Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема бытия в философии. Категории бытия и его формы






Тема 9. Философская теория бытия (онтология)

Проблема бытия в философии. Категории бытия и его формы

Бытие – одна из самых общих философских категорий, определяемая через соотношение с противоположной категорией небытия, «ничто», и фиксирующее свойство, присущее всему, что окружает человека. Содержание категории Бытия тесно соприкасается с содержанием категории «субстанция», которое заключает в себе два момента: субстанция как «существующее само по себе», ни от чего не зависящее; и субстанция как первоначало, определяющее существование всех других вещей. Попытка осмыслить идею бытия в ее первозданности и чистоте была предпринята Парменидом. Понятие бытия у Парменида тождественно понятию субстанции как того, что существует «само по себе». Оно не порождает мир с его изменчивостью и множественностью. В концепции Платона субстанцией как первоначалом выступают идеи и материя, они порождают видимый мир, а «чистое» бытие отодвигается от взоров человека, оно не постижимо для него, Единое, которое ведет абсолютно автономное существование. В средние века категории бытия и субстанции были слиты воедино в персонифицированном образе Бога. Но в сотворенном Богом мире бытие и субстанция «расходятся»: все сотворенное лишь «причастно» бытию, но не есть само бытие. Отделение понятия субстанции от понятия бытия И. Кантом ведет к полному разделению сфер познавательной активности человека и ценностно-ориентационной, «практической». В новой онтологии (Э. Гуссерль, М. Шелер, Н. Гартман, М. Хайдеггер и др.) понятие бытия отделено от понятия субстанции. Человек рассматривается во взаимодействии с бытием, оформляющим его собственную жизнь; исследуются формы проявления бытия в человеческом существовании. Таким образом, бытие есть, прежде всего, интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование.

По способу существования бытие разделяется на два мира: материальный (природный, физический) и идеальный (сознание, психические процессы, духовный мир человека). Первый существует объективно, независимо от воли и сознания человека, «сам по себе». Второй – субъективно, т.к. зависим от воли и желания отдельных индивидов. Комбинация двух способов существования бытия позволяет выделить формы бытия: бытие самого человека; бытие вещей, создаваемых человеком; духовный мир человека (индивидуальный уровень); человеческое общество; природный мир.

Кроме отмеченных форм бытия, существуют еще и уровни бытия: существование в возможности (потенциальное бытие) и существование в действительности (актуальное бытие).

Фактически все различия в философских учениях касаются различий в понимании форм бытия, трактовки их взаимоотношения и взаимодействия. Прежде всего, это различие в вопросе о том, какая из форм является основной, исходной, а какие формы производны и вторичны. Так мат е риалисты считают исходной формой природное материальное бытие, все остальные – производными (сознание, человек, общество). Субъективный идеализм основной формой считает внутренний мира человека (субъективное бытие). Объективный идеализм в качестве таковой формы принимает объективный дух. Параллельно с двумя течениями всегда существовало и третье – дуализм, представители которого стремились к совмещению материального и духовного начал (Аристотель, Р. Декарт, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский).

Философское учение о бытии (онтология) сталкивается с рядом других кардинальных проблем, различные решения которых также определяют различия в философских воззрениях: существует ли материальный мир как объективная реальность, находящаяся по ту сторону человеческого сознания?, обладает ли мир единством и что является основой этого единства?, является ли мир неизменным или он постоянно изменяется и развивается?, упорядочен ли мир в своем развитии?, подчиняется ли он каким-либо законам или развивается совершенно произвольным способом?, обладает ли мир системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов? Решение данных вопросов и проблемы бытия в целом претерпело значительную эволюцию в западной философии. Первый подход – субстанциональный (с VI до н.э. вплоть до XIX в.). В трактовке Аристотеля это означало «попытку говорить обо всем, что существует, будь то материальным или идеальным, и вместе с тем искать абсолютные устойчивые основания всего сущего». Второй подход к проблеме бытия формируется в ХХ веке. Единственно несомненным и подлинным в этом мире признается жизнь человека, его потребности, чувства, желания. Человек перестает искать высоких смыслов в жизни, он стремится устроиться сейчас и здесь, а не в загробном мире. Отсюда нацеленность на пользу и успех. Весь мир превратился в поле деятельности человека, а не божественный миропорядок. Новейшее время характеризуется полным отрицанием разумности человеческого существования; все оправдывается тем, что ничего нет навеки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.