Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что называется методами отрешенного созерцания (чжигуань). Как их практиковать






Отрешение (чжи) означает отключение сознания, остановку психической деятельности. Для этого существует три способа.

1. Отрешение с помощью связывания - это первый этап упражнений, при котором следует все внимание сосредоточить на одном месте, подобно тому как обезьяну сковывают цепью. Поэтому метод и называется " отрешение связыванием". Чаще всего такое связывание достигается двумя путями. Первый - связывающий в одну линию сердце и кончик носа - состоит в том, чтобы полностью отбросить беспокоящие мысли, сосредоточить внимание на кончике носа. Второй - связывающий в одну линию сердце и точку, расположенную ниже пупка, - означает, что все внимание надо сосредоточить на нижней части живота, которая является центром всего тела, представить себе, как вдыхаемое ци через нос проникает напрямую в нижнюю часть живота. Этим отбрасываются путаные мысли, регулируется дыхание.

2. Отрешение с помощью сдерживания сердца (чжисинь-чжи) предполагает, что когда обучаемый в достаточной степени овладел предыдущим приемом, можно переходить к следующему этапу отрешения, который непосредственно связан с сердцем. Это значит, что нужно понять глубинные мысли собственного сердца и в любое время суметь сдержать его.

3. Отрешение за счет постижения истины (тичжэньчжи) - это и есть подлинное самоотрешение. Если до тонкостей постичь все, о чем знает сердце, то эти мысли быстро уйдут, чтобы никогда больше не возвращаться. Таким образом, все, что беспокоит, должно ограничиваться и устраняться не при помощи волевого усилия, а естественным путем. Отсутствие беспокойных мыслей и есть истина. Сердце на этом успокаивается, поэтому метод и называется " отрешение за счет постижения истины".

Созерцание (гуань) означает не внешнее, а внутреннее наблюдение собственного сердца с закрытыми глазами. Существуют три вида созерцания:

1. созерцание Вселенной (кунгуань) - это созерцание всей совокупности вещей и предметов Вселенной, которые постоянно изменяются, появляются, развиваются и исчезают, извлечение их сути и, таким образом, достижение беспредметного созерцания;

2. созерцание воображаемого (цзягуань) - это воображаемое представление о предметах Вселенной, которые образуются в результате слияния внутренних и внешних причин. Слияние внутреннего и внешнего приводит к рождению нового, их разделение - к гибели. Такие же закономерности характерны для взлетов и падений в нашем мышлении, они совершенно неуловимы;

3. срединное созерцание (чжунгуань) - это когда при созерцании Вселенной не стремятся мысленно удержать Вселенную, при созерцании воображаемого не стремятся ухватить образ, отрешаются как от реального, так и от воображаемого мира, которые не имеют опоры в сердце при полной его ясности.

Другими словами, нужно сосредоточенно думать о чем-то одном, чтобы отрешиться от всего другого и достичь полной ясности, чтобы созерцать. Во время отрешения нельзя уходить от созерцания, в ходе созерцания нельзя расставаться с отрешением.

В этом и состоит способ отрешенного созерцания, известный также как один из методов вхождения в покой.

_____

Чжигуань. - Буддистский термин, который означает чистое созерцание, отрешение от земных благ (Samatha - Vipasyanani) (см.: БКРС. - Т. 2. - С. 221; см. также Приложение 3).

Доктрина " чжигуань" была подробно описана в сочинениях патриарха и фактического основателя школы Тяньтай Чжи И (538-597 гг.) и выражает сущность просветления и пути его достижения. В буддологических сочинениях предлагается более глубокое толкование этого термина: " прекращение [неведения] и познание [истинного вида " всех дел и вещей" ] (Игнатович А.Н. Тяньтайская доктрина " чжигуань": Общая характеристика // 14-я науч. конф. ОГК. - М., 1983. - Ч. 1. - С. 165); " самопрекращение и самосовершенствование" (Профатилов И.А. Влияние доктрины Чжи И на формирование медитативной практики в школах Чань и Цэинту // 22-я науч. конф. ОГК. - М., 1991. - Ч. 3. - С. 64). В данном случае китайские авторы дают облегченное толкование термина, поскольку их интересуют чисто прикладные аспекты медитативной практики буддистских школ. В упомянутой выше статье И.А. Профатилова также указывается на применение методов цигуна при " счете дыхания" и " следовании дыханию" для достижения " чжигуань".

 

D: \vk\index.html

 

 


D: \vk\index.html






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.