Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и рыночная экономика.






* * *

1. На вопрос о том, как взаимодействуют государство и экономика, представители различных научных направлений в различные исторические эпохи давали весьма неоднозначные ответы. Сторонники этатизма (абсолютизация роли государства в общественной жизни) считали, что государство является организатором всей экономики. История выявила следующие органические недостатки советской со­циалистической модели правового регулирования экономики и государ­ственного управления ею:

- практически полное отрицание каких-либо иных форм собствен­ности на средства производства и продукт труда, кроме государствен­ной или находящихся под доминирующим воздействием государства;

- гиперцентрализация управления экономикой и отсюда во многом бесправие, безынициативность, материальная, а нередко и юридичес­кая безответственность хозяйствующих субъектов;

- ущербность экономического стимулирования высокопроизводи­тельного общественного и индивидуального труда в почти сплошь огосударствленной экономике; как правило, незаинтересованность в конкурентоспособной продукции;

- заидеологизированность экономики и управления ею, фальсифи­кация экономической информации;

- ведомственный и территориальный эгоизм субъектов управления экономикой;

- хаотичность массива нормативных правовых актов (в своем по­давляющем большинстве подзаконных и ведомственных) в сфере эко­номики.

Наиболее очевидные, даже на бытовом уровне, следствия всего это­го - хронические дефицит, уравниловка, «черный рынок» и «тене­ваяя» экономика, что особенно проявилось в годы, предшествовавшие «перестройке», В результате - глобальная неэффективность экономи­ки, максимизация различных кризисов, смена политического руко­водства и развал Союза ССР. Конституция Российской Федерации 1993 года знаменует собой попытку найти принципиально новую мо­дель воздействия государства и права на экономику.

В то же время не следует забывать, что жесткая централизация эко­номики и порой диктаторское управление ею в СССР были эффек­тивны в периоды функционирования общества и государства в чрез­вычайном режиме. Это хорошо продемонстрировали Великая Отече­ственная война 1941-1945 годов и период послевоенного восстановле­ния народного хозяйства, а также ряд других ситуаций, когда государ­ству приходилось решать задачи «на выживание» или реализовывать крупномасштабные, дорогостоящие и многофакторные проекты.

Согласно классическим буржуазным воззрениям, государство не является (в принципе не должно являться) преобладающим хозяйствующим, экономическим субъектом, - оно «ночной сторож» собст­венников и арбитр спорящих сторон; главная задача государственной власти - государственно-правовая защита бизнеса.

Современные позиции по рассматриваемой проблеме наиболее полно выразил австрийский экономист Хайек, - его рекомендации, судя по всему, оказали воздействие и на современные российские подходы к проблеме государственного воздействия на экономику. Вот основные из них:

- рыночное саморегулирование экономики предпочтительнее госу­дарственных властных воздействий;

- личность должна быть свободной, а в основе этой свободы част­ная собственность;

- свобода политическая - условие свободы экономической и наоборот;

- либерализм - непреходящая и фундаментальная ценность;

- без принуждения в экономике, как и вообще, не обойтись, но оно должно быть минимальным;

- главное - создание условий для инициативы и самостоятельности хозяйствующих субъектов и никакого (по общему правилу) централи­зованного планирования;

- за конкуренцию, но в строгих юридических рамках; в стране долж­но быть добротное антимонопольное и антидемпинговое законода­тельство;

- государство устанавливает лишь общие правила и обеспечивает со­циальную инфраструктуру.

Следует попытаться выявить плюсы и минусы этой концепции при­менительно к современным российским условиям, причем далеко не все, характерное для СССР должно быть отброшено, возможно, наи­более приемлемой окажется своего рода конвергенционная модель.

2. Характеризуя роль государства в социалистическом обществе, В.И. Ленин писал: «Социализм не мыслим… без планомерной государственной организации, подчиняющей десятки миллионов людей строжайшему соблюдению единой нормы в деле производства и распределения продуктов» (Полн. собр. соч., т. 43, с. 210). Социализм по В.И. Ленину, не может иметь второго, параллельного экономического регулятора (рынка), который бы стоял рядом с государством. В условиях социализма централизованное плановое управление может осуществлять только государство, поскольку оно выражает в себе единство политического и хозяйственного руководства. Социалистическое государство, как представитель общества, соединяет в себе роль единого центра, предназначенного планомерно управлять экономикой, и аппарата, осуществляющего контроль за мерой труда и мерой потребления.

Многолетний опыт функционирования сверхцентрализованной экономики показал, что ограничение экономической свободы граждан приводит к ограничению многих прав и свобод человека и к концентрации огромной политической власти государственным аппаратом. Именно она, а не граждане, становится реальным собственником средств производства.

3. Факторами государственно-правового формирования рыночной экономики в России представляются следующие:

- установление приоритетных целей рыночного социально-эконо­мического развития - социальная экономика и государственность (см. ст. 7 Конституции Российской Федерации);

- равноправие и равная защита всех форм собственности (статья 8) и, по-видимому, прежде всего малого и среднего предпринимательства;

- развитие и защита национального предпринимательства;

- борьба с безответственностью, бюрократизмом и коррупцией госу­дарственного аппарата;

- развитие и быстрое совершенствование гражданско-правовой сфе­ры во всех ее проявлениях;

- обеспечение управляемости государственного сектора экономики. Все это, конечно, должно быть обеспечено соответствующей норма­тивно-правовой базой.

 

Лекция 8

Понятие и сущность права.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.