Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действие нормативно-правовых актов во времени,






пространстве и по кругу лиц.

* * *

1. Под «правотворчеством» понимают деятельность управомоченных органов государства по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов в единстве с их содержанием – юридическими нормами. Термин «правотворчество» весьма условен, и следует различать ту деятельность, которую называют правотворчеством, и процессы правообразования. Дело в том, что государство не творит право. Процесс правообразования идет в недрах социального организма, и государство, по существу, должно надлежащим образом оформлять те правовые потребности, которые уже сложились в обществе. Поэтому правы, на наш взгляд, те авторы, которые рассматривают «правотворчество» как завершающую стадию процесса правообразования. Проф. Алексеев С.С. считает, что «правотворчество начинается тогда, когда потребности общественного развития определились, непосредственно-социальные права сложились, необходимость правовых нововведений назрела и на этой основе в процесс правообразования вступают компетентные органы».

Понятие правотворчества охватывает все виды и способы (формы) деятельности по возведению воли общества в закон: а) принятие нормативных актов органами государства; б) непосредственно народом путем референдума; в) заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права; г) санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударственными организациями; д) формирование юридических прецедентов.

Правотворческий процесс делится на ряд стадий. Стадии правотворческого процесса – выработанные наукой и практикой и закрепленные законом, относительно обособленные этапы принятия нормативного правового акта. Если взять за основу законотворчество, т.е. деятельность высших представительных органов государственной власти по принятию законов, то можно выделить (в соотв. с ч. 1 ст. 104 Конст. РФ) следующие его стадии: законодательная инициатива опре­деленных Конституцией субъектов; подготовка концепции и проекта закона; обсуждение и экспертиза проекта; принятие закона в опреде­ленном порядке; опубликование (обнародование) закона.

Основное требование к содержанию закона и любого другого норматив­ного правового акта - его соответствие общественным потребностям и ре­альным возможностям государства. Основное требование к форме акта - его внутренняя непротиворечивость, соответствие системе права и законо­дательства, однозначно и четко понимаемая терминология (язык закона). Основными принципами правотворчества являются: гуманизм; научность; демократизм и открытость; системность; профессионализм. Содержание этих принципов до­статочно очевидно, но их практическая реализация весьма сложна и пред­полагает применение ряда специальных приемов и методов, объединяемых понятием «юридическая техника». Конечно, применяются и многие обще- и частно-научные методы методологии правовой науки.

Важным методом является правовой эксперимент. Сейчас таковым мож­но, по-видимому, считать введение в нескольких регионах России суда присяжных. Однако экспериментирование в государственно-правовой сфере вообще, а в сфере уголовно-правовой и уголовно-исполнительной в особенности вызывает большие сомнения, - ведь, например, введение но­вого вида уголовного наказания влечет необратимые и некомпенсируемые последствия, не исключено, что негативные.

Совершенствование процесса правотворчества - постоянная задача госу­дарства и всей правовой науки. Важнейшим направлением решения этой задачи является нарастающая демократизация правотворчества с одновре­менной профессионализацией лиц и структур, связанных с этим процес­сом и повышением его наукоемкости.

Актуальна необходимость так называемого «Закона о законах» - норма­тивного правового акта, который бы устанавливал четкие и строгие прави­ла правотворчества.

2. Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Признаки нормативного акта, отличающие их от всех иных правовых актов: 1) НПА – это результат правотворческой деятельности; 2) НПА содержат нормы права; 3) принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке; 4) носят неперсонифицированный характер (адресованы к неопределенно большому числу субъектов); 5) выражены в документальной форме; 6) рассчитаны на длительное действие; 7) являются выражением государственной воли.

Нормативно-правовые акты имеют определенную структуру. Многие из них (особенно кодексы) включают общую и особенную части. Составными элементами нормативного акта являются статьи, в которых формулируются нормы права. Каждый акт имеет свое название (закон, указ, постановление). В нем указывается орган, его издавший, дата, место издания. Во многих нормативных актах есть преамбула (например, в Конституции РФ), в которой дается обоснование их целей и задач. Четкая структура нормативного акта способствует правильному его усвоению и применению на практике.

Качество принятого закона, т.е. его существенная определенность, выражающаяся в совокупности его юридических свойств, удовлетворяющих потребности правового регулирования и зависит, в частности от юридической техники. Под юридической техникой понимается система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала. Требования, предъявляемые к готовящемуся проекту нормативного акта: - логическая последовательность изложения; - отсутствие противоречий внутри самого акта; - максимальная компактность изложения юридических норм; - ясность и доступность языка НПА; - точность и определенность формулировок и терминов.

Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Они многообразны и поэтому нуждаются в классификации. Они подразделяются на: 1) Основной закон или Конституция РФ; 2) конституционные или органические законы – те законы, которые вносят изменения и дополнения в действующую конституцию; 3) обычные законы. Следует помнить, что субъекты РФ также имеют свои конституции (республики), уставы и собственные законы, которые должны соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству.

3. Выражение «подзаконный нормативный акт» указывает на то, что этот акт должен вытекать из Конституции и законов и строго соответствовать им. К подзаконным актам относятся нормативные указы Президента, постановления Правительства, акты минис­терств и ведомств, решения (не законы) представительных органов власти и местной администрации, акты руководителей различных организаций, в том числе общественных, если им соответствующее право делегировано государством. В Российской Федерации система подзаконных нормативных ак­тов соответствует федеративному устройству государства.

4. Ч. 3 ст. 15 Конст. РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. …» Федеральный закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (25 мая 1994 г.) устанавливает следующие моменты: - Федеральные конст. Законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия; - официальным опубликованием считается первая публикация текста соответствующего акта в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ»; - они вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» устанавливает следующие моменты: - акты Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение 10 дней после их подписания; - они вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

5. Действие закона (нормативного правового акта) во времени означает начало действия акта (его вступления в юридическую си­лу) и прекращение его действия (утраты юридической силы). НРА вступают в силу одним из следующих способов: 1) через указание в тексте НПА на календарную дату, с которой он вступает в юридическую силу; 2) через указание на иные обстоятельства (с момента подписания, с момента опубликования, с момента утверждения). Момент утраты НПА юридической силы может быть связан: - с истечением срока, на который он был принят; - с наступлением срока, с которого акт объявляется отмененным.

Важна проблема обратной силы закона (нормы права, акта) «обратная сила» не допускается при введении более строгого зако­на, а порой специально оговаривается законодателем. Согласно ча­сти I статьи 54 Конституции Российской Федерации, «Закон, уста­навливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет».

Действие закона в пространстве означает действие закона в пре­делах государственных границ и (или) территорий, на которые рас­пространяется суверенитет (безраздельная власть и, следовательно, юрисдикция) данного государства (например, территории по­сольств, военных кораблей, морских, речных и воздушных судов, находящихся на территории других государств). В состав государственной территории также входят: а) сухопутная территория (включая недра и континентальный шельф); б) водная территория: внутренние воды, включая морские воды, если их ширина не превышает 24 морских миль, территориальное море - не более 12 морских миль; в) воздушное пространство.

Действие закона по кругу лиц означает действие закона на всех лиц и субъектов права, находящихся на территории, на которую распространяется суверенитет данного государства. Есть, однако, исключения - иммунитеты, льготы и привилегии. Иммунитет - право кого-либо не подчиняться некоторым норма­тивным актам, «не подпадать» под их действие (например, дипло­матический иммунитет). Льгота - предоставление кому-либо права быть исключенным из общего порядка (например, бесплатный проезд пенсионеров в об­щественном транспорте). Привилегия - преимущественное право, иногда толкуемое как льгота (например, преимущественное право на обслуживание в ма­газинах инвалидов).

Лекция 16.

Правовые отношения






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.