Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы, стратегии и способы педагогического взаимодействия






 

Основные характеристики взаимодействия по-разному проявляются в зависимости от условий и ситуаций, в которых осуществляется взаимодействие участников педагогического процесса, что позволяет говорить о множестве типов взаимодействия. Существуют различные основания для классификации.

1) по видам субъекта и объекта:

– личность – личность: ученик-ученик, педагог-ученик, педагог-педагог, педагог-родитель;

– коллектив – коллектив: коллектив младших-коллектив старших, класс-класс, ученический коллектив-педагогический коллектив;

2) по направленности педагогического взаимодействия: прямое и косвенное;

Прямое взаимодействие характеризуется непосредственным воздействием друг на друга, косвенное же направлено не на саму личность, а на обстоятельства ее жизни, ее микросреду, ее служение (одноклассников и друзей). Например, педагог, организуя коллективную познавательную деятельность, взаимодействует непосредственно с консультантами, от деятельности которых зависит участие в работе других школьников. Консультируя своих помощников, учитель направляет их внимание и действия на каждого ученика, дает советы, как включить своих товарищей в работу. Через консультантов педагог корректирует деятельность других детей, с которыми взаимодействие осуществляется косвенно.

3) по содержанию деятельности (взаимодействие в различных видах деятельности: учебной, трудовой, спортивной);

4) по постановке цели: целенаправленное или стихийное (во взаимодействии может ставиться специальная цель, тогда оно называется целенаправленным; либо цель может отсутствовать, и тогда говорят о стихийном взаимодействии);

5) по степени управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое (управляемое – целенаправленное взаимодействие, сопровождающееся систематической информацией о его результатах, позволяющее вносить необходимые коррективы в последующее взаимодействие; полууправляемое – это также целенаправленное взаимодействие, но обратная связь используется от случая к случаю; неуправляемое – это стихийное взаимодействие);

6) по типу взаимосвязи субъектов педагогического взаимодействия: отношения «на равных» или руководство;

7) по характеру отношений субъектов педагогического взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация, конфликт;

 

Тип взаимодействия Характеристика
Сотрудничество Совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач
Диалог Равенство позиций партнеров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями.
Соглашение Договоренность взаимодействующих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности. Заинтересованность в положительном результате работы, понимание необходимости вклада каждой стороны в общий итог
Опека Забота одной стороны о другой. Одни - передатчики, а другие - активные потребители готового опыта.
Подавление Пассивное подчинение одной стороны другой. Открытые, жесткие указания, требования, предписания, что и как сделать. Приводит к напряженности во взаимоотношениях, вселяет в детей страх, неприязнь к педагогу.
Индифферентность Равнодушие, безучастность друг к другу. Характерно для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров
Конфронтация Скрытая (открытая) неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой. Противоборство, противопоставление, столкновение.
Конфликт Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. Вызывает недоверие и тревожность.

 

Данная типология применима к характеристике взаимодействия участников воспитательного процесса на всех уровнях: учитель-ученик, ученик-ученик, педагог-педагог и т.д. Наиболее эффективным для развития коллектива и личности является сотруднический тип взаимодействия, который характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гуманными, доброжелательными и доверительными, демократичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.

8) по уровню подготовленности процесса педагогического взаимодействия: случайное или преднамеренное;

9) по временным установкам педагогического взаимодействия: длительное или кратковременное;

10) по степени психологической обоснованности субъектов педагогического взаимодействия: вербальное или невербальное;

11) по характеру итогов и степени эффективности целеполагания: продуктивное или непродуктивное.

Все рассмотренные типы взаимодействия взаимосвязаны. Чаще всего они сопутствуют друг другу, а с изменением условий взаимно переходят друг в друга. Вряд ли сотрудничество или диалог, имеющие большие воспитательные возможности, целесообразно рассматривать как универсальные. В конкретной ситуации кто-то из школьников нуждается в опеке, проявлении внимания и заботе, с кем-то сложились деловые отношения на основе соглашения и это устраивает обе стороны, а по отношению к кому-то оправданны в данный момент жесткие требования. Безусловно, применительно к конкретным условиям можно найти ведущий, оптимальный тип взаимодействия. Но разнообразие ситуаций и их быстрая сменяемость обуславливают динамику характера взаимодействия участников процесса.

Основными стратегиями педагогического взаимодействия выступают конкуренция и кооперация.

Конкуренция предполагает борьбу за приоритет, которая в наиболее яркой ее форме проявляется в конфликте. Такой конфликт может быть деструктивным и продуктивным. Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию, расшатыванию взаимодействия. Он часто не зависит от породившей его причины и потому ведет к переходу «на личности», порождая стрессы. Продуктивный конфликт возникает в том случае, когда столкновение между взаимодействующими сторонами порождено различием их точек зрения на какую-либо проблему, способы ее разрешения. В этом случае конфликт способствует всестороннему анализу проблемы и обоснованию мотивации действий партнера, защищающего свою точку зрения.

Применительно к педагогическому взаимодействию стратегия, осуществляемая на основе конкуренции, называется личностно-тормозящей. Эта стратегия опирается на угрожающие средства воздействия, стремление педагога снизить самооценку учащихся, увеличить дистанцию и утвердить статусно-ролевые позиции.

Кооперация предполагает посильный вклад каждого участника взаимодействия в решение общей задачи. Средством объединения людей здесь являются возникающие в ходе совместной деятельности отношения. Применительно к педагогическому взаимодействию стратегия, основанная на кооперации, называется личностно-развивающей. Она базируется на понимании, признании и принятии ребенка как личности, умении стать на его позицию, идентифицироваться с ним, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития. При таком взаимодействии основными тактиками педагога становятся сотрудничество и партнерство, дающие возможность учащемуся проявить активность, творчество, самостоятельность, изобретательность, фантазию. С помощью такой стратегии педагог имеет возможность установить контакт с детьми, в котором будет учтен принцип создания оптимальной дистанции, определены позиции педагога и детей, создано общее психологическое пространство общения, предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно.

Педагог, ориентированный на личностно-развивающую стратегию, строит педагогическое взаимодействие с воспитанниками на основе понимания, принятия, признания.

Понимание означает умение видеть воспитанника «изнутри», стремление взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребенка.

Принятие предполагает безусловное положительное отношение к воспитаннику, уважение его индивидуальности независимо от того, радует он взрослого в данный момент или нет. Таким отношением взрослый признает и утверждает уникальность воспитанника, видит и развивает в нем личность; только идя «от ребенка», можно разглядеть заложенный в нем потенциал развития, своеобразие и непохожесть, которые присущи подлинной личности.

Признание – это безоговорочное утверждение права воспитанника быть личностью, самостоятельно решать те или иные проблемы, по существу, это право быть взрослым.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.