Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые и организационные формы осуществления






функций государства.

4. Концепция национальной безопасности об основных

внутренних и внешних функциях Российской Федерации.

* * *

1. Функции государства - это направления его деятельности по управ­лению обществом, отражающие его цели и социальное назначение. Функции государства - категория объективная, прежде всего в том смысле, что государство не может их не осуществлять, но их конкрет­ное воплощение (в Конституции, прежде всего) и осуществление - за­дача во многом решаемая в процессе политической борьбы и всегда посредством политических компромиссов. Здесь проявляется субъектив­ный (человеческий) фактор определения функций государства и его де­ятельности (функционирования).

Разные идеологии, политико-правовые учения и стоящие за ними политические силы по-разному толковали и толкуют цели государства: марксизм - исходя из категории классового, прежде всего экономиче­ского интереса; теологи - исходя из воли Бога; представители фило­софской школы права - исходя из организации «договорного» челове­ческого общежития. Сейчас преобладает последний подход, но нельзя не учитывать как экономические, так и общесоциальные интересы субъектов политической системы и лиц-участников политического процесса. Цель (цели) государства расчленяются на подцели разных уровней; цели и подцели предопределяют функции и подфункции. Расчленение (декомпозиция) целей и функций государства осуществляется по сис­темной методике построения «дерева целей».

2. Объективно существуют внутренние и внешние функции государ­ства, то есть направления деятельности государства внутри страны и вне ее. Определяющими (во всяком случае, в условиях мирного време­ни) являются внутренние функции, поскольку именно они служат удовлетворению главных интересов властвующих структур.

В настоящее время в России как следствие изменений, происходящих в постсоветском обществе, осуществляется пересмотр классификации функций государства. В результате, они представлены следующим обра­зом. Внутренние функции: обеспечение народовластия; экономическая и социальная функции; налогообложение и взимание налогов; экологи­ческая; охрана прав и свобод граждан; обеспечение законности и пра­вопорядка.

Внешние функции: интеграция в мировую экономику; внешнеэконо­мическое партнерство и поддержка иностранных инвестиций; оборона страны; поддержание мирового правопорядка; межгосударственное со­трудничество в решении глобальных проблем (экологической, энергети­ческой, демографической и др.).

Существуют также функции интегративные, относящи­еся и к «внутренней» и к «внешней» деятельности государства. Это в первую очередь все, что связано с экологией, или, например, противо­действием международной организованной преступности и терроризму.

Система функций государства в целом статична, но динамично изме­няется в периоды, когда происходят быстрые формационные и государ­ственно-правовые изменения, включая изменение политической систе­мы общества. Россия сейчас переживает именно такой период.

3. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти (А.П. Герасимов). Выделяются правовые и неправовые формы реализации функций государства. Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Основные правовые формы осуществления функций государства - правотворчество, правообеспечение, правоприменение и правоохрана. Для осуществления соответствующей деятельности создаются конкретные госу­дарственные органы.

Наряду с ними широко используются различного рода неправовые формы, которые зачастую называют организационной деятельностью государства. Это деятельность, которая не требует полного и строго юридического оформления, не связана с совершением юридически значимых действий, последние не влекут правовых последствий (например, инспектирование, инструктирование и пр.). К неправовым формам помимо организационных действий относят осуществление материально-технических операций (например, составление справок, отчетов, ведение делопроизводства и т.д.).

4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 12 мая 2009 № 517) представляет систему взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней сформулированы важнейшие направления государственной политики РФ.

Перспективы в области внешней политики – более широкая интеграция РФ в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Кроме того, сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности: противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьба с международным терроризмом и наркобизнесом.

Подчеркивается, что реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Интересы в этой сфере являются ключевыми. Кроме того, во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Лекция 5.

Механизм (аппарат) государства.

1. Механизм (аппарат) государства: основные черты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.