Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии общения и моральных дилемм






 

Технология общения имеет уникальный коммуникативный инструментарий, способный «препарировать» практически любую информацию и сочетать вербальные и невербальные возможности коммуникативных актов, что создает основы для глубокого проникновения в образовательные проблемы.

Технология общения включает три этапа: подготовительный, этап организации и осуществления общения и деятельности, заключительный этап.

Естественно, что особую роль в реализации технологии играет подготовительный этап. Он предусматривает: определение темы коммуникации, формулировку задач развивающего, воспитательного и образовательного свойства; диагностику участников общения; тщательную работу над текстом урока общения; подбор активных форм работы; подготовку необходимого оборудования и т.п.

Этап организации и проведения общения включает ряд уникальных шагов, придающих технологии особую личностно ориентированную атмосферу с элементами процессуально-креативного и рефлексивного актов.

Как правило, этот этап начинается с пролога, введения в мир коммуникации. Педагог снимает психологическое напряжение, устанавливает доверительные отношения. Желательно, чтобы ведущий вчувствовался в каждого участника, наладил личный контакт с каждым присутствующим человеком. На этом этапе уместны комплименты, риторические вопросы, приветствия, доброжелательный юмор. Иногда может помочь открыться какой-либо предмет (мяч, ручка и т.п.), передаваемый по кругу.

Следующий элемент основного этапа – этюд. Известно, что этюд – это своего рода подготовка к активности, оттачивание техники предстоящей деятельности. Поэтому во время этюда предполагается наметить подходы к проблеме, точно обрисовать ее контуры, создать ситуацию интереса и установку на предстоящую деятельность. Возможны индивидуальные задания для участников. Значимой частью этого этапа могут стать пропедевтические фразы участников, начальное звено которых задается ведущим. Например: Я думаю, что главное в этом вопросе...; В предложенной проблеме меня волнует...; Меня этот вопрос не застал врасплох, я и раньше думал, что...

Вполне естественно, что этюд может включать элементы игры, разыгранные ситуации, видеофильм, знакомство с интересным человеком, просмотр репродукций и т.п., что усилит желание постичь смысл проблемы и, разобравшись в ее сущности, попытаться найти решение.

Следующий элемент – экспликация – процесс объяснения, истолкования информации. В данном случае реализуется возможность последовательного, аргументированного изложения материала. Уточняются детали, проясняются сомнения. На этом этапе уместны практические упражнения, обеспечивающие углубленное рассмотрение идеи. Вполне приемлемы ролевые, деловые игры, усиливающие герменевтический потенциал образовательного процесса.

Очень важно на этом этапе рассмотрения проблемы попытаться создать логическую схему теоретических положений, своего рода знаково-схематичный образ, в котором отразить линии взаимосвязей между основными (всеми) составными частями осмысливаемого явления.

Дискурсия – еще один элемент основного этапа, главное назначение которого обсуждение теоретического материала, рассуждение, размышление о сущности проблемы. Стержень этого элемента – система вопросов и палитра суждений. Причем, вопросы могут быть продуманы заранее, что придаст обсуждению ожидаемый ракурс в рассмотрении проблемы. Что касается суждений, то они могут быть любыми (глубокими, поверхностными, личными или обоснованными с помощью авторитетного мнения), однако ведущий должен подчеркивать ценность каждого мнения, тем самым стимулируя активность присутствующих.

В этой части желательны утверждающие суждения, тон которым может задавать ведущий, предлагая вопросы: Как бы вы сформулировали основную идею? Какой смысл вы вкладываете в... Как вы оцениваете это явление? В какой мере можно реализовать эту идею?..

Важным является еще один элемент основной части – это коррекция, т.е. изменение. Н.Е. Щуркова рассматривает коррекцию как своего рода психологический сдвиг, как внесение изменений в понимание, позицию, взгляды присутствующих. Безусловно, этот элемент позволяет направить внимание участников на пути совершенствования личности. В ходе корректирующего воздействия важно предложить альтернативные варианты решения рассматриваемых проблем. В процессе работы можно использовать игровых технологии, коллективные способы деятельности.

Особая роль отводится завершающему этапу рассмотрения проблемы, ключевым элементом которого является рефлексия. Каждый присутствующий кратко оценивает работу, свое участие и самочувствие. Ведущий может поощрять активность участников, задавая резюмирующие вопросы: Что вам дало сегодняшнее общение? Как вам работалось? Что изменилось в ваших представлениях о...?

Завершает этап организации и проведения общения краткий оценочный итог и взаимная благодарность, что соответствует основам коммуникативной культуры.

Специально выделяется собственно заключительный этап. Он имеет принципиальное значение для организаторов работы в рамках коммуникативной технологии. Как правило, этот этап предполагает подведение общих итогов, выявление удач и нерешенных вопросов. Выводы и оценки, выявленные на заключительном этапе, могут быть полезными для дальнейшей работы в рамках коммуникативной технологии. Наряду с этим, следует иметь в виду ряд условий оптимальной организации деятельности:

– высокий уровень культуры педагога как образец коммуникативного идеала;

– творческий подход;

– свобода в реализации идеи;

– минимальная подготовка:

– опора на реальную действительность;

– стимулирование духовных усилий участников здесь и теперь;

– наличие кульминации;

– многоканальное влияние на личность участников (визуальное, аудиальное, кинестетическое и т.д.);

– эмоциональность ведущего, задающего тон общей деятельности.

В процессе формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет включение технологии моральных дилемм (Л. Кольберг). На наш взгляд, это прекрасный вариант организации процесса развития духовного начала личности, основным инструментом которого являются вопросы, наполненные ценностным содержанием.

Ядро технологии моральных дилемм – естественно, содержание моральной дилеммы, которая должна соответствовать пяти основным характеристикам:

1) иметь отношение к реальной жизни;

2) быть по возможности простой для понимания;

3) быть не законченной;

4) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;

5) предлагать на выбор обучающимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?»

Алгоритм данной технологии выстраивается следующим образом:

– предъявление участникам гипотетической моральной дилеммы. Ситуация, предлагаемая в ней не завершена и нуждается в глубоком осмыслении;

– формулировка и обсуждение вопросов к дилемме. Возможны два варианта использования вопросов: 1) вопросы стимулируют дискуссию на моральную тему в группе; 2) вопросы в индивидуальной беседе с человеком могут служить основанием для диагностики уровня нравственного развития личности. Вопросы разработаны к каждой дилемме, на их основе строится логическая цепочка рассуждений морально-ценностного характера. Ответы на вопросы должны быть аргументированы.

– тщательный анализ полученных ответов. Распределение ответов по четырем основным рубрикам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.

– подведение итогов. Оценка влияния работы с дилеммой на нравственное развитие личности, формирование ценностных ориентиров.

Л. Кольберг доказал, что для обеспечения морального роста личности важно иметь в виду ряд условий: ситуация морального выбора, смена социальных ролей, использование на практике приобретенных морально-этических знаний и нравственных убеждений.

Таким образом, анализируя технологические основания развития личности, следует отметить приоритетное положение в этом процессе личностно-ориентированных, диалоговых, коммуникативных, рефлексивных технологий. Личностно ориентированные технологии имеют особое значение, поскольку, во-первых, подчеркивают ценность личности, продуцируют позитивное отношение к людям, в том числе и самому себе, указывают на необходимость равноправности в отношениях; во-вторых, они подразумевают ярко развитые духовные качества личности, уважение и заботу о каждом человеке, эмпатию, умение сопереживать другому человеку; в-третьих, естественность и открытость взаимоотношений – значимый показатель развития личности.

Безусловную ценность в формировании личности имеют диалоговые технологии. Их потенциал и инструментарий дает возможность активно слушать, адекватно воспринимать и точно аргументировать свои позиции. В диалоге рождаются смыслы, утверждаются позиции, ранжируются ценности, развиваются индивидуальные потенциалы.

Технологии с коммуникативной направленностью создают основы для уникального взаимодействия, обмена мыслями, чувствами и ценностями. Следует отметить и важнейшее значение рефлексивных элементов технологий, позволяющие оценить свой потенциал, ранжировать жизненные позиции, проанализировать удачи и сложности в процессе присвоения ценностей. Самое же значимое то, что рефлексия является основой внутренней мотивации личности, что усиливает ее духовные ресурсы, углубляет процессы осмысления ценностной парадигмы, возбуждает стремление к успеху, желание исправить ошибки и определяет пути приобщения к ценностям образовательной системы. Широкое использование отмеченных технологий позволит утвердить вечные основополагающие ценности и на их основе выстраивать ценностный мир современности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.