Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторический очерк и основные понятия






13. КАКОВО СОДЕРЖАНИЕ ТЕРМИНА " ЦИ" В СОЧЕТАНИИ " ЦИГУН"

Термин " ци" отражает представления о природных явлениях, которые существовали в древности. Считалось, что ци - это основная материя, из которой конструируется мир. Все космические явления происходят вследствие движения и изменений ци. Данная концепция, примененная в сфере медицины, предполагала также, что ци является основным материалом, из которого конструируется человеческое тело, а движение и изменения ци обусловливают события человеческой жизни. Например, в " Собрании сочинений [Чжан] Цзинюэ" (" Цзин юэ цюаньшу") сказано: " Рождение человека полностью зависит от его ци ". В " Законах медицины" (" И мэнь фа люй") также говорится: " Концентрация ци образует форму, рассеивание ци разрушает форму" *.

Цигун служит тренировке ци человеческого организма. ци человеческого тела проявляется в разнообразных формах, из них самая основная - это истинное ци (чжэнь ци), называемое также изначальным ци (юань ци)*, правильным ци (чжэн ци), сущностным ци (цзин ци), истинно изначальным ци (чжэньюань ци).

Истинное ци представляет собой комбинацию трех элементов: сущностного ци (цзин ци), находящегося в почках (врожденная субстанция, полученная зародышем от сущностного ци родителей); ци " воды и зерна" (шуй гу чжи ци), получаемого извне и перерабатываемого селезенкой и желудком (результат переработки питательных веществ, получаемых с пищей); воздуха, вдыхаемого легкими. Это - тонкая материя, обладающая мощной движущей силой, распространяющаяся по всему телу и нет места, в котором она бы не присутствовала, до которого бы не доходила. Ее движение, которое в теории китайской медицины называется " пружиной ци " (ци цзи)*, главным образом проявляется в четырех формах: подъеме, спуске, выходе и входе. Плотные и полые органы, каналы, коллатерали и другие системы человеческого тела представляют собой арену для четырех форм движения истинного ци. Истинное ци распространяется по всему телу, проявляясь в физиологической деятельности плотных и полых органов, каналов, коллатералей и различных других систем, поэтому его проявления имеют разные названия.

Ци плотных и полых органов (цзан фу чжи ци). Истинное ци, распространяясь по этим органам, становится ци этих органов - ци сердца, ци легких, ци селезенки, ци желудка, ци печени, ци почек и т.д.

Ци каналов и коллатералей (цзин ло чжи ци). Истинное ци, проходя по каналам и коллатералям, становится ци каналов и коллатералей, которое сокращенно называют канальным ци (цзин ци).

Питательное ци (ин ци). Это ци, которое проходит по сосудам вместе с кровью.

Защитное ци (вэй ци). Оно распространяется вне сосудов. Его сущность в стремительном скольжении. Чтобы не быть связанным сосудами, защитное ци распространяется вне их.

Родовое ци (цзун ци). Это ци, которое накапливается в груди.

Судя по происхождению и распространению ци, можно заключить, что оно выполняет пять основных функций.

Функция движущей силы. Рост и развитие организма, т.е. физиологические преобразовательные процессы в плотных и полых органах, каналах и коллатералях, кровообращение, транспортировка флюидов стимулируются ци. Так, если ци недостает, то двигательная функция сокращается, рост и развитие организма могут замедлиться, потенция органов и каналов также может уменьшиться. Не исключено возникновение различных патологических изменений: застоя кровотока, задержки вод и др.

Функция обогревания. Способность человеческого организма регулировать температуру тела обусловливается обогревательной функцией. Если обогревательная функция ци непостоянна, оно утрачивает способность к регулированию, то очень часто возникают такие болезненные симптомы, как зябкость, холодные на ощупь конечности и т.п.

Функция обороны. ци может защищать тело от воздействия внешних патогенных факторов. В разделе " Простые вопросы" в главе " Об оценке болезней с жаром" (" Пий жэ бин лунь"), говорится: " При приближении несущего зло [противостоящему] ци необходима пустота". Названное здесь ци выполняет защитную функцию. Если защитная потенция ослабевает и пагубное (несущее зло) ци прорывается внутрь, то человек заболевает. В процессе болезни здоровое (правильное) ци (чжэн ци) непрерывно увеличивает противодействие недугу. Победа здорового ци над пагубным ци способствует уничтожению полученных патогенов, здоровье восстанавливается.

Функция контроля. Контрольная функция ци проявляется в том, что оно регулирует поток крови, не позволяя ей переливаться за пределы сосудов; регулирует движение пота и мочи, способствуя их умеренному выведению; осуществляет контроль за семенной жидкостью, не допуская ее потерь. Двигательная и контрольная функции ци по отношению к крови заключается в том, что ци, с одной стороны, способно стимулировать ее движение, а с другой - может контролировать распространение крови. Только так и может осуществляться регулярное кровообращение. Нехватка ци, ведущая к ослаблению функции двигательной силы, может вызвать нарушения кровообращения, вплоть до возникновения застоя крови; нехватка ци, ведущая к ослаблению контрольной функции, легко может вызвать кровотечение.

Функция превращения ци. Следует отметить взаимные превращения цзин, ци, флюидов и крови. В разделе " Простые вопросы" в главе " Инь и ян соответствуют Великому" (" Инь ян ин сян да"), сказано: " Цзин превращается в ци ". В комментарии Ван Бина к данному разделу говорится: " Превращение ци есть порождение цзин, гармония вкуса есть рост тела". Цитаты показывают, что между цзин и ци существуют отношения взаимного превращения. В разделе " Простые вопросы" в главе " Секретный свод о [лекарстве] Линлань" (" Линлань ми дянь лу") сказано: " Мочевой пузырь управляет " округами и областями", в нем накапливаются жидкие выделения, а превращение ци дает возможность их выпускать". В данном отрывке под превращением ци подразумевается мочеиспускательная функция мочевого пузыря.

Все пять функций, хотя и имеют различия в некоторых проявлениях, тесно сочетаются при использовании.

В целом цигун является тренировкой ци человека. Его содержание можно выразить в двух положениях: 1) указание на тончайшую материю, из которой состоит человеческое тело и за счет которой в нем поддерживаются жизненные процессы; 2) указание на физиологические функции системы плотных и полых органов. Между этими положениями существует взаимосвязь. Поэтому китайская медицина считает, что " ци - это вид основной материи, поддерживающей жизнедеятельность человеческого тела". Движение ци в цигуне является важным средством, которое в Древнем Китае способствовало профилактике и лечению болезней. Воздействие на истинное ци человеческого тела с помощью цигуна играет чрезвычайно важную роль в поддержании телесного здоровья.

_____

" Концентрация ци образует форму (тело), рассеивание ци разрушает форму (тело)". - Идею о ци, которое образует тело (форму) человека, развивали многие древнекитайские мыслители различных направлений. Например, Чжуан-цзы: " Рождение человека - это скопление эфира (ци - С.К.). Соберется эфир, образуется жизнь, рассеется - образуется смерть" (см.: Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. - М.: Наука, 1967. - С. 246). Ван Чун: " Ци порождает человека, подобно тому как вода производит лед; вода общается и превращается в лед, ци сгущается, и формируется человек" (см.: Петров А.А. Ван Чун - древнекитайский материалист и просветитель. - М.: Изд-во АН СССР, 1954. - С. 46).

Пружина ци. - Понятие " пружины" (цзи) как движущей силы организма встречается в трактате " Чжуан-цзы", где упоминалась также " небесная пружина" (тянь цзи), раскручивающая все естество. Цзи внутри человеческого тела близка по функции к " сердцу" (синь) - вплоть до полного с ним совпадения (см.: Кобзев А.И. Ван Янмин и даосизм // Дао и даосизм. - С. 94-95).

Юаньци. - Одна из важнейших эманаций ци, изначальное ци, о котором выразительно говорил Ван Чун: " Когда женщина рождает ребенка, то он наполняется изначальным ци и появляется на свет. Это изначальное ци есть тончайшая сущность неба и земли..." (см.: Петров А.А. Ван Чун - древнекитайский материалист и просветитель. - М.: Изд-во АН СССР, 1954. - С. 47). Существуют специальные методики цигуна по работе с юаньци, направленные на воссоздание первичного, " младенческого" восприятия. " Представляя себе ребенка, стремясь видеть мир его глазами и т.д., можно успокоить свои мысли и чувства, ощутить радость, наполниться " изначальным ци". Это поможет вам вернуться к простоте восприятия мира, способствует омоложению". - Вэй Линъи, Лун Лэи. Комплекс статистического цигун системы " Сто отроков и цветы лотоса" // ЦиС. - 1992. - № 2-3. - С. 12. По мнению авторитетного современного исследователя Мо Вэнданя (Холистическое представление о человеке в теории цигун // ЦиС. - 1994. - № 3. - С. 3), через эту категорию осуществляется единство микро- и макрокосма. На основе классических сочинений он пришел к выводу, что " единство человека и " неба и земли" коренится в изначальном ци".

 

D: \vk\index.html

 

 


D: \vk\index.html






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.