Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольная работа состоит из 4 частей по анализу конфликтных ситуаций с целью определения мер по их управлению.






ФинансоВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)

 

Кафедра «Управления персоналом»

КОНФЛИКТОЛОГИЯ.

Методические указания по выполнению контрольной работы

 

Для направления

081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

(программа подготовки бакалавров)

Москва - 2015


Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

ФинансоВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)

Кафедра «Управления персоналом»

КОНФЛИКТОЛОГИЯ.

Методические указания по выполнению контрольной работы

 

Для направления

081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

 

(программа подготовки бакалавров)

Рекомендовано Ученым советом факультета менеджмента

(протокол № от)

Одобрено кафедрой «Управления персоналом»
(протокол № от.)

МОСКВА - 2015


УДК 331.1(073)

ББК 65.242.1я73

Ж 68

 

Морозова И.В.

«Конфликтология.Методические указания по выполнению контрольной работы предназначена для студентов, обучающихся по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» (программа подготовки бакалавров) - М.: Финансовый университет, кафедра «Управление персоналом», 2015. – 28 с.

 

Методические указания по выполнению контрольной работы разработала: кандидат педагогических наук, доцент Финансового университета И.В. Морозова

Методические указания по выполнению контрольной работыобсуждены на заседании кафедры «Управление персоналом»

Зав. кафедрой доктор социологических наук, профессор Финансового университета О.С. Осипова

 

Ó Морозова Ирина Владимировна, 2015

Ó Финансовый университет, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Методические указания по выполнению контрольной работы 5

Рекомендуемая литература

Методические указания по выполнению контрольной работы

 

Студенты 1 курса заочной формы обучения бакалавриата по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» (программа подготовки бакалавров) выполняют контрольную работу по дисциплине «Конфликтология.

Контрольная работа выполняется в сроки, предусмотренные учебным планом, по окончании лекционных и практических занятий. Она является формой закрепления и контроля теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом во время изучения данной дисциплины, и служит основанием допуска к сдаче экзамена.

Контрольная работа состоит из теоретической части и практической, включающей четыре задания. Варианты контрольной работы предполагают индивидуальный выбор управляющих в соответствии с личными интересами.

Контрольная работа состоит из 4 частей по анализу конфликтных ситуаций с целью определения мер по их управлению.

1. В теоретической части контрольной работы требуется изучить теорию, воспользовавшись лекциями и теоретической частью данных методических указаний. План изучения: описание конфликта, проведение картогафического анализа по А.Я. Анцупову, определение глубины развития конфликта по Емельянову А.

Перед написанием контрольной работы следует обратиться к конспекту лекций по раскрываемым в ней вопросам, ознакомиться с ними в основной и дополнительнойлитературе.

2. В практической части контрольной работы студент должен описать собственную конфликтную ситуацию. Для образца выполнения ознакомьтесь с примером в методической части (сквозной пример выделен курсивом). Просьба не менять в нем имен и название организации, а самим придумать свой пример. В ситуации не следует использовать случаи с обменом товара в магазине и мастерских, случаи в транспорте. Далее необходимо показать в ситуации оппонентов, развитие их конфликтных отношений. Описание ситуации не должно превышать 2/3 страницы формата А4 печатным текстом 14 шрифтом. Описание должно быть свободно от диалогов, художественных подробностей. Описание должно быть завершено изображением карты конфликта (с отражением сторон, их актуализированных потребностей и опасений) и определением предмета конфликта, что соответствует завершению картографического анализа конфликта. Далее надо продолжить анализ конфликтной ситуации и определить 3 группы факторов, создающих дополнительные условия, преодоление которых может приблизить результаты по управлению конфликта. В «Выводах» предложите меры по управлению конфликтом в двух видах:

- по предупреждению конфликта на этапе недовольства

- в зрелом конфликте.

Оформление работы. Контрольная работа должна быть набрана на компьютере: шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, через 1, 5 интервала на стандартных листах белой бумаги формата А4 размером 297х210 мм, с полями – правое 1, 0 см, верхнее и нижнее 1, 5 см, левое 3, 0 см (для сшивания)..

Перед ответом на поставленные вопросы следует переписать текстовую формулировку задания. Задания должны быть представлены в работе в том же порядке, как и в варианте, с соответствующей нумерацией.

Объем работы не должен превышать 10 страниц набранного на компьютере текста. Страницы должны быть пронумерованы.

На титульном листе работы обязательно заполняются все реквизиты: название дисциплины, номер варианта, полностью – фамилия, имя, отчество студента, курс, факультет, специальность, номер группы и студенческого билета, Ф.И.О. преподавателя.

Работы, выполненные небрежно, написанные неразборчиво, содержащие зачеркнутые строки, сокращения слов, вписанные слова, стилистические и грамматические ошибки, будут возвращены для исправления. Допускается использование в работе только общепринятых аббревиатур, например: НОТ – научная организация труда; МОТ – международная организация труда; ТК РФ – трудовой кодекс Российской Федерации

По результатам проверки контрольной работы выставляется оценка «Допущен к собеседованию» или «Не допущен к собеседованию». В случае допуска к собеседованию, которое проводится перед экзаменационной сессией, студенту следует подготовить ответы на замечания и вопросы рецензента, при необходимости - выполнить письменное дополнение к работе. Работы, не допущенные к собеседованию, выполняются повторно с устранением всех отмеченных недостатков и предоставляются на проверку вместе с первой контрольной работой. Выполнение повторной контрольной работы по новому варианту возможно лишь в исключительных случаях с разрешения преподавателя, ведущего курс «Конфликтология».

Консультацию по выполнению контрольной работы можно получить, обратившись к ведущему дисциплину преподавателю, или другим преподавателям кафедры: лично (ауд.513); письменно по адресу: 123995, ГСП-5, Г-96, Москва, ул. Олеко Дундича, д.23, Финансовый университет, комн.513, кафедра «Управления персоналом»; по e-mail: est@vzfei.ru, на форуме кафедры: https://www.vzfei.ru/cgi-bin/kons/kaf_for.plx? enter=1& kod_kaf=17, а также 8(499) 270-22-47, по e -mail: kaf-up@fa.ru.

 

1. Теоретическая часть. Диагностика конфликтов.

Датой начала научной психологии считается 1879г., когда в Лейпциге Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория.

Особое значение для деятельности, связанной с управлением людьми имеет практическая психология.

Известные психологи Ю.М.Забродин и В.В.Новиков отмечают, что различие теоретической (научно-исследовательской) и научно-практической психологии состоит, прежде всего, в предмете и объекте изучения. Научно-практическая психология всегда имеет дело с реальным объектом, в котором есть все: и личностная структура, и система психических процессов, свойств, функций, и система функциональных и прочих психических состояний со своей динамикой.

Понимание природы реального объекта в практической психологии должно опираться не только на отдельное предметное представление, которое есть в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот реальный объект – человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную) и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить.

Практическая психология состоит из четырех частей:

1) психология индивидуальности;

2) психология взаимоотношений и взаимодействия в группе;

3) психология профессиональной деятельности;

4) психология личной и обыденной жизни.

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Определим конфликт как острое социальное взаимодействие субъектов на основе противоположных суждений, мнений, потребностей и т.д. в форме противоборства.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

В процессе конфликтного взаимодействия его участники могут привести ситуацию к разным последствиям. Первая возможность-риск разрушить основу дальнейшего взаимодействия и прочих негативных последствий, если следовать только эгоистическим желаниям односторонней победы, когда преобладает субъективность, а монолог превалирует над диалогом и применяются неконструктивные подходы. Вторая возможность - сохранить доверие как основу дальнейшего взаимодействия.

Оппоненты, участвуя в открытом конфликте, получают возможность выражать различные мнения. Если это делать, опираясь на анализ конфликта, применяя конструктивное поведение, то появляется возможность выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Основные функции конфликтов представлены в таблице №1.

Таблица №1.

Функции конфликтов

Позитивные Негативные
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
получение новой информации об оппоненте увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе
сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом представление о побежденных группах, как о врагах
стимулирование к изменениям и развитию чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
снятие синдрома покорности у подчиненных после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников
диагностика возможностей оппонентов   сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).

В некоторых случаях восприятие ситуации индивидом может быть далеким от реального положения дел, но реакция человека на ситуацию будет формироваться исходя из его восприятия, из того, что ему кажется, и это обстоятельство существенно затрудняет решение конфликта. Возникшие в результате конфликта отрицательные эмоции достаточно быстро могут быть перенесены с проблемы на личность оппонента, что дополнит конфликт личностным противодействием. Чем больше усиливается конфликт, тем непригляднее выглядит образ оппонента, что дополнительно усложняет его решение. Появляется порочный круг, который крайне сложно разорвать. Целесообразно это сделать на начальной стадии развертывания события, пока ситуация не вышла из-под контроля.

Для того чтобы поведение в конфликте служило не конфронтации или попустительству, а реальному управлению, наши действия должны быть обоснованы исследованиями реальности, ситуационному анализу конфликтной ситуации.

 

Методы исследования:

№ n/n Группа методов Конкретные методы
I Методы изучения и оценки личности Наблюдение Опрос Тестирование
II   Методы изучения и оценки социалыю-психологических явлений в группах   Наблюдение Опрос Социометрический метод
III   Методы диагностики и анализа конфликта   Наблюдение Опрос Анализ результатов деятельности Метод экспертного интервыо Структурные методы Метод картографии

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.