Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология государства. 1. Государству свойственны следующие общие черты или признаки: во-первых, государство является сложной организацией






* * *

1. Государству свойственны следующие общие черты или признаки: во-первых, государство является сложной организацией, это организация органов государства, образующих в своей совокупности государственный аппарат; во-вторых, в пределах своей территории оно выступает в качестве единственного, официального представителя всего населения; в-третьих, государственный суверенитет – присущее государству верховенство на всей территории и независимость во внешних отношениях; в-четвертых, тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений; в-пятых, государство располагает правоохранительными органами (прокуратура, милиция, полиция и т.п.); в-шестых, только государство располагает вооруженными силами. Смысл юридического понимания государства выражен в определении, предложенном В.С. Нерсесянцем: государство – это правовая форма организации и функционирования публичной политической власти. Государственная власть – это такая публичная политическая власть, которая введена в правовые рамки, в той или иной мере ограничена свободой граждан, участников государственно-правового общения.

2. При подготовке второго вопроса следует учитывать, что понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и социального назначения – служебной роли и исторической цели. В этой связи целесообразно обратить внимание на высказанную К. Марксом в «Капитале» мысль о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции. Именно в этом суждении Маркса получает краткое синтезированное выражение наиболее существенное и ценное как в марксистском, так и в немарксистском подходе к государству; делается шаг в направлении преодоления односторонности в трактовке государства, понимания его как единства двух его тесно взаимосвязанных сторон – общечеловеческой и классовой. Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий среди различных слоев населения. Таким образом, государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

3. Раскрывая место и роль государства в политической системе следует помнить, что оно как раз и выступает той силой, которая призвана объединять общество, разделенное на классы, слои, культурные и профессиональные группы. В этой связи государству присущи следующие признаки: во-первых, оно выступает в качестве официального представителя всего общества. Отсюда, способность к интеграции общества; во-вторых, это орган власти, обладающий достаточным аппаратом принуждения, способным обеспечить последова-тельную реализацию его задач и воли; в-третьих, на основе реализации правотворческой функции создается возможность управления обществом, регламентации собственной деятельности; в-четвертых, профессионализация государственной власти и как следствие, передача государственным органам и их служащим полномочий на управление обществом; в-пятых, специфичность и четкость границ политического пространства (в рамках которых оно охватывает своих граждан, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности). В заключении необходимо подчеркнуть, что главная цель политической системы – достижение такого ее состояния, когда человек и государство были бы не враждебными, а взаимодополняющими началами социальной жизни. Подобное состояние достигается, когда политическая система строится на основе принципов гражданского общества и правового государства.

4. Типология - осуществляемое посредством аналитических процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (клас­сы), на основе их определенных признаков (критериев). Понятие типа государства относится к числу важнейших категорий теории права и государства.

Тип (исторический тип) государства - это целостная сово­купность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой об­щественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (пе­риоду) в развитии определенного общества.

Существенными признаками правовой и политической (политико-правовой) системы являются:

- принадлежность государственной власти - кому принадлежит за­крепленная в праве государственная (политическая) власть;

- целенаправленность государственной власти - в интересах каких социальных групп эта власть осуществляется;

- порядок осуществления (режим) государственной власти, - какими способами и методами эта власть осуществляется;

- государственно-правовые и бытовые традиции - на них наиболее существенно влияют цивилизационные факторы.

Исходя из формационных представлений и критериев, различаются пять общественно-экономических формаций, но четыре типа политико-правовых систем: рабовладельческая, феодальная, буржуазная (капита­листическая) и социалистическая (теоретически - первая стадия комму­нистической формации). Примеры: рабовладельческая формация в Древности, феодальная - в Средневековье, капиталистическая и социа­листическая - в Новое время. Известны несколько десятков цивилиза­ций, различающихся во времени, пространстве (географически) и духов­но. Это, например, цивилизации Древнеегипетская и Античная, Запад­но-Европейская и Китайская, Христианская и Исламская. Актуальна проблема православной и, в частности, российской (и русской) цивили­зации.

Формационные и цивилизационные объяснения типологии государства существенно дополняют друг друга, что имеет большое политическое и государственно-управленческое значение.

Основой рабовладельческого государства являлась частная (персонифицированная) собственность на средства производства, включая рабов: раб - говорящий инструмент. Признавалось юридичес­кое (формальное) равенство свободных, конечно, с поправками «на должность» и социальное положение.

Основа феодального государства - частная собственность на средства производства, включая феодальную собственность на землю, но не на работников (по общему правилу); жесткое разделение общества, в том числе феодалов, на сословия и сословные группы с четко вы­раженным юридическим неравенством.

Буржуазное государство: неукоснительная частная собствен­ность на средства производства, функционирующая в условиях научно­го и технического прогресса и полного юридического равенства всех без исключения членов общества.

Социалистическое государство характеризуются принудитель­ной отменой частной собственности и обобществлением средств произ­водства; формальное юридическое равенст-во граждан, декларируемая цель государственно-правовой системы - всеобщее материальное и духов­ное благополучие людей. Можно утверждать, что в «чистом» виде соот­ветствующие политико-правовые системы (за исключением рабовладель­ческой) не существовали и не существуют. Это тем более так, если учесть влияние цивилизационных, как правило «пережиточных», «традицион­ных» факторов. Великобритания и Япония - яркие тому примеры.

Типы государства в зависимости от цивилизационных фак­торов в современной отечественной теории права и государства лишь начали исследоваться и здесь возможны самые различные гипотезы и конструкции.

Смена государственно-правовых систем происходит путем либо революционным, либо эволюционным, либо конвергенционным. Рево­люция - резкое и быстрое изменение существенных признаков государ­ственно-правовой системы с целью укрепления и формирования дру­гой общественно-экономической формации. Ядром революции являет­ся акт, как правило, насильственного овладения государственной вла­стью.

Эволюция - постепенное, преимущественно ненасильственное, из­менение существенных признаков государственно-правовой системы с той же, что и при революции целью.

Конвергенция - постепенное сближение различных формаций и го­сударственно-правовых систем, в частности, капиталистической и со­циалистической. Думается, что конвергенция - проявление эволюци­онной смены типа государства.

 

Лекция 4.

Функции государства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.