления.Развязывание агрессивной войны






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.