Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебная деятельность и ее строение






Рассмотрим, как методологические категории общей теории деятельности преломляются и конкретизируются применительно к учебной деятельности [5, c.47].

Учебная деятельность – это совместная деятельность, в которой один из ее участников приобретает опыт (основной компонент), а другие создают благоприятные условия для этого, т. е. осуществляют всю сумму подготовительных компонентов усвоения [1, с. 116]. Учебная деятельность включает два типа компонентов. Ее основной функциональный компонент – учение, или «деятельность учения»; подготовительные функциональные компоненты объединяются в обучение, или «деятельность обучения». Деятельность учения – абстракция, содержанием которой является «чистое познание», реализуемое через усвоение чужого опыта. Обучение – деятельность по обеспечению условий познания.

Рассмотрим специфическое содержание компонентов, функционирование которых образует этот процесс и в первую очередь основной функциональный компонент учебной деятельности – учение. Как и во всяком деятельностном образовании, в учении выделяются субъект, предмет, средства, внешние условия, процедура и продукт.

Субъект учения Т. В. Габай определяет как «те структуры в учащемся человеке, которые обеспечивают возможность выполнения им деятельности учения, т. е. функциональный мозговой орган – носитель умения учиться, органы чувств и движения, используемые в процессе учения» [1, c. 128].

Предмет деятельности учения – это некоторая характеристика исходного уровня учащихся [1, с.132]. Определение предмета деятельности учения в значении, близком к данному, находим у И. И. Ильясова. Автор полагает, что предметом деятельности учения «является опыт самих учащихся, который преобразуется в учении путем присвоения элементов социального опыта, переработанного в содержание обучения» [1, c.132]. Продукт учения – это желаемые изменения в самом учащемся.

Как и всякая человеческая деятельность, учение выполняется на основе определенной процедуры («способа», «метода», «технологии»). Процесс деятельности учения включает в себя акты той предметно-специфической деятельности, умением выполнять которую учащийся должен овладеть. Помимо нее в учении выполняются акты собственно учения. Аргументированное различение этих двух видов действий можно обнаружить у И. И. Ильясова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и Г. П. Щедровицкого. Д. Б. Эльконина полагает, что учебная деятельность – это обязательно деятельность предметная, вносящая изменения в предметы. Однако ее цель и результат не изменения, произведенные в предметах, а заранее заданные изменения в самом субъекте [1].

К средствам деятельности учения относятся «приспособления, вооружающие органы чувств»; схема ориентировочной основы действия.

Внешние условия деятельности учения [1, c. 196] – это суммарная характеристика физической и психологической среды, в которой она осуществляется.

Рассмотренная выше информация дает основание говорить, с одной стороны, о большой смысловой емкости категории «деятельность», а с другой – подчеркнуть ее большую объяснительную силу благодаря компонентам ее психологического содержания [4, c.86]

 

Специфика и основные понятия теории обучения






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.