Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые понятия логистики






Общие положения

Основными направлениями развития логистики в историче­ском аспекте являются военное дело и начиная со второй по­ловины XX века – экономика. Несмотря на определенные раз­личия, которые вкладываются в понятия логистики в каждом из названных направлений, оба эти понятия имеют общие эле­менты – согласованность действий при управлении материаль­ными потоками, их рациональность, точный расчет.

Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появился такой термин, как «банковская логистика». Расшире­ние сферы применения логистики, которое наблюдается в 80-х и особенно
90-х годах, объясняется, в первую очередь, развити­ем методов управления материальными потоками. Естественно, что при этом идея и метод логистики начинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками. Причина – высокая доля логистической составляю­щей в конечной стоимости товара (свыше 70%).

Логистика – процесс планирования, внедрения и контроля рационального и эффективного движения товаров, услуг и связанной с этим информации от исходной точки до конечного потребителя с целью удовлетворения требований клиента.

Специфика логистики заключается:

– в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками;

– технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

Сформулировано семь правил логистики:

ТОВАР – нужный товар;

КАЧЕСТВО – соответствующего качества;

КОЛИЧЕСТВО – в необходимом количестве;

ВРЕМЯ – нужное время;

МЕСТО – нужное место;

ЗАТРАТЫ – допускаемые затраты;

ПОТРЕБИТЕЛЬ – нужный (соответствующий) потребитель.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если все вышеперечисленные правила выполнены, то есть нужный продукт необходимого уровня качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место нужному потребителю с допускаемыми затратами.

Понимание специфики логистики формируется при изучении двух моделей управления материальными потоками: традиционной и построенной на принципах логистики. При этом необ­ходимо научиться отличать системы управления, построенные по традиционным моделям, формулировать задачу их логисти­ческого совершенствования, выделяя тем самым существенные резервы повышения эффективности функционирования и соответственно конкурентоспособности анализируемого субъекта экономики.

Экономический эффект от применения логистического под­хода к управлению материальными потоками в сферах произ­водства и обращения необходимо рассматривать в разрезе сле­дующих слагаемых:

– снижения запасов на всем пути движения материального потока;

– сокращения времени прохождения товаров по логистиче­ской цепи;

– снижения транспортных расходов;

– сокращения затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

Изучение логистики базируется на понимании основной идеи логистического подхода, новизна которого заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяй­ственной деятельности в пользу усиления значимости деятель­ности по управлению материальными потоками.

Понятие материального потока является ключевым в логи­стике.
Введение этой категории позволило увязать разрозненные процессы, протекающие у различных собственников (или же в различных подразделениях одного предприятия), единой функ­цией управления, упорядочить эти процессы, получив тем са­мым существенный экономический выигрыш.

Материальный поток – это совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу.

Концепция логистики представляет собой систему взгля­дов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации материальных потоков. При этом концепция логистики может быть представлена следующи­ми положениями:

– реализацией принципа системного подхода;

– учетом логистических издержек на протяжении всей логистической цепи;

– управлением сквозным материальным потоком;

– способностью логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды;

– развитием услуг сервиса на современном уровне;

– гуманизацией технологических процессов, созданием совре­менных условий труда.

Сквозной материальный поток – партия товара в объеме, определенном договором (контрактом) купли-продажи, в процессе перемещения от склада продавца (производителя) до склада покупателя (потребителя).

Самое непосредственное отношение к продвижению матери­ального потока имеют следующие субъекты экономики:

– транспортные предприятия общего пользования, различ­ные транспортно-экспедиторские фирмы;

– предприятия оптовой торговли;

– коммерческо-посреднические организации;

– предприятия-изготовители, чьи склады готовой продук­ции выполняют разнообразные логистические операции.

Деятельность перечисленных участников наиболее суще­ственно влияет на характеристики сквозных материальных по­токов, характеризуется кругом логистических функ­ций, выполняемых ими в процессе упра­вления материальными потоками.

При этом под логистической функцией понимается укрупненная группа логи­стических операций, направленных на реализацию целей логи­стической системы.

К логистическим функциям относят работы, выполнение ко­торых является необходимым условием того, чтобы по материалопроводящей цепи пошел поток. Состав таких работ несложно наметить. Очевидно, вначале необходимо выяснить потребность в материалах, затем договориться о поставке, перевезти гру­зы, организовать их хранение, продвижение внутри предприятия (возможно, в процессе производственной переработки), а затем выполнить комплекс работ по сбыту.

Логистические операции – это любые операции, совершаемые с вещественными предметами и продуктами труда в сферах производства и обращения, за исключением технологических операций по производству материальных благ. К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции.

Классифицируют логистические операции по видам и следующим признакам (рис. 1.1):

– переход права собственности на товар: с переходом, без перехода;

– изменение потребительских свойств: с добавленной стои­мостью, без добавленной стоимости;

– природа потока: с материальным потоком, с информационным потоком.

 

 

Рис. 1.1. Классификация логистических операций

 

Исходя из данной классификации логистические операции на железнодорожном транспорте в сфере грузовых перевозок относятся к операциям без перехода права собственности на товар перевозчику (односторонние), без добавленной стоимости (груз должен быть доставлен в целости и сохранности без изменения его свойств), с материальным (перемещение груза) и информационным потоками (оформление перевозочных документов, информирование клиента о продвижении груза и т.д.).

Базовым понятием логистики является понятие «система». Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. В качестве систем можно рассматривать практически все, что связано с реально существующими объектами, поскольку всегда несложно обнаружить части или элементы, между которыми имеются какие-либо отношения, т.е. существует некая структурированность и упорядоченность.

Чтобы объект мож­но было назвать системой он должен обладать следующими четырьмя свойствами:

целостностью и членимостью, то есть система есть целост­ная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом;

– связью, то есть между элементами системы имеются существенные связи;

– организацией, тоесть связи в системах определенным обра­зом упорядочены;

– интегративными свойствами, то есть наличием качеств, присущих всей системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Одним из основных объектов изучения в логистике являют­ся логистические системы, выполняющие те или иные логистические функции, состоящие из разных под­систем и имеющие развитые связи с внешней средой.

Главным при формировании логистических систем является системный подход, представляющий собойметодологию научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, состоящих из закономерно структурированных и функционально организованных элементов. Системный подход позволяет рассматривать изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, а также внутренние и внешние связи. Системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному. В основе рассмотрения лежит конкретная конечная цель, ради которой создается вся система.

Принципы системного подхода:

– последовательное продвижение по этапам создания логистической системы от общего к частному;

– согласование информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемой логистической системы;

– отсутствие конфликтов между целями отдельных элементов системы и целями всей системы.

Логистическая система – это адаптивная система с обрат­ной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. На рис. 1.2 представлена функциональная структура логистической системы хозяйствующего субъекта рынка, наглядно показывающая как сферы деятельности логистики, так и их взаимопроникновение друг в друга, что является одной из характерных особенностей логистики.

 

 

Рис. 1.2. Функциональная структура логистической системы хозяйствующего субъекта рынка: – сфера деятельности закупочной логистики; – сфера деятельности производственной логистики; – сфера деятельности распределительной логистики; – транспортные логистические цепи [4]

 

Материальную взаимосвязь между поставщиками, производителем и потребителями обеспечивают транспортные логистические цепи, представляющие собой совокупность участников товародвижения (грузовладельцы, перевозчики, провайдеры (координаторы), терминалы, порты), организующих и обеспечивающих доведение определенного материального потока от отправителя до получателя [5].

Элемент логистической системы – функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа и синтеза логистической системы, выполняющий свою локальную целевую функцию, связанную с выполнением определенных логистических процедур.

Логистические системы подразделяются на макро- и микрологистические.

Макрологистическая система – это крупная систе­ма управления материальными потоками, охватывающая пред­приятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных стра­нах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

Микрологистические системы являются подсисте­мами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торго­вые предприятия, территориально-произ­вод­ст­вен­ные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав кото­рых входят технологически связанные производства, объединен­ные единой инфраструктурой.

В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товар­но-денежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимо­действия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, ра­ботающие на единый экономический результат.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.