Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция1

 

ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

 

План

1. История становления мировой экономики.

2. Международные экономические отношения, их содержание и значение

3. Понятие предмет международного экономического права

4. Система международного экономического права

5. Методы механизма правового регулирования МЭО.

 

1.История становления мировой экономики.

 

Международные хозяйственные связи на протяжении веков оста­
вались одной из основных форм общения человечества. Война и
развитие торговли были главными внешними функциями древ­
них государств.

В результате международного разделения труда (МРТ) формировались определенные типы экономики: скотоводческие, зем­ледельческие, промышленные. В Азии в основном сгладывалась экономика аграрного типа, Античная — западная — экономика тяготела к промышленному типу, базировалась на железной тех­нике.

Такая специализация национальных экономик объективно вела к международному обмену товарами, поиску необходимых ресурсов для расширения производства и дальнейшего общественного развития . Поэтому практически на самых ранних стадиях международного общения, еще при рабовладельческом способе производства возник мировой рынок — началась международная торговля.

Основатель науки международного права Гуго Гроций (XVII ст.) идеи свободной торговли (фритрейдерству) осуществил в правовой форме, указав, что " никто не имеет права препятствовать торговым отношениям какого-либо одного народа с любым другим народом" [2, 5]. Принцип свободы торговли издавна широко используется в договорной практике.

Международную торговлю можно считать первым вестником экономического взаимодействия разных народов. Международ­ная торговля – самое естественное проявление экономического сотрудничества. Благодаря ей экономики разных стран взаимно дополняли друг друга

Поначалу мировой рынок был преимущественно внутриконтинентальным: древние государства: Финикия, Египет, Греция, Рим вели торговлю между собой и с многочисленными городами-государствами Средиземноморья и Черного моря.

В Азии, в свою очередь, Древняя Индия активно торговала с Китаем. Караваны выво­зили из Индии слоновую кость, жемчуг, перец, а ввозили цвет­ные металлы, вина, рыбу. Их Китая караваны шли по торговым путям в Монголию, Манчжурию, Северную Корею.

Интересный факт: в Древней Индии (империя Маурьев, 1 тыс. до н.э) торговлей занимался сам царь, Его товарами и от его имени торговали специальные царские служащие. В их ведении находился целый штат торговцев. На некоторые виды товаров; (соль, спиртные напитки) была введена царская (можно сказать государственная) монополия.

Древнекитайские государства (V—III вв. до н.э.) торговали,
друг с другом и с соседними племенами лошадьми, крупным и
рогатым скотом, кожей, шерстью, рабами.

Между царствами были установлены таможенные заставы. С торговцев/коммерсантов, переходивших из одного государства в другое, взимались торговые пошлины (пошлины играли фискальную роль ). В торговых центрах древнекитайской империи специальные чиновники регистрировали городских купцов и собирали со всех торгующих на рынках налоговые сборы в государственную казну. В это же примерно время в Китае была введена и государственная монополия на соль и железо. Специальные государственные управления ведали, вываркой соли и рудниками, железоделательными мастерскими.

Торговые операции сопровождаются движением денежных средств. В то же время товаропотоки и денежные потоки в определенном смысле автономные, хотя и тесно взаимосвязанные явления.

Появились люди, занимавшиеся исключительно торгово-ростовщическими — сделкам. Они ссужали деньгами под большой процент, иногда — даже государство. Происходило накопление ростовщического капитала, который искал себе приложение. Постепенно из ростовщических предприятий и меняльных контор стали вырастать банкирские дома и банки.

В средние века внутриконтинентальный рынок перерос в межконтинентальный. Китай торговал не только с Индией, но и с Аравией, Южной Африкой; Венеция и Генуя вели торговлю с Египтом.

Из Средиземноморья экспортировались оливковое масло, вино, медь, свинец, мрамор, керамика, шерсть, ремесленная про­дукция. Ввозились же рабы, хлеб, скот, пенька. С Востока поступали ткани, парфюмерия, стекло, рис, пряности.

К XIV в, сложились товаропотоки в районе Северной Европы, Балтийского моря. Отсюда на международный рынок поступали лен, масло, ткани.

В Киевской Руси первый известный международный договор было заключено в 907 г. между киевским князем Олегом и византийскими императорами Леоном и Александром. Условия настоящего договора предусматривали беспошлинную торговлю купцов Киевской Руси в столице Византии — Царьгороде (Константинополе) и обеспечение их съедобными запасами.

В 1493 г. датский король и русский царь Иван III заключили договор о дружбе и вечном союзе. Настоящий договор предусматривал беспрепятственный проезд и торговлю купцов, их защита со стороны местных властей, справедливый суд, взыскание обычной таможенной пошлины, которое существовало в этих договорных государствах

К концу XVI в., после великих географических открытий (на­пример, открытия Америки), торговля стала мировой. Кстати, географические открытия делались чаще всего «попутно» теми кто передвигался по миру в коммерческих целях – в поисках новых товаров, богатства, золота, ресурсов.

После открытия Америки мировой товарооборот расширился за счет новых товаров —табака, кофе, какао, чая, сахара, сереб­ра, золота и др. Товары были тем ресурсом, в котором нуждалась экономика.

Мировое хозяйство стало колониальным, т.е. основанным на неэквивалентном обмене товаров. Португалия, Испания, Франция представляли собой колониальные империи.

В XVII в. западная цивилизация вступила в эпоху индустриализации, фабричного машиностроения. В Европе начался промышленный переворот, обеспечивший ей экономический приоритет в международном разделении труда. Антверпен и Амстердам превратились в мировые центры торговли и кредита.

Внутри г руппы передовых в экономическом отношении ев­ропейских государств того времени возникла сильная конкуренция. Многие государства стали защищаться от ввоза дешевых товаров, конкурирующих с национальными товарами. Так, нап ример, Англия ввела высокие пошлины на импорт готовых из­делий (пошлины стали играть протекционистскую роль).

В XIX в. Англия лидировала в мировом хозяйстве, английс­кая промышленность ушла вперед. Не случайно поэтому Англия выдвинула в то время лозунг свободной торговли и приступила к проведению политики взаимного освобождения от таможенных пошлин ввозимых в Англию и вывозимых из нее товаров. Свободная от барьеров и регулирования торговля всегда дает пре­имущество товарам, происходящим, из наиболее конкурентоспо­собной экономики (каковой была Англия). Борьба за свободу торговли означала борьбу за преимущество на мировом рынке для себя, для своих товаров.

Следует обратить внимание на данную закономерность подтвержденную историей: как только какое-то государство вырывается вперед в конкуренции, добивается успеха в том или ином секторе товаров илиуслуг, оно непременно выступает за предоставление максимальной свободы в этом секторе.

В рамках политики свободы торговли Англия заключила двусторонние договоры с европейскими государствами о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и заняла доминирующе позиции в мировой промышленности, торговле, кредитных отношениях, морском транспорте.

Вскоре европейские государства заключили друг с другом двусторонние договоры о взаимном предоставлении режима наи­более благоприятствуемой нации.

Россия (куда тогда входили украинские земли) к этому периоду занимала пятое место в мире по про­мышленному развитию.

США в середине Х1Х в, придерживались в торговле протек­ционистской политики. Их экспорт состоял в основном из сырья, сельскохозяйственных продуктов. Одновременно США, нужда­ясь в инвестициях, проводили политику полной свободы импорта иностранного капитала. Капиталы (инвестиции), свободные средства выступали в качестве необходимого Америке ресурса: на них строились крупные производства, развивалась экономи­ка. К концу XIX — началу XX в. США превратились в первую индустриальную страну мира.

В XX в. человеческое общество прошло через гигантские тех­нологические сдвиги. Изменилась структура промышленности. Ресурсом стали технологии, интеллект (интеллектуальная соб­ственность), информация, инфраструктура.

Колониальная система распалась. Появились новые незави­симые государства. Однако бывшие метрополии постарались привязать ксебе прежние колонии экономически (через долго­вую зависимость, взаимодополняемость экономик).

Мир вступил в стадию интеграционных процессов. Взаимо­проникновение экономик выразилось в интенсивном трансгранич­ном движении товаров/услуг, финансов, инвестиций, рабочей силы.

В 1900 г. на земном шаре существовали 55 суверенных госу­дарств; накануне второй мировой войны— 71 государство; в 1947 г. — 81; а к 2000 г. — около 190 государств. По некоторым прогнозам, через несколько десятков лет на планете будет около 300 государств.

Индустриальная эпоха начала сменяться эпохой информационной, постиндустриальной. Явление глобализации охватило не
только сферу мировой экономики, но и все человеческое общество
во всех его проявлениях.

В настоящее время в международном разделении труда на­блюдается тенденция к созданию единого планетарного рынка товаров, услуг, капиталов. Мировое хозяйство превращается в единый комплекс.

Страны, которые придерживалось автаркии (от грецьк. аутаркєіа — самоуправление), со временем вынужденные отказываться от такой ошибочной политики. Экономикам стран становится тесно в национальных границах. Экономика мира становится в самом деле глобальной.

Экономические связи между государствами не только необходимые, а и взаимовыгодные. Кроме международной торговли внешнеэкономическое сотрудничество развивается и в других формах: создаются общие предприятия, свободные экономические зоны, экспортируется капитал и т.п..

2. Международные экономические отношения, их содержание и значение

 

Национальные экономики разных госу­дарств, таким образом, связаны между собой хозяйственными связями, которые и образуют международные экономические от­ношения (МЭО). Хозяйственные связи проявляются в трансграничном движении товаров/услуг, инвестиций, рабо­чей силы. Как видим, в рамках МЭО перемещаются разного рода ресурсы.

Следовательно, международные экономические отношения можно «разложить» на составляющие:

международная торговля;

международные финансовые отношения;

международные инвестиционные отношения;

международные миграционные (трудоресурсные) отношения;

отношения международной экономической помощи.
Трансграничное оплачиваемое движение товаров/услуг (совокупный товарооборот) и представляет собой то, что называют, международной торговлей. При этом принято подразделять совокупный товарооборот (без учета услуг) на товарные группы, как минимум на три:

промышленные товары;

сельскохозяйственные товары;

сырьевые товары.

Оплачиваемые импорт и экспорт одной страны называются внешней торговлей.

Движению товаров/услуг соответствует встречное движение
денежных средств в оплату товаров/услуг. Эти два потока — самих товаров и денег в их оплату — тесно взаимосвязаны. В то же
время их можно рассматривать и изучать как достаточно авто­номные явления.

Международные экономические отношения представляют собой составную часть системы существующих международных отношений. Понятие " международные отношения" довольно широкое. Оно включает в себя прежде всего межгосударственные отношения, в которых субъектами выступают государства и их объединения как носители публичной власти. Субъектами этих отношений могут быть также и международные организации, в частности экономические, наднациональные и межнациональные субъекты.

Как и любое общественное отношение, международные отношения есть отношениями надстроечного характера. Анализ научной литературы по этому вопросу дает возможность сделать вывод о том, что под Международными (межгосударственными) отношениями следует понимать отношения, которые выходят за пределы государств и возникают между ними. Эти отношения, как известно, регламентируются нормами международного права.

Межгосударственные экономические отношения возникают и устанавливаются прежде всего между государствами как политическими формами организации общества, которые выражают обусловленную экономическим порядком определенную политическую власть экономически господствующего класса или всего народа. Они могут возникать также, как уже отмечалось, и между государствами и международными организациями, между международными организациями.

Международные экономические отношения — это форма связи между государствами, между государствами и международными организациями, между международными организациями по разным аспектам международной экономической жизни.

 

По своему содержанию международные экономические отношения достаточно сложные. Это обусловлено, во-первых, значительным количеством стран, их группировок и международных организаций, которые являются субъектами международных экономических отношений. Во-вторых, на сложность и характер этих отношений существенным образом влияет и общественно-политическое устройство стран или их группировок. Целиком понятно, что определенные особенности в экономических отношениях существовали (и существуют еще и сегодня) между странами с разным социально-экономическим устройством.

МЭП состоит в публично- правовом регулировании отношений, касающихся трансграничного движения разного рода ресурсов – товаров, инвестиций, финансов и т.д. При этом все виды правоотношений, являющиеся объектом регулирования МЭП, распадаются на две большие группы:

- отношения между государствами и межгосударственными организациями по поводу указанных выше ресурсов;

- отношений между этими – публичными – лицами по поводу внутригосударственных правовых режимов, в рамках которых трансграничное перемещение осуществляют частные лица. Разных стран. В этом случае МЭП является рамочным правом, так как закладывает рамки для внутреннего права.

3. Понятие предмет международного экономического права

Итак, на основе международного разделения труда сложилась определенная система МЭО, которая выражается в движении разного рода ресурсов.

Для урегулирования международных экономических отношений пользуются нормами международного экономического права (МЕП). Существует несколько концепций международного экономического права. Концепция — слово латинского происхождения, которое в переводе на русский язык означает понимание чего-то, систему. Другими словами — способ понимания, трактование каких-нибудь явлений, основная точка зрения.

В западной юридической литературе существует немало концепций МЕП, среди которых в особенности четко выделяются две. Первая — это концепция английского юриста Г. Шварценбергера, который утверждал, что международное экономическое право — область международного публичного права. Оно включает в себя такие компоненты: 1) владение естественными ресурсами и Их эксплуатация; 2) производство и распределение товаров; 3) невидимые международные соглашения хозяйственного или финансового характера; 4) кредиты и финансы; 5) соответствующие услуги; 6) статус и организация субъектов, которые осуществляют такую деятельность. Г. Шварценбергер подчеркивал, что международное экономическое право включает в себя лишь те экономические аспекты, которые являются объектом влияния международного публичного права, и выключал внутреннее регулирование из-за того, что при этом не создаются единые для всех государств нормы и принципы.

Аналогичной точки зрения придерживается и нидерландский юрист П. Верлорен ван Темаат, который считает, что к предмету МЭП не могут включаться национальные нормы, которые регулируют внешние экономические связи и нормы международного частного права. Близкая к этой и позиция итальянского ученого П. Пиконе, французского — П. Вейля, американского — В. Леви.

Итак, основной вывод первой концепции состоит в том, что нормы МЕП — это часть международного публичного права. Они создаются субъектами международного права и используются для урегулирования отношений, которые возникают между ними.

Вторая концепция предложена немецкими юристами П. Фишером и В. Фикентшером. В частности, по мнению П. Фишера, в систему МЕП следует включать и нормы внутреннего права, которые регулируют международную хозяйственную деятельность. А. В. Фикентшер, автор двухтомной работы " Хозяйственное право" (1983 г.), считает, что любая правовая норма, связанная с международной экономикой, есть нормой международного экономического права.

 

Вторая концепция, более распространенная. В соответствии с ней международное экономическое право рассматривается как область не только публичного, а и часть национального права. Приверженцы этой концепции считают, что международное экономическое право распространяется на субъектов не только публичного права, но и частного, которые принимают участие в отношениях коммерческого характера, которые выходят за пределы одной государства.

Известными представителями этой концепции есть, например, А. Левенфельд (США), Г. Еллер, Фикентшер, П. Фишер (Германия), В. Фридман, Э. Пиерсман (Великобритания), П. Рейтер (Франция) и др.

В. Фикентшер в двухтомной работе " Хозяйственное право" (1983) отмечал, что любая связанная с международной экономикой правовая норма есть нормой международного экономического права.

Курсы лекций, учебники и монографии, которые отражают такую концепцию, как правило, называют " Международное предпринимательское право", а не Международное экономическое право"). В частности, в англоязычном учебнике (США) " Современное предпринимательское право" отмечается, что международное предпринимательское право охватывает право разных суверенных государств, законодательство, принятое региональными торговыми сообществами например ЕС, и законодательство, которое формируется в результате дво- и многосторонних договоров суверенных государств.

Вторая концепция имеет много общего с теориями транснационального права, направленными на то, чтобы уравнять государства и транснациональные корпорации как субъекты международного права.

С концепцией транснационального права в 1956 г. выступил американский профессор Франклин, который отразил ее в свой книге транснациональной право. Предметом регулирования по его мнению считаются отношения которые выходят за рамки государственных границ.

Итак, в соответствии с этой концепцией в систему международного экономического права включаются не только нормы международного публичного, а и международного частного права, национальные нормы, которые регулируют международные экономические отношения.

 

Существовала в свое время и отечественная концепция. Впервые она была разработана и обоснована в конце 20-х годов украинским академиком В. М. Корецким, который рассматривал международное хозяйственное право как комплексную межотраслевую дисциплину, которая регулировала международные публично-правовые и гражданско-правовые отношения. Т.Е. она есть объединением рассмотренных двух концепций. В. Корецький международное хозяйственное право считал комплексной межотраслевой дисциплиной, которая призванная регулировать международные публично- и гражданско-правовые отношения. В.М.Корецкий выдающийся юрист – международник в свое время был членом Комиссии по международному праву ООН, судьей Международного суда, возглавлял Институт государства и права при НАН Украины, который в настоящее время носит его имя.

 

Вопросам международного экономического права посвятили свои работы такие советские ученые, как Г. И. Тункин, Е. Т. Усенко, Г. Е. Бувайлик, М. М. Богуславский, В. И. Лисовский и прочее, которые считали, что международное экономическое право — это особая область международного публичного права.

Обобщение и анализ существующих концепций и точек зрения дает возможность сделать вывод о следующем:

Самое краткое определение МЭП – это система МПН, регулирующих МЭО, т.е. это система норм, регулирующих отношения между субъектами МП в связи с их деятельностью в области МЭО.

МЭП – это система норм и принципов, которые регулируют отношения между государствами, между государствами и международными организациями в процессе международного экономического сотрудничества.

4. Система международного экономического права

 

Системный подход изучения любой юридической дисциплины всеобщее и более глубокое ее изучение.

Как учебная дисциплина международное экономическое право состоит из общей и особой частей. В общей части рассматриваются субъекты, объекты, принципы и источники международного экономического права (то есть аспекты, которые оказывают содействие пониманию области в целом), а в особенной — его подотрасли.

Систему курса международного экономического права можно разделить на Общую и Особую части. В Общей части объединенные нормы, которые определяют сам предмет правового регулирования международного экономического права, его источника и принципы, дают представления о субъектах международно-економических отношений и, в частности, о государстве как основном субъекте международного права. В Общей части также рассматриваются правовой статус международных экономических организаций вопрос правового регулирования деятельности транснациональных корпораций (ТНК), международных экономических договоров и обеспечения их выполнения, право экономического развития и интеграции, общие основы международного экономического порядка и МЭБезопасности, процессуальные нормы урегулирования международных споров и т.д.

Относительно общей характеристики содержания Особой части международного экономического права, то она сводится к характеристике правовых норм и особенностей правового регулирования международной торговли, международных финансовых, в том числе валютных отношений, международных перевозок и других направлений международного сотрудничества. Исходя из этого, в рамках Особенной части может изучаться международное торговое право, международное валютное право, международное инвестиционное право, финансовое, морское, европейское. Институты МЭП являются общими для МЭП и для других отраслей права. Так, режим морских исключительных экономических зон, режим морского дна устанавливаются МП и транспортным правом, режим рынка услуг в области авиаперевозок – МТП и т.д.

 

5. Методы механизма правового регулирования МЭО.

 

Во­прос о методе международного права остается пока недостаточно. Когда говорят о методе, имеют в виду, каким образам осуществляется это регулирование, какой инструментарий используется, как достигается необходимый правовой результат.

В глобальной правовой системе набор методов очень широк, и можно даже сконструировать некую классификацию методов по различным критериям.

Например, государства, формируя нормы, активно приме­няют такие методы, как запрет, обязывание и дозволение..

С точки зрения целей и интересов, государства предпочитают либо координационный, либо субординационный методы ре­гулирования.

В отдельных отраслях и подотраслях МП/МЭП могут быть
свои — специальныеметоды регулирования, например в межународном торговом праве — метод потоварного или посекто-
рального регулирования товарных рынков.

Международная нормативная система воздействует на реаль­ность как международно – правовыми и неправовыми нормами. Само МЭП воздействет методом регулирования посредством договоров и международных обычаев.

В качестве еще одной группы методов можно выделить методы учреждения международ­ных организаций (включая неправительственные организации), создания интеграционных (таможенных, платежных, валютных, экономических и т.п.) союзов.

Внутри международных организаций государева применя­ют методы принятия решений путем консенсуса, большинства, квалифицированного большинства, взвешенного голосования.

Воздействие на международное право и на внутреннее право осуществляется методами: унификации МП норм, норм внутреннего права и др.

Из всего сказанного применительно к системе правового регулирования МЭО можно сделать следующие выводы:

- у каждой подотрасли имеется свои методы, в которых учитывается специфика регулируемых отношений.

• правильный выбор тех или иных методов правового регули­рования обеспечивает нужную степень эффективности воз­действия на действительность — на объект регулирования; нужного результата зачастую кратчайшим путем можно достичь выбрав правильный метод.

В целом же применительно к МЭП наиболее заметными тен­денциями являются:

а) сочетание методов односторонних действий, дву и многостороннего и наднационального регулирования. Причем
соотношение данных методов в торговой, финансовой, инвестиционной и других системах — разное. В торговой системе, на­
пример, совершенно ясно обозначился (и даже уже произведен)
переход от двустороннего регулирования к многостороннему.
Всемирная торговая организация (ВТО) окончательно сформировала
такой переход человечества к многостороннему регулированию
международной торговой системы. Метод наднационального ре­гулирования имеет место в праве экономической интеграции,
праве МВФ. Тенденцию можно обозначить так: в МЭП по все
более широкому кругу вопросов происходит смещение акцентов
от метода двустороннего регулирования к методу многосторон­него, а от многостороннего кметоду наднационального регулирования

б) сочетание методов «мягкого» (рекомендательного, неправового), диспозитивного и императивного регулирования. Например, в рамках «Большой восьмерки» (G-8) используется мягкое право. Значительная сфера МЭО находится
в области диспозшпивного регулирования, в которой отдельные
конкретные государства самостоятельно — совместно или в одностороннем порядке определяют выбор международного поведения. В целом тенденция направлена от методов мягкого регулирования к более жестким.

Контрольные вопросы к теме:

1. Что представляет собой МЭО. В чем они находят сове практическое выражение..

2. Какие две группы отношений являются объектом регулирования в МЭП.

3. Какие подотрасли – институты имеет МЭП.

4. Система курса международного экономического права.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стратегии разрешения конфликтов | Уважаемые руководители школьных СМИ Пушкинского района!




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.