Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 6: Россия в первой половине хΙх века.






План:

1. Особенности и основные этапы политического, экономического и социального развития России в начале ХΙ Х века.

2. Политика правительственной модернизации Александра Ι.

3. Россия в эпоху правления Николая Ι. Консервативная модернизация империи.

4. Общественная мысль и особенности общественного развития России в ХΙ Х веке.

 

 

1. Особенности м основные этапы политического, экономического и социального развития России в начале Х1Х в.

 

С ХΙ Х века Россия превращается в европейскую державу. Она окончательно утверждается в числе европейских стран, боровшихся за гегемонию на континенте.

В развитии Западной Европы ХΙ Х века ассоциируется со словами «капитализм», «промышленная революция», «индустриальное общество», «индустрия». Европу и Северную Америку охватили модернизационные процессы, экономической основой которых были промышленная революция и утверждение в ряде европейских стран индустриального общества и представительного правового государства.

Россия же к началу ХΙ Х века оставалась аграрной страной. Более 90% населения страны составляли крестьяне. Сельское хозяйство оставалось основной отраслью экономики страны, носило экстенсивный характер. Сохранялись многочисленные феодальные пережитки, помещичье землевладение.

В политической сфере утвердилась абсолютная самодержавная власть, а в социальной – сословная структура общества, господствующее положение в которой занимало дворянство.

В начале ХΙ Х века в России складываются районы хозяйственной специализации – Центрально-промышленный, Центрально-черноземный, Северный район и Северо-Западный. Образование хозяйственных районов явилось важным показателем роста производительных сил и общественного разделения труда. Хозяйственная специализация способствовала развитию товарно-денежных отношений в российском государстве.

В аграрной области происходит разложение крепостнической системы;

- развиваются товарно-денежные отношения, разрушавшие натуральное хозяйство;

- расширяется барская запашка и крестьяне переводятся на промыслы;

- ослабляется внеэкономическое принуждение; крестьяне переводятся с барщины на оброк и уходят в город на заработки.

Помещичье хозяйство переживает упадок, растет задолженность их государству.

В целом аграрно-крестьянский вопрос был центральным в социально-экономической жизни России, для решения которого необходимо было

- лично освободить крестьян от крепостной зависимости;

- наделить крестьян землей;

 

- изменить общинную систему землепользования

Промышленное развитие России в первой половине ХΙ Х века отличалось широким распространением мелкой промышленности, на долю которых приходилось 2/3 от общего числа промышленных предприятий, тесно связанных с кустарными промыслами.

Рост крупнейшей промышленности происходил за счет распространения капиталистической мануфактуры и последующего перехода от мануфактуры к фабрике. Промышленность, базирующая на крепостном труде, переживала кризис. Постепенно увеличивается применение вольнонаемного труда на мануфактуре.

В 30-40-х гг. ХΙ Х века в России начинается промышленный переворот, который завершается в 70-80-е гг. ХΙ Х века. Техническая сторона переворота заключалась в переходе от ручного труда к технике, от мануфактуры к фабрике. Социальной стороной промышленного переворота явилось формирование новых социальных слоев – буржуазии и пролетариата.

Предпосылки промышленного переворота складывались в России с середины ХΥ Ш в., которые были обусловлены:

- научно-техническим прогрессом; созданием новых механизмов и разделением труда;

- зарождением капиталистического уклада в хозяйстве; накоплением

капиталов, формирование рынка наемной рабочей силы.

Особенность развития России состояла в том, что переход к фабричной системе производства происходил под влиянием уже достигнутых результатов тех государств, которые вступили на этот путь раньше. Поэтому в промышленности распространяется некапиталистическое или не вполне капиталистическое применение машинной техники. Массовый же переход к машинному производству начался во второй половине 50-х гг. и приобрел решающее значение для российской экономики в пореформенный период.

Итак, характерным для экономического развития России, с одной стороны, было сохранение натурально-патриархального уклада, использование внеэкономического принуждения, рутинное состояние техники, с другой, расширение товарно-денежных отношений, применение наемного труда и началом технического перевооружения промышленности.

 

 

2.ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ АЛЕКСАНДРА Ι.

 

В 1-й половине ХΙ Х века поступательное развитие России сильно замедлилось. В значительной степени ее отставание определялось той политической системой, которая существовала в стране. Россия вступила в Х1Х столетие не только с сохранившимися в неприкосновенности самодержавным строем, но и с такой организацией власти, которая уже совершенно не отвечала требованиям времени.

 

 

В 1801 г. Александр Ι вступил на российский престол. Сразу же последовал ряд указов, которые отменяли стеснительные, реакционные и карательные меры императора Павла. Было восстановлено действие екатерининских жалованных грамот дворянству и городам. Возвращались на службу все исключенные без суда чиновники и офицеры (примерно 10 тыс. чел.). Были освобождены из тюрем и возвращены из ссылок арестованные и сосланные карательным органом т.н. «тайной экспедицией», которая сразу же была ликвидирована. Указом запрещалось применять пытки, разрешалось открывать частные типографии, отменялось запрещение ввоза иностранной литературы и разрешался свободный выезд русских подданных за границу.

В целях установления строгой законности в государственном управлении Александр Ι учреждает «комиссию о составлении законов», которая должна была систематизировать законодательство Российской империи. Для рассмотрения важнейших законопроектов и обсуждения главных вопросов, связанных с системой совершенствования государственного управления, император создает «непременный совет» (т.е. постоянный) в который вошло 12 сановников. Главными советниками и ближайшими сотрудниками императора были либерально настроенные молодые политики, как граф П.Строганов, граф В.Кочубей, Н.Новосельцев и другие.

Совместно с Александром Ι они обсуждали вопросы, касающиеся необходимости реформ в государственном управлении. В 1802 г. издается манифест об учреждении министерств, которые должны были заменить устаревшую коллегиальную систему управления. Учреждалось 8 министерств: военных сухопутных, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. При этом был создан «комитет министров», который должен был обсуждать вопросы касающихся нескольких министерств.

Одновременно было создано «новое учреждение Сената, который являлся хранителем законов», высшей судебной инстанцией и органом надзора за администрацией. Министры должны были представлять Сенату годовые отчеты о работе.

«Негласный комитет» обсуждал вопрос о крестьянской реформе, но существенных перемен в положении крестьян не произошло. Был лишь издан указ в феврале 1803 г. о «свободных хлебопашцах», который предоставлял помещикам право отпускать своих крестьян на волю с земельными наделами при обоюдном согласии. К середине ХΙ Х в. было освобождено 150 тыс. душ мужского пола.

Положительной стороной политики Александра Ι являлось то, что он положил конец расширению крепостного права, ибо он прекратил раздачу казенных населенных имений в частную собственность.

Более серьезные меры были приняты Александром 1 в отношении крестьян Лифляндской и Эстляндской губерний. В Положениях, изданных в 1804 г. и 1805 г. запрещалась продажа крестьян без земли, крестьянам предоставлялись гражданские права, вводилось крестьянское самоуправление и крестьянские суды, крестьяне становились владельцами своих участков,

 

размеры их повинности и платежей в пользу помещиков определяли особые комиссии.

Александр Ι поручает своему советнику М.Сперанскому разработать общий план государственных преобразований, который был представлен монарху в 1809 году. План предусматривал создание трех параллельных учреждений: законодательных, исполнительных и судебных. Таким образом в основу плана был положен принцип разделения властей на три ветви. Законодательные учреждения составляли – волостные, уездные, губернские и государственная думы. Волостная дума составлялась из земельных собственников волости и депутатов в Государственную думу. Государственная дума, которая собиралась ежегодно рассматривала и одобряла вносимые правительством законопроекты игосударственный бюджет, делала представления о нуждах народа, об ответственностиминистров и о распоряжениях властей, нарушающих основные государственные законы.

Исполнительной властью являлись правления – волостные, уездные и губернские, которые избирались местными думами. А высшая исполнительная власть – министры – назначались.

Судебную власть образовывали волостные суды (с третейским или мировым характером), затем – уездные и губернские суды, состоящие из выборных судей и действующие с участием присяжных. Высшую судебную власть составлял Сенат, члены которого избирались пожизненно Государственной думой и утверждались императором.

Для объединения и согласования действий высших государственных учреждений создавался Государственный совет, в который входили высшие государственные чиновники по назначению монарха. Этот орган являлся совещательным учреждением, который рассматривал законодательные предположения и финансовые мероприятия до их внесения в Государственную думу и наблюдал за исполнением законов во всех областях государственного управления.

Проект Сперанского предусматривал реформу общественного строя. Он расчленяет общество на основании различия прав. С точки зрения прав гражданских и политических им определяются следующие категории прав: 1) права гражданские общие, которыми наделяются все подданные; 2) права гражданские частные, принадлежащие только тем, кто должным образом жизни и воспитания к ним будет подготовлен; 3) права политические предоставляются тем, кто имеет собственность.

Исходя из такой классификации Сперанский определяет следующие состояния (сословия): 1) дворянство; 2) люди среднего состояния; 3) народ рабочий. Дворянству Сперанский наделяет все категории прав, причем права политические не иначе как на основании собственности. Люди среднего состояния имеют права гражданские общие, но не имеют особенных, а политические имеют «по их собственности». Народ рабочий имеет общие права гражданские, но не имеет прав политических.

 

М.Сперанский понимает под общими гражданскими правами – гражданскую свободуличности, а под политическими правами – участие в государственном управлении.

Основная идея реформатора сводилась к тому, чтобы посредством законов иустановлений установить власть правительства на началах постоянных и предать егодействиям большей правильности, достоинства и истинной силы, т.е. он стремился заменить властный произвол законом.

По своему содержанию план Сперанского носил буржуазный характер.

Император в общем одобрил план Сперанского и с 1810 года приступил к его осуществлению. Был создан Государственный совет, который разделялся на 4 департамента: законов, военных дел, дел гражданских и духовных и государственной экономии. Общее собрание Госсовета составлялась из членов всех департаментов и министров. Председательствовал сам император, или назначенное им лицо. Решения Госсовета приобретали силу только после утверждения их императором.

Реорганизовав Госсовет М.Сперанский добился принятие бюджета на 1810 г., подготовил манифесты о прекращении выпуска «пустых» денег, о сокращениигосударственных расходов и повышении доходов, о преобразовании монетной системы иупорядочивании внешней торговли, перестроил министерство, обозначив для каждого четкую сферу деятельности и т.д.

По мере того, как Сперанский осуществлял свои преобразования ненависть к реформатору со стороны придворных и чиновничьих кругов резко возрастала, которые были недовольны не столько его планами государственных преобразований, сколько стремлением Сперанского внести цивилизованный элемент в бюрократическую среду. Согласно им подготовленному указу в 1809 г. все лица, имевшие придворный чин, должны были избирать какую-либо реальную службу, т.е. придворный чин превращался лишь в почетное звание, а поэтому терял статус. Кроме того, чины коллежского асессора и статского советника давались теперь только после сдачи серьезного экзамена. Все это предопределило кампанию широкой травли реформатора Сперанского. В 1812 г. он был обвинен в шпионаже в пользу Наполеона, арестован и выслан в Нижний Новгород, а потом в Пермь.

Даже мудрейшие, образованнейшие люди, такие, как Карамзин, ругали правительство за «излишнюю любовь к преобразованиям, которые потрясают основы империи и благотворность которых остается сомнительной».

«Весть о падении Сперанского разнеслась по всей России и вызвала всеобщее одобрение и восторг не только в столице, но и в провинции, - писал тогдашний историк Николай Шильдер. – Удаление ненавистного государственного секретаря вполне удовлетворяло желаниям огромного большинства русского населения, и свидетельства современников не позволяют сомневаться, что ссылку Сперанского торжествовали как первую победу над французами. Дух патриотизма и приверженности к правительству был пробужден и укреплен во всех сословиях...»

 

 

После окончания Отечественной войны 1812г. изменилось международное положение России, как страны победительницы. На повестку дня снова стал вопрос о необходимости проведения либеральных преобразований. В1815 г. по решению Венского конгресса в состав России было включено герцогство Варшавское. Александр I даровал царству Польскому конституцию, которая предусматривала представительную демократию и разделения властей. Согласно конституции сейм обладал законодательными правами, а исполнительная власть возглавлялась королем, являвшегося наместником российского императора. Польше разрешалось иметь собственные вооруженные силы. На польском сейме император Александр I заявил, что постепенно конституционные основы утвердятся по всей империи.

Император поручает министру юстиции Н. Новосильцеву разработать основы российской конституции. В 1820 г. Александру I проект конституции был предоставлен в виде «Уставной грамоты Российской империи», составленной по образцу польской конституции. «Народное представительство» обрело форму Государственного сейма в составе императора и двух палат – Сената и Посольской палаты. Однако общероссийское представительство дополнялось местным в виде наместнических сеймов, которые так же состояли из двух палат – сената и земской посольской палаты. Депутаты в нижнюю палату должны были избираться от дворянских собраний и градских обществ. Право участия в выборах обусловливалось для дворян владением недвижимостью, а для горожан – принадлежностью к сословиям именитых горожан, купцов первых двух гильдий, цеховых мастеров или обладанием недвижимой собственностью.

Кандидатов в Посольскую палату Государственного сейма предлагалось избирать на наместнических сеймах, а окончательный выбор послов и депутатов оставался за императором. Исполнительная власть всецело принадлежала императору и осуществлялась через Государственный совет и министерства. Судебная же власть должна была отправляться независимо от других частей управления судьями, как выборными, так и назначенными.

Однако, «Государственная уставная грамота», так и не была обнародована. После польского восстания 1830-31гг. и солдатских волнений в России Александр I всё больше переходит на путь консерватизма. Эра просвещённого абсолютизма уходила в прошлое. В деятельности власти нарастают консервативные тенденции.

 

ДЕКАБРИЗМ: ПРОГРАММА И ТАКТИКА.

 

Нерешенность реформ, усиление консерватизма привели к тому, что проекты введения конституции в России стали вызревать подпольно, в тайных обществах, которые вошли в историю под названием декабризма. Социальной базой этого нового течения являлось революционно-настроенная часть офицерства из дворянского сословия.

События Отечественной войны 1812 г. оказали огромное воздействие на взгляды декабристов. Стоя у истоков освободительного движения в России,

 

формулируя его цели задачи, деятели тайных обществ осознавали себя составной частью передовой европейской общественности. «Нынешний век, - писал Пестель, - ознаменовывается революционными мыслями, от одного конца Европы до другого видно везде одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же самое зрелище представляет и Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать».

В 1816 г. радикальными молодыми офицерами в Петербурге было создано тайное общество Союз спасения, члены которого со временем стали называть его Обществом истинных и верных сынов Отечества. Основали общество П.Пестель, А.Муравьёв, С.Трубецкой. «Союз спасения» являлся первой русской политической организацией, имевшей программу и устав. Основной задачей общества являлась ликвидациясамодержавия и крепостного права. В программе говорилось о необходимости введения в России конституции, которая ограничила бы права абсолютной власти. Некоторые члены Союза выступали за введение республиканской формы правления, другие же были сторонниками конституционной монархии. Разногласия между членами Союза спасения привели к его распаду.

В январе 1818 г. была создана новая организация «Союз благоденствия», в которой насчитывалось примерно 200 чел. Руководил организацией Совет Коренного союза, которому подчинялись управы, созданные в Петербурге, Москве, Кишиневе, Смоленске, Тульчине. В Зелёной книге (устав общества) излагалась задача общества: «введение конституции и законно-свободного правления, равенство граждан перед законом, гласность вгосударственных делах и в судопроизводстве, уничтожение рабства крестьян, рекрутчины и военных поселений».

В 1820 г. на петербургском совещании Коренной управы было принято предложение Пестеля о «выгодах республиканского правления». Поручалось Пестелю и Муравьёву разработать программные документы общества. Но многие из членов общества отвергли радикализм Коренной управы, и вышли из его состава. В 1821 г. на московском съезде представителей управ было объявлено о роспуске общества.

В 1821-1822 гг. создаются Южное и Северное общества декабристов. Лидером Южного общества являлся Пестель, а Северного – Муравьёв.

Идеологи декабризма не выходили за пределы политических и социальных представлений своего времени. Проекты декабристов свидетельствовали о влиянии на ихавторов как устаревших к тому времени трудов просветителей, так и новейшей доктринылиберализма. Декабристы отделяли социальные проблемы от борьбы за достижение политических и гражданских свобод, выступали против прямого участия народа в делах правления, с особым вниманием относились к конституционным гарантиям.

Программные документы декабристов – «Русскую правду» Пестеля и «Конституцию» Муравьёва отличало глубокое внутреннее единство и общность исходных позиций. Все они предполагали ликвидацию крепостного права, установление представительного правления, предоставление гражданских прав

и свобод, ограничение сословных привилегий. Их роднило признание незыблемости принципа частной собственности, что они распространяли и на помещичье землевладение.

Декабристы осознавали о необходимости преобразования имперской государственности, что было назревшим и объективно неизбежным. Потенциал традиционного общества в России был исчерпан, крепостное хозяйство не обеспечивало потребностей страны, в которой начался промышленный переворот, отношения между сословиями и политический статус отдельных исторических областей государства нуждались в современном правовом регулировании.

Пути обновления Российской империи для Н.Муравьёва основывались нафедеративных началах, а для Пестеля – путь унификации и централизации, путь созданияунитарного государства.

Рассмотрим программные документы декабристов. «Русская правда» П.Пестеля. Пестель первым из русских политических писателей дал определение федеративного государства. Он обосновывает «общие невыгоды федеративного образования:

1. Верховная власть по существу дела в федеративном государстве не законы даёт, но только советы... Ежели же область не захочет повиноваться, то дабы к повиновению её принудить, надобно междоусобную войну завести.

2. На верховную же власть будут области смотреть как на вещь нудную и неприятную, и каждое областное правительство будет рассуждать, что оно бы гораздо лучше устроило государственные дела в отношении к своей области без участия верховной власти. Вот новое семя к разрушению.

3. Каждая область, составляя в федеративном государстве, так сказать, маленькое отдельное государство, слабо к целому привязано будет и даже во время войны может действовать без усердия к общему составу государства.

4. Слово государство при таком образовании будет слово пустое, ибо никто нигде не будет видеть государство, но всякий везде только свою частную область; и потому любовь к отечеству будет ограничиваться любовью к одной своей области».

Поэтому Пестель решительно выступает против федерального принципа государственного строительства. «Россия есть государство единое и неразделимое». Этот принцип стал исходным в его программном документе «Русской правде». Пестель отвергает право народов России на самостоятельную политическую независимость, считая его мнимым и несуществующим и полагая, что для них будет полезнее, когда они «соединяться духом и обществом с большим государством».

Идеалом для Пестеля была республиканская форма правления, ибо всякая монархия кончается деспотизмом. Республика по мнению Пестеля, состояла из 10 больших областей, которые делились на округа.

 

Высшим законодательным органом власти являлось Народное вече, которое было однопалатным, обладавшим всей полнотой власти в государстве. Народное вече избиралось на 5 лет, ежегодно 1/5 его часть обновлялась.

Высшая исполнительная власть находилась у Державной думы, состоящей из 5 депутатов, избранных народным вече на 5 лет.

Предполагалось, что по достижении совершеннолетия российские граждане будут приносить присягу на верность отечеству. Деление на сословия упразднялось, вводилось единое сословие – гражданское. Все граждане наделялись политическими правами «без всякого изъятия». Им гарантировались свобода, печати, собраний, занятий и передвижений, неприкосновенности личности и жилища. Запрещались любые общества, как открытые. так и тайные, потому что первые бесполезны, а вторые вредные. Предусматривалась цензура нравов.

Блюстительная власть в государстве предоставлялась Верховному собору, состоящего из 12 членов, избиравшихся пожизненно, который осуществлял контроль за соблюдением конституции.

«Русская правда» провозглашает равное избирательное право для мужчин без всяких цензов.

Для решения аграрного вопроса Пестель предлагал разделить землю на две части: а) общественный фонд, где земля не продавалась и не покупалась; б) частный фонд – земля помещиков и земля крестьян, которую можно было покупать, продавать, сдавать в аренду, дарить и т. д.. Никакого выкупа земли крестьянами не предусматривалась.

Провозглашается в Русской правде поощрение промышленности, ремесел, торговли; отмена цехов, гильдии и монополий.

Таким образом, государственный проект Пестеля представлял собой жесткое тираническое правление, исполнение благих намерений и не имеющее иной санкции, кроме успешного революционного переворота. Именно Пестелем в российской политической мысли первым была выдвинута идея революционной диктатуры.

«Конституция» Н.Муравьева. Проект Муравьева был свободен от пестелевского радикализма и утопизма. В нем учитывается европейский и американский правовой опыт и стремление соединить его с традицией российской государственности. Муравьев последовательный сторонник федерализма. Он делит страну в законодательном и исполнительном отношении на 13 держав и 2 области, в основу которых положен историко-географический принцип: Ботническая, Волховская, Балтийская, Западная, Днепровская, Черноморская, Украинская, Заволжкая, Камская, Низовская, Обийская, Ленская. Две особые области – Московская и Донская. Каждая из держав имела свою столицу и «собрание» с широкими полномочиями.

Самодержавие согласно проекту Муравьева отменялось. Россия становилась конституционной монархией. Законодательная власть принадлежала Народному вече, которое было двухпалатным: Верховная дума и палата народных представителей. Оно имело право издавать законы, определять правила судоустройства и судопроизводства, распускать

 

представительные собрания держав если они переступали пределы своей власти, избирать правителей держав, объявлять войну. В его компетенцию входили финансовые мероприятия.

Вся полнота исполнительной власти в государстве предоставлялась императору, которая передавалась по наследству. С точки зрения Муравьева император был верховным чиновником российского правительства, осуществлявшим верховный надзор над всеми органами законодательной и судебной власти. Он имел право останавливать действия законодательной власти, назначать и смещать судебных чиновников, являлся верховным начальником сухопутных и морских сил, ведал вопросами внешней политики. Император был неподсуден и фактически неподотчетен.

Проект Муравьева провозглашает основные демократические права и равенство граждан перед законом. Признавалось право на общественные объединения.

Избирательное право предоставлялось лишь гражданам мужского пола, имевшим постоянное место жительства и собственность, недвижимую или движимую.

Крепостное право отменялось. По Конституции помещичье землевладение оставалось незыблемым. Для крестьян он полагал достаточно выделить по 2 десятины на двор (1.09 – одна десятина).

Таковые основные положения проекта Конституции Муравьева, который по своему содержанию был менее радикален «Русской правды» Пестеля.

14 декабря декабристы, воспользовавшись междуцарствием, связанным со смертью Александра Ι в Таганроге, предприняли попытку совершить военный переворот. Участники восстания были разгромлены правительственными войсками по приказу Николая Ι.

Таким образом декабристы по своим политическим представлениям были наиболее радикальной частью либерально-реформаторского движения, которое восходило к александровскому реформизму и конституционализму, для которых способом достижения политических идеалов была военная революция. Поражение декабристов оказало глубокое и долговременное воздействие на российское общество.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ «КОНСТИТУЦИИ»

Н.М.Муравьева:

1. Крепостное право безоговорочно отменялось, крестьяне получали личную свободу и сохраняли право на приусадебный участок и еще 2 десятины на двор (десятина – 1, 09 гектара).

2. Самодержавие отменялось, Россия становилась конституционной монархией.

3. Законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту – Народному вече.

4. Исполнительная власть – императору, получавшему от государства большое жалование. Император обладал большими правами: запрещающее вето, назначение министров, командование армией, флотом и др.

 

5. Сословия все отменялись; равенство всех граждан перед законом, равный для всех суд, свобода слова, печати, собраний вероисповедания и т. д.

6. Выборы – ограниченные, многоступенчатые, с высоким имущественным цензом.

7. Территория России делилась на 15 федеральных единиц («держав», или областей).

8. Помещичье землевладение сохранялось полностью.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ «РУССКОЙ ПРАВДЫ»

П.И. Пестеля.

 

1. Отмена крепостного права немедленно и без выкупа. Освобождение крестьян объявлялось «священнейшей и непременнейшей обязанностью» временного правительства. Крестьяне освобождались с землей.

2. Отмена самодержавия, «тирании». Россия становилась единой неделимой республикой с однопалатным парламентом.

3. Исполнительная власть – Державная дума, состоит из 5 членов, избираемых на 5 лет, каждый из членов – президент в течении года.

5. Свобода слова, печати, собраний, передвижений, выбора занятий, вероисповедания, равный суд, отмена сословий.

6. Равные выборы для мужчин без всяких цензов.

7. Демократический строй распространяется по всей территории и на все народы России, но право на отделение от России народам не дается.

8. Для решения аграрного вопроса предлагалось разделить землю на две равные части: а) общественный фонд, где земля не продавалась и не покупалась; б) частный фонд – земля помещиков и земля крестьян, которую можно было покупать, продавать, сдавать в аренду, дарить и т. д. Никакого выкупа земли крестьянами не предусматривалось.

9. Поощрение промышленности, ремесел, торговли; отмена цехов, гильдий, монополий.

 

Общества были созданы в 1821 г.

 

3.РОССИЯ В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ Ι. КОНСЕРВАТИВНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ИМПЕРИИ.

 

Подавив восстание декабристов в 1825 г. Николай Ι стал на путь ужесточения политического курса в стране. На смену либеральному курсу был противопоставлен попечительный и охранительный идеал надзора власти за общественными силами. Для проведения в жизнь такой политики была использована, созданная еще в 1812г. Собственная его императорского величества канцелярия, которая была значительно расширена в 1826г. Фактически этот орган возглавил всю систему центральных отраслевых органов государственного управления. В ее составе было 6 отделений.

 

Ι -е отделение (1826г.) обеспечивало контроль за деятельностью министерства и ведомств. министров и высших чиновников министерств. Оно занималось назначением и увольнением высших чиновников.

Ι Ι -е отделение занималось анализом и обобщением юридической практики и записью законов Российской империи.

Ш-е отделение было организовано в 1826г. на базе особой канцелярии Министерства внутренних дел, которое ведало вопросами политической и государственной безопасности. Оно руководило полицией, занималось государственными преступлениями и противниками существенного режима, сектами раскольниками, высылкой и размещением ссыльных, управлением тюрьмами и наблюдением за иностранцами.

В 1827 г. при Ш-м отделении был создан корпус жандармов, а вскоре была создана сеть жандармских округов.

Ι Υ -е отделение контролировало и направляло работу женских учебных заведений и благотворительных учреждений. (1827г.)

Υ -е отделение (1936г.) занималось выработкой проекта реформы по управлению государственными крестьянами.

Υ Ι -е отделение (1842г.) было призвано готовить материалы, относящиеся к управлению территорией Кавказа.

В правление Николая Ι происходит количественный рост государственного аппарата. К середине века он насчитывал 100000 чел. Был характерен высокий уровень налогообложения и несбалансированность государственного бюджета.

При Николае Ι проводится кодификация (упорядочение) российского законодательства. Под руководством М.Сперанского были обобщены и опубликованы «Полное собрание законов Российской империи» (45 томов) и отдельный «Свод законов» (15 томов), в который были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране. Все это было направлено на усилие бюрократизации управления.

В целом высшее государственное управление в России перестраивалось в первой половине Х1Х в. по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации, что не привело к изменению основ самодержавного строя.

Ключевым вопросом всей политики Николая Ι оставалась крестьянская проблема. В его царствование происходило ограничение сферы крепостного права с тенденцией «к постоянному освобождению крестьян» при этом интересы помещиков практически не ущемлялись:

- запрещалась продажа крестьян в розницу (1841г.)

- не разрешалась покупка крестьян безземельными дворянами (1843г.)

- крестьянам было предоставлено право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика (1847г.)

- вышло разрешение всем категориям крестьян приобретать недвижимую собственность (1848г.)

Наиболее значимые преобразования были проведены в отношении управления государственными крестьянами в 1837-1841 гг. под руководством графа П.Д.Киселева.

 

Реформа предусматривала:

- равномерное наделение крестьян землей;

- постепенный переход их на денежный оброк;

- создавались органы местного крестьянского самоуправления;

- открывались школы, больницы, ветеринарные пункты;

- распространялись агротехнические знания.

План Киселева по существу означал постепенную ликвидацию крепостного права, в котором содержалось положения о личном освобождении крестьян и регулировании государством крестьянских наделов и повинностей.

Однако реформа Киселева, наряду с положительными моментами, усилила бюрократическое давление на государственную деревню и свела к минимуму деятельность крестьянских органов самоуправления, поставив их в полную зависимость от местной администрации.

Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал разработанный Киселевым указ 1842г. «Об обязанных крестьянах», по которому получая личную свободу, крестьяне оставались прикрепленными к земле.

Характерной чертой внутренней политики Николая Ι являлось укрепление и консервация дворянского сословия:

- создавались преграды к расширению его за счет выходцев из «податных сословий».

- в 1845 г. издается указ, по которому потомственное дворянство приобреталось на военной службе, начиная со старших военных чинов, а на гражданской, с 5 класса Табели о рангах, а не с 8 как это было раньше.

- в целях укрепления материальной базы дворянства указом 1845г. учреждалось неделимые наследственные имения, т.е. не принадлежавшие дроблению между наследниками и переходившие по наследству к старшему сыну.

В области экономической правительство Николая Ι провело следующие меры:

- была осуществлена финансовая реформа под руководством Е.Ф.Канкрина в 1839-1843гг. В основу денежного обращения был положен серебряный рубль по обязательному курсу 1: 3, 5 к бумажным ассигнациям;

- устанавливались протекционистские пошлины на ввозимые иностранные товары;

- организовывались крупные промышленные выставки;

- развернулось широкое железнодорожное строительство;

- в 1828 г. был создан Мануфактурный Совет, который осуществлял контроль за развитием промышленности, организовывал выставки, разрешал конфликты между фабрикантами и рабочими.

В основу просвещения был положен принцип охранительной идеологии, сформулированный С.С.Уваровым: «Православие, самодержавие, народность».

Таким образом все содержание внутренней политики Николая 1 было направлено на укрепление самодержавного строя в России, которое рассматривалось как важнейший элемент стабильного функционирования государства.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.