Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация как Функция управления






ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ

Важнейшим видом процессов управления являются функции управления. Поэтому, изучающим менеджмент, необходимо глубокое понимание функций управления, как определяющих сущность менеджмента.

Что же такое функция управления?

Функция управления - это направление или вид деятельности работников аппарата управления, характеризующийся обособленным комплексом задач управленческой системы.

Выделение функций является результатом вертикального разделения труда в организации.

Они делятся на:

общие, состав которых не зависит от объекта управления, эти функции выполняются по отношению ко всем объектам управления. К ним относятся: планирование, организация, мотивация и контроль;

конкретные, содержание которых определяется тем объектом управления. К ним относятся функции управления ресурсами (управление персоналом, управление финансами, управление запасами), управление процессами (управление МТС, управление основным производством, управление вспомогательным производством, управление обслуживающим производством, маркетинг), управление результатами (управление затратами, управление качеством, управление выпуском продукции).

Значение выделения функций управления:

  1. функции управления организацией, их распределение по исполнителям определяют структуру и штаты, закрепляет вертикальное разделение труда;
  2. выделение функций управления помогает совершенствованию управленческого процесса, обобщению и передаче управленческого опыта;
  3. дает понимание сущности управленческой деятельности.

 

Функция планирования

Планирование - непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их дости­жения, сроков и последовательности реализации, распределе­ния (выявления) ресурсов.

Задачи планирования:

1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений.

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание про­блем развития.

3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации.

4. Создание объективной базы для эффективного контроля.

5. Стимулирование трудовой активности работающих.

6. Информационное обеспечение работников организации.

В отечественной практике наследство жестко централизо­ванной системы государственного планирования, формали­зации структур и отсутствия плановой свободы породило сте­реотип консервативного планового мышления, что приводит в настоящее время нередко к отрицанию плановой дисцип­лины на предприятиях и утверждению концепции динамичес­кой импровизации. В зарубежной практике в эффективно функционирующих организациях обычно достигается разумный компромисс меж­ду плановой директивой администрации и оперативной им­провизацией менеджера.

Результатом процесса планирования в организации являет­ся система взаимосвязанных плановых документов - планов.

План - основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выде­лить на решение каждой задачи.

Планы различаются по: - целям; - предмету; - уровню; - содержанию; - периодам планирования.

Каждый вид планирования отличается составом решае­мых задач, используемой информации, планируемых пара­метров и степенью их детализации, методами выполнения плановых расчетов. Планированием на предприятии занимаются специальные плановые органы и менеджеры различных уровней.

Состав и характер специализации органов планирования на предприятии определяется двумя основными факторами: уровнем централизации планирования на предприятии и ти­пом общей системы управления.

Схема классификации видов внутрифирменного планирования

Период планирования Уровень планирования Предмет планирования Содержание планирования Цель планирования
Долгосрочное (более 5 лет) Среднесроч­ное (от 1 до 5 лет) Краткосроч­ное (до 1 года)   Организация в целом Подразде­ление Проект Отдельный исполнитель НИОКР Производство Сбыт Снабжение Персонал Финансы Прочие Продуктово-тематическое Ресурсное Объемно-календарное Стратегическое тактическое

Состав и сочетание различных видов планов в рамках отдельной организации формируются исходя из принятой в ней концепции планирования.

Наиболее существенными факторами, определяющими систему планов в организации, являются организационная структура и профиль деятельности организации, состав осу­ществляемых производственных процессов, уровень коопера­ции при их выполнении, масштабы и постоянство направле­ний деятельности.

Планирование - один из важнейших процессов принятия управленческих решений на предприятии; состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в опреде­ленной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл.

Процесс планирования независимо от вида планов распа­дается на три формальные этапа расчетов:

- постановка задачи планирования;

- разработка плана;

- реализация планового решения.

Этап постановки задачи планирования включает фор­мирование цели и анализ проблемы планирования. Конкрет­ное выражение целей планирования зависит от вида разра­батываемых планов. Анализ проблемы заключается в изуче­нии и сравнении фактически достигнутого или ожидаемого на момент разработки плана состояния объекта планирова­ния с требуемыми целевыми значениями параметров.

Этап разработки плана предусматривает формирова­ние возможных вариантов решения проблемы планирования, прогнозирование возможных последствий их реализации для организации, оценку вариантов и принятие планового реше­ния.

Этап реализации планового решения заключается в доведении планового решения до исполнителей в виде пла­новых заданий, нормативов, показателей.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Организация как процесс представляет собой функцию, которая непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.