Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ факторных систем




Планирование и технико-экономический анализ

25.Понятие планирования, методы и необходимость планирования

Планирование — это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование, являясь нормой любой предпринимательской деятельности, необходимо для предвидения будущей ситуации и для эффективного достижения цели. Процесс планирования связан с анализом и принятием решений и требует времени и умственных усилий. Время – особый невосполнимый вид ресурсов.

Планирование имеет разработанные методики, использует научный подход, совершенствует и применяет новые методики и улучшения, поэтому планирование – это наука.

В связи с тем, что специалисты применяют разные методы, формы, виды и элементы планирования в зависимости от конкретной ситуации, своих знаний, личных качеств, стиля и подхода, планирование – это искусство.

Планирование как вид деятельности – это процесс выработки действий по достижению цели.

Планирование отвечает на следующие вопросы:

• Что делать и для кого (товар)?

• Как делать (технология, программа действий)?

• Когда делать?

• Сколько делать?

Также планирование помогает оценивать уже совершенные действия (отвечает на вопросы: что уже было сделано, какие ресурсы уже есть и т. д.).

Основные цели процесса планирования:

1) оптимизация всех видов затрат;

2) координация действий коллектива;

3) предвидение событий с целью снижения риска и необоснованных потерь;

4) готовность к быстрому реагированию на изменение окружающей среды.

Планирование может осуществляться с разной границей охвата времени – горизонтом планирования, который бывает:

• долгосрочным – 5‑10 лет;

• среднесрочным – 2–5 лет;

• краткосрочным – до 2 лет.

Планирование должно придерживаться определенных принципов:

1. Непрерывность. Необходимо постоянно планировать и корректировать планы, так как цели и ситуация могут меняться.

2. Координация и интеграция. Координация охватывает взаимодействие всех организационных единиц одного уровня, а интеграция необходима для согласованности действий между единицами различных уровней.

3. Системность. Предприятие во внешней среде должно учитываться в комплексе.

4. Научность. Необходимо применять научные методы в планировании.

Этапы планирования:

1)определение миссии – основного ориентира действий;

2)прогнозирование – оценка будущего состояния внешних и внутренних факторов;

3)формулирование целей (желаемых результатов). Цель должна быть четкой, ясной, конкретной, измеримой (ответ на вопрос «что»). Идеал – недостижимая цель;



4)программирование – создание планов действий, программ, графиков работ – планов во временной последовательности (ответ на вопросы «когда», «как»);

5)бюджетирование – определение объема работ и распределение объемов ресурсов по видам работ (ответ на вопрос «сколько»);

6)формирование политики предприятия – составление общих правил деятельности на предприятии;

7)формирование процедур действий (бизнес‑процессов).

Существует несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математические, графоаналитический и программно-целевые.

Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана. Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы — с численностью работающих. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.

Расчетно-аналитическии метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.



Графоаналитический метод дает возможность представить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда. Сетевой методявляется разновидностью графоаналитического. С помощью сетевых графиков моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам (например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.).

Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черта программы — ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержнем программы является генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная цель — стратегические и тактические цели — программы работ) составляется граф типа «дерево целей» — исходная база для формирования системы показателей программы и организационной структуры управления ею.

В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. В условиях нестабильности рыночной конъюнктуры, обусловленной динамизмом внешней среды, в которой работают предприятия, место и роль планирования возрастают. Любое хозяйственное решение, принимаемое в условиях риска, требует тщательного технико-экономического обоснования, прогнозирования как будущего результата, так и условий его реализации, что можно осуществить только с помощью средств и методов планирования.

 

26.Особенности текущего, долгосрочного и стратегического планирования

Стратегическое планирование - это видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния. Оно выражается не в плане с детально разработанными показателями, а в наброске, взгляде в будущее, сделанных на основе различных прогнозов (экономики, науки и техники, политики, демографии и т.д.).

Период такого рассмотрения составляет 10-15 лет и обусловливается рядом причин и прежде всего тем, что за это время происходят, как правило, сменяемость основных фондов, кардинальные изменения в науке и технике, изменения вкусов населения в сторону новых видов продуктов и услуг и т.д.

Стратегическое планирование целиком и полностью является прерогативой высшего руководства предприятия.

На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование на ближайшие 3-5 лет. В нем установки, сделанные в стратегическом планировании, как бы получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации на ближайшие 3-5 лет. Результатом долгосрочного планирования являются трех- и пятилетние планы развития предприятия по различным видам его деятельности (реализация, производство, затраты, финансы и т.д.).

На основе этих планов производится краткосрочное планирование. Его конкретным выражением являются планы развития с периодом от 1 до 3 лет. Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а показатели второго и третьего годов - каждые полгода или ежегодно.

В силу динамичности процессов, происходящих в хозяйственной и политической жизни страны, необходимо осуществлять текущее планирование сроком до 1 года.

Его основой являются краткосрочные планы и текущие тенденции развития спроса и предложения. В нем показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Они также являются скользящими планами, т.е. на первые три месяца показатели устанавливаются жесткие, неизменные, а в последующие 9 месяцев подвергаются корректировке.

В сравнении с краткосрочными планами они являются более детальными, особенно в области движения производства и запасов товарно-материальных ценностей, ценообразования, издержек производства и т.д. Фактически в них происходит увязка задач различных служб предприятия.

Но более тесная координация различных служб предприятия происходит путем календарного планирования с его периодом действия, как правило, 10 дней. Это программы движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на год) планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений. Главная задача текущего планирования — разработка плана реализации продукции и на его основе системы планов: производства, движения запасов готовой продукции, сметы расходов, рекламных мероприятий, реализации прибыли, капитальных вложений, исследований и разработок, финансового плана, планов по сырью и труду.

При текущем планировании речь идет о ситуативных решениях, которые характеризуются следующими признаками: влияют на величину активов и показатели успеха предприятия; требуют особой ответственности от подразделений или отделов предприятия; могут приниматься на высшем, среднем и нижнем уровнях управления; действуют в краткосрочной перспективе и принимаются относительно часто.

Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных в долгосрочных и среднесрочных планах. Например, календарные планы производства составляют на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа.

 

27.Финансовый план; особенности планирования прибыльности и денежных потоков

Основная задача финансового планирования — поиск и выбор наиболее выгодного и финансово-устойчивого варианта финансового плана (бюджета) фирмы.

Финансовый план — это комплексный план функционирования и развитияпредприятия в стоимостном (денежном) выражении. В финансовом плане прогнозируются эффективность и финансовые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы.

В финансовом плане отражаются конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности. Он охватывает товарно-материальные ценности, финансовые потоки всех структурных подразделений, их взаимосвязь и взаимозависимость.

Финансовый план является завершающим синтезирующим и отражающим в стоимостном выражении результаты деятельности фирмы. Информационной базой для составления финансового плана является главным образом, бухгалтерская документация. В первую очередь, это бухгалтерский баланс и приложения к балансу.

В финансовом плане фирмы, предприятия находят отражение:

- доходы и поступления средств;

- расходы и отчисления денежных средств;

- кредитные взаимоотношения;

- взаимоотношения с бюджетом.

Результаты расчетов указанных доходов и расходов сводятся в форму «Баланс доходов и расходов». В состав документов финансового планирования входит также баланс фирмы.

Понятие «денежный поток» является ключевым при краткосрочном финансовом планировании и политике. В широком смысле денежный поток включает все операции, которые отражаются на денежном счете компании. Финансовый менеджер должен так управлять компанией, чтобы приток и отток денежных средств был сбалансирован.

Расходы должны планироваться на основе адекватного прогноза денежных поступлений. Квалифицированное управление денежным потоком необходимо во избежание банкротства компании, для удовлетворения требований ее кредиторов, для оплаты неожиданно возникающих затрат, для правильной оценки инвестиций.

Приведенные выше аргументы говорят о том, что при краткосрочной политике денежный поток является более важным показателем, чем бухгалтерская прибыль. Последняя не сразу превращается в денежные средства. Слишком долгое превращение прибыли в наличность снижает денежную оценку прибыли. Важность прибыли как долгосрочного показателя эффективности деятельности фирмы будет показана ниже.

Следующий пример показывает важное отличие понятий «прибыль» и «денежный поток». Прибыль, рассчитанная в стандартном бухгалтерском отчете о прибылях и убытках, может в разы превышать экономическую прибыль, так как она не учитывает полностью затраты капитала (которые включают, например, дивиденды, условно начисленный доход на нераспределенную прибыль, условно начисленный доход предпринимателя) и включает статьи, по которым не было движения денег (изменение дебиторской и кредиторской задолженности и пр.).

 

 

28.Понятие ТЭА, цели, задачи, виды экономического анализа

Технико-экономический анализ деятельности предприятия - комплексное изучение производственно - хозяйственной деятельности предприятия с целью объективной оценки ее результатов и дальнейшего ее развития и совершенствования.

Предметом ТЭА являются хозяйствеиные процессы, протекающие на предприятии, их социально-экономическая эффективность, конечны е производственные и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и получающие отражение в отчетности предприятия.

К важнейшим задачам ТЭА относятся:

-обеспечение научно-экономической обоснованности планов деятельности предприятия;

-определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

-контроль на самофинансирования;

-выявление и оценка внутренних производственных резервов повышения эффективности деятельности предприятия;

-оценка состоятельности предприятия с целью диагностики его банкротства.

Потребителями информации, являющейся результатом ТЭА, выступают, как правило, собственники предприятия, его администрация и потенциальные инвесторы.

Основной характеристикой ТЭА является его системность и комплексность.

Системность заключается в исследовании объекта как части системы более высокого уровня. Сам объект также исследуется как система отдельных элементов.

Комплексность заключается во всесторонней и взаимосвязанной оценке элементов, анализе многих характеристик деятельности предприятия, отражаемых системой аналитических и оценочных показателей.

По направленности, масштабам, используемым методам и информационному обеспечению, различают следующие виды экономического анализа:

1) в зависимости от уровня - макро и микроэкономический анализ. Макроэкономический анализ исследует явления на уровне народного хозяйства, его отраслей, народнохозяйственных региональных комплексов. Объектом микроэкономического анализа является отдельное предприятие или его подразделение;

2) в зависимости от используемой методологии - анализ может быть теоретическим (политэкономическим) и конкретно - экономическим. Первый ограничивается качественным анализом процессов и обычно сводится к анализу тенденций, поиску признаков, позволяющих определить, классифицировать процесс. Как правило, точные математические методы при этом обычно не используются. Это является как недостатком, так и сильной стороной теоретического анализа. Становится возможным оценить многие важные процессы, количественная оценка которых затруднена.

Конкретно экономический анализ, как правило, использует точные математические методы. Его объектами являются показатели хозяйственной деятельности, представляемые в виде функций, аргументами которых являются показатели-факторы;

3) в зависимости от объекта микроэкономического анализа следует выделить

а) анализ деятельности организационно-производственных систем,

б) анализ технических систем,

в) анализ тенденций товарных и финансовых рынков. Первый из них исследует деятельность организаций. Объектом второго являются экономические аспекты технивеских систем. Примером такого анализа является функционально-стоимостной анализ технических систем (ФСА). Этот вид анализа обычно используется при создании новой техники, например, в НИОКР. Объектом его исследования анализа тенденций товарных и финансовых рынков является поведение цен товаров, ценных бумаг, валюты.

4) в зависимости от периода протекания экономических процессов выделяют перспективный, оперативный и текущий (ретроспективный ) анализ;

5) в зависимости от полноты обследования объекта анализ может быть частным, направленным на исследование отдельных процессов, и комплексным, предполагающим всестороннее изучение объекта;

6) в зависимости от назначения результатов анализа он может быть внутрениим (управленческим) или внешним (финансовым). Внутренний анализ призван обеспечивать информацией администрацию предприятия. Его целью, как правило, является оценка эффективности использования ресурсов, качества выполнения плана, поиск производственных резервов. Исходной информацией для внутреннего анализа являются оперативные данные букгалтерского учета, статистические обследования, данные экономических, плановых служб и другая внутризаводская информация. Внешний (финансовый) анализ, как правило, строится на официальной внешней периодической отчетности. Потребителями его результатов являются собственники, государственные учреждения (например, налоговая службы), внешние инвесторы.

С учетом рассмотренной классификации, основными характеристиками ТЭА являются:

-минроуровень;

-преобладание конкретно-экономических методов;

-комплексность;

-в основном ретроспективность исследуемых процессов;

-объект ТЭА - производственное предприятие или организационно - производственная система;

-решение задач как управленческого, так и финансового типа.

 

29.Информационная основа ТЭА, методы и этапы ТЭА

Подлежащее анализу производственно - хозяйственная и финансовая деятельность предприятия находит выражение в экономической информации. Поэтому объективность и достоверность отражения процесса пр-ва, обращения, распределения производственных ресурсов являются главным требованием которое предъявляется к информационному обеспечению анализа.

Источники информации бывают:

- учетные (бух-ого)

- внеучетный (ревизии, проверки)

Источниками информации для проведения ТЭА могут быть данные аналитического учета, итоги инвентаризации, а главным носителем информации является бухгалтерский баланс. Поэтому логика и характер задач ТЭА тесно связаны с его формой и структурой, составом разделов и статей актива и пассива.

Бухгалтерский баланс обобщенно показывает результаты, хозяйственной деятельности предприятия и являются системой моделью отражающей кругооборот средств и финансовые отношения в которые вступает предприятие в процессе этого кругооборота.

Используемая в ТЭА информация должна отвечать следующим требованиям:

1. уместность – это означает значимость информации в принятии решений.

2. достоверность – т.е. правдивость информации, доминирование экономической информации над юридической

3. нейтральность – отсутствие акцентов, говорящих об удовлетворении интересов каких-либо групп пользователей.

3 специальных требования

1. консерватизм (осторожности) – не допускается завышение актива предприятия, его экономических результатов и заниженная оценка долговых обязательств

2. оптимальное соотношение затрат на формирование информацииии, выгод от ее использования

3. конфиденциальность – не должно содержаться сведений которые могут нанести ущерб экономике предприятия.

Практикой выработаны основные методы ТЭА среди которых можно выделить следующие:

2. горизонтальный анализ;

3. вертикальный анализ;

4. трендовый анализ;

5. сравнительный (пространственный) анализ;

6. факторный анализ;

7. метод коэффициентов.

Горизонтальный (временной) анализ состоит в сравнении показателей отчетности с показателями предыдущих периодов.

Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются:

• простое сравнение статей отчетности и изучение их резких изменений;

• анализ изменения статей отчетности в сравнении с колебаниями других статей.

При этом особое внимание уделяется случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Вертикальный анализ осуществляется в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, т. е. осуществляется прогнозный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ проводится на основе внутрихозяйственного сравнения как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных фирм конкурентов.

Факторный анализ - это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез). При прямом способе анализа результативный показатель разделяется на составные части, а при обратном отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

Метод финансовых коэффициентов - расчет отношений данных бухгалтерской отчетности, определение взаимосвязей показателей. При проведении анализа следует учитывать следующие факторы: эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных методов учета (учетной политики), уровень диверсификации других предприятий, статичность применяемых коэффициентов.

 

 

30.Виды факторных систем. Сущность факторного анализа (раскрыть на примерах)

Факторный анализ — многомерный метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями переменных. Предполагается, что известные переменные зависят от меньшего количества неизвестных переменных и случайной ошибки.

Однако в общем смысле ТЭА - это факторный анализ. Рассчитываемые при проведении ТЭА показатели, коэффициенты отражают в числовой форме результаты деятельности, а также качественные характеристики финансового положения предприятия. Чаще всего это некоторые обобщающие показатели, на конкретное значение которых оказывают влияние различные стороны хозяйственной деятельности предприятии.

Такие показатели принято называть результирующими, а те явления, которые оказывают влияния на их формирование, - факторами.

Например, прибыль от продаж продукции зависит от объема продаж продукции каждого вида, структуры производства, себестоимости, среднереализационных цен. Каждый из этих факторов оказывает влияние на формирование прибыли. Анализ влияния факторов, их изменения необходим для выработки правильных управленческих решений в сферах nроизводства и сбыта.

В общем случае под экономическим факторным анализом понимают раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

При прямом факторном анализе выявляются отдельные факторы, влияющие на изменение результативного показателя, устанавливаются формы функциональной (детерминированной) или стохастической (вероятностной) зависимости между результирующим показателем и определенным набором факторов. Выясняется роль отдельных факторов в изменении результативного показателя. Это как бы задача детализации показателя процесса, явления, разбивки eгo на более простые составные части. В экономическом анализе существуют задачи обратные, где требуется увязать ряд экономических характеристик в единой комплексной характеристике, т.е. построить функцию, включаюищую в себя основное качественное содержание составных частей.

Важную роль при этом играет правильное использование методов математического моделирования, которые помогают получить более четкое представление об исследуемом объекте, явлении. Модель - это условный образ, сконструированный для того, чтобы отобразить характеристики, свойства, взаимосвязи. В экономическом анализе используют в основном математические модели, которые описывают экономические явления и процессы с помощью соотношений, функций, уравнений, неравенств и других математических средств. Одним из основных требований, предъявляемых к математическим моделям, является их адекватность экономической действительности. Чем выше адекватность модели, тем правомернее результаты исследований и обоснованнее выводы. При функциональном моделировании, которое чаще всего применяется при финансовом анализе, наибольшее распространение nолучили следующие типы конечных факторных систем:

Модель — это логическое или математическое описание компонентов и функций, отражающих существенные свойства моделируемого объекта или процесса. Аддитивные модели могут быть определены как алгебраическая сумма отдельных показателей. Такие модели могут быть охарактеризованы с помощью следующей формулы:

Примером аддитивной модели является баланс товарной продукции.

Аддитивность (лат. additivus — прибавляемый) — свойство величин, состоящее в том, что значение величины, соответствующее целому объекту, равно сумме значений величин, соответствующих его частям, в некотором классе возможных разбиений объекта на части. Например, аддитивность объёма означает, что объём целого тела равен сумме объёмов составляющих его частей.

Аддитивный (от лат. additio — прибавляю) — относящийся к сложению.

Мультипликативность – умножение позитивных, так и негативных эффектов функционирования элементов системы (а не сложение). Например, вероятность безотказной работы системы равна произведению вероятностей безотказной работы ее компонентов.
Совместимость компонентов системы друг с другом и с ее миссией – элементы должны обладать свойствами взаимоприспособляемости. В больших системах подсистемы должны быть совместимы с самой БС и друг с другом. В экономике нередко организации оказываются несовместимыми с другими предприятиями, экономической системой, что связано с действием существующего механизма торможения научно-технических, производственных и организационных нововведений. Развитие общественного производства свидетельствует: между отраслями производства на любом уровне развития их специализации и кооперации действуют силы отталкивания.

мультипликативная модель представляет собой разложение показателя на сомножители, каждый из которых имеет экономический смысл и не является взаимозависимым. Мультипликативные модели позволяют исследовать влияние неявных факторов на эффективность производства. Таким образом, аддитивные и мультипликативные модели могут взаимодополнять друг друга. Именно соединение этих моделей создает комплексную систему анализа и управления эффективностью.

При построении мультипликативных моделей целесообразно строго придерживаться следующих правил:

1. Каждый фактор – сомножитель модели – должен иметь самостоятельное экономическое значение.

2. Каждая пара прилегающих друг к другу факторов при перемножении должна давать новый показатель, имеющий самостоятельное значение.

3. При перемножении всех факторов сомножителей должен получиться исходный исследуемый показатель.

Возьмем в качестве показателя эффективности рентабельность активов предприятия, рассчитываемую как отношение прибыли (П) к активу (А).

 

, (8)

где П – прибыль;

А – актив предприятия;

Об – оборот.

Кратные модели — это соотношение отдельных факторов. Они характеризуются такой формулой:

ОП = x/y

Здесь ОП представляет собой обобщающий экономический показатель, который находится под влиянием отдельных факторов x и y. Примером кратной модели может служить формула, выражающая зависимость между продолжительностью оборота оборотных активов в днях, средней величиной этих активов за данный период и однодневным объемом продаж:

П = ОА/ОП,

§ П — продолжительность оборота;

§ ОА — средняя величина оборотных активов;

§ ОП — однодневный объем продаж.

во сколько крат (во сколько раз) одна величина больше другой

 

Факторная система - это совокупность факторных и результативных признаков, связанных одной причинно-следственной связью. Математическая формула, выражающая связь между результативным и факторными признаками, называется факторной моделью.

Создать факторную систему означает представить результативный показатель в виде алгебраической суммы, произведения или частного от деления факторных показателей, оказывающих непосредственное влияние на результативный показатель и находящихся с ним в функциональной зависимости. Причем с целью расширения размерности учета факторов, оказывающих воздействие на динамику результативного показателя и соответственно увеличение возможностей поиска внутренних резервов роста, в практике экономического анализа используют приемы детерминированного моделирования факторных систем.

Анализ факторных систем

Под анализом понимается факторных систем понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. В общем случае можно выделить следующие основные этапы факторного анализа:

1. Постановка цели анализа.

2. Отбор факторов для анализа того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В анализе хозяйственной деятельности (АХД) взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки.

3. Важным методологическим вопросом в факторном анализе является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др.

4. Моделирование экономических показателей также представляет собой сложную проблему в факторном анализе, решение которой требует специальных знаний и навыков.

5. Расчет влияния факторов - главный методологический аспект. Для определения влияния факторов на конечные показатели используется множество способов, которые будут подробнее рассмотрены ниже.

6. Последний этап факторного анализа - практическое использование факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования его величины при изменении ситуации.

зависимости от типа факторной модели различают два основных вида факторного анализа - детерминированный и стохастический.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Данный вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства. Подробно детерминированный факторный анализ мы рассмотрим в отдельной главе.

Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.

Стохастическое моделирование является в определенной степени дополнением и углублением детерминированного факторного анализа. В факторном анализе эти модели используются по трем основным причинам:

  • необходимо изучить влияние факторов, по которым нельзя построить жестко детерминированную факторную модель (например, уровень финансового левериджа);
  • необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не поддаются объединению в одной и той же жестко детерминированной модели;
  • необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не могут быть выражены одним количественным показателем (например, уровень научно-технического прогресса).

В отличие от жестко детерминированного стохастический подход для реализации требует ряда предпосылок:

а) наличие совокупности;

б) достаточный объем наблюдений;

в) случайность и независимость наблюдений;

г) однородность;

д) наличие распределения признаков, близкого к нормальному;

е) наличие специального математического аппарата.

Построение стохастической модели проводится в несколько этапов:

  • качественный анализ (постановка цели анализа, определение совокупности, определение результативных и факторных признаков, выбор периода, за который проводится анализ, выбор метода анализа);
  • предварительный анализ моделируемой совокупности (проверка однородности совокупности, исключение аномальных наблюдений, уточнение необходимого объема выборки, установление законов распределения изучаемых показателей);
  • построение стохастической (регрессионной) модели (уточнение перечня факторов, расчет оценок параметров уравнения регрессии, перебор конкурирующих вариантов моделей);
  • оценка адекватности модели (проверка статистической существенности уравнения в целом и его отдельных параметров, проверка соответствия формальных свойств оценок задачам исследования);
  • экономическая интерпретация и практическое использование модели (определение пространственно-временной устойчивости построенной зависимости, оценка практических свойств модели).

Кроме деления на детерминированный и стохастический, различают следующие типы факторного анализа:

    • прямой и обратный;
    • одноступенчатый и многоступенчатый;
    • статический и динамичный;
    • ретроспективный и перспективный (прогнозный).

При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом - от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции - от частных, отдельных факторов к обобщающим.

Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, . При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов a и b на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В этом случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.

Необходимо также различать статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике. И, наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.

 

 

31.Индексный метод анализа. Метод цепных подстановок

Индексный метод – это метод, который основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношения фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде.

Для оценки величины показателя вводятся индексы, показатель определяется на определённый временный период, кот. постоянно сравнивается с базисом, а за базис можно принять любой показатель в зависимости от цели показателя.

Пример, индекс стоимости товарной продукции:

Iтп = Σ (q1*p1) / Σ (q0*p0), где

q – объем товарной продукции;

p – цена товарной продукции.

Iтп – отражает изменение фактического объема товарной продукции (q) и цены (р) и равен:

Iтп=qф*pф

Чтобы показать, как изменилась стоимость товара за счет количества произведенной продукции и за счет цен, необходимо рассчитать индекс физического объема Iq и Iр.

Iq = Σ (q1*p0) / Σ (q0*p0)

Iр = Σ (q0*p0) / Σ (q1*p0)

Объем валовой продукции можно представить в виде произведения численности рабочих и их среднегодовой выработки. Следовательно, индекс валовой продукции Iвп будет равен произведению индекса численности рабочих Iчр и индекса среднегодовой выработки Iгв:

Iвп = ЧРф*ГВф / ЧРпл*ГВпл = 1200*200 / 1000*160 = 1,5

Iчр = ЧРф*ГВпл / ЧРпл*ГВпл = 1200*160 / 1000*160 = 1,2

Iгв = ЧРф*ГВф / ЧРф*ГВпл = 1200*200 / 1200*160 = 1,25

Iвп = Iчр*Iгв = 1,2*1,25 = 1,5

Если из числителя формул вычесть знаменатель, что получим абсолютные приросты валовой продукции в целом и за счет каждого фактора отдельно, т.е. те же результаты, что и в способе цепных подстановок.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.044 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал