Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Появление и накопление ветеринарных знаний в эпоху первобытнообщинного строя и рабовладельческом обществе.

Лекция 1

1. История ветеринарии как дисциплина. Основные понятия и термины.

2. Появление элементов врачевания домашних животных.

3. Накопление ветеринарных знаний в рабовладельческом обществе, центрах древнейших цивилизации: Египте, Государствах долины Тигра и Ефрата, Древнем Вавилоне, Древнем Китае, Древней Греции и Риме.

4.Зарождение народной ветеринарии у дославянских (скифы, сарматы) и древних восточнославянских племенах.

 

Ветеринария, ветеринарная медицина – система наук, изучающая болезни животных, методы предупреждения и лечения болезни животных, вопросы повышения продуктивности животных и меры защиты людей от антропозоонозов, т.е. болезней инфекционных и инвазионных, общих животным и человеку, независимо от того, как их получает человек. Наука, изучающая возникновение и развитие ветеринарии, называется историей ветеринарии. Различают общую и частную ветеринарию. Первая изучает закономерности появления, становления и развития ветеринарной науки и практики, вторая – историю отдельных ветеринарных наук, ветеринарных обществ, съездов, жизнь и деятельность научных, педагогических, общественных деятелей и т.д.

Термин «ветеринария» ввел в отечественную литературу в 1805 году профессор И.С.Андриевский – один из основоположников ветеринарного и зоотехнического образования в России. Новое слово прочно вошло в обиход, заменив прежнее название «коновальная наука» или «коновальное искусство».

Одни ученые считают, что термин «ветеринария» происходит от латинских слов «ветерина» - вьючное животное, рабочий скот, «вереринариус» - человек, ухаживающий за скотом или лечащий скот. Другие полагают, что корни нужно искать в кельтском языке, где «вее» - скот, «теерен» - болеть, «артс» - врач, а все вместе – «врач, лечащий больной скот». Впервые этот термин встречается в трактате римского писателя и агронома Колумелла (Columella) «О сельском хозяйстве» (I в. н.э).

Ветеринария возникла в глубокой древности из потребности человека и своем историческом развитии прошла сложный путь накопления, систематизации и усовершенствования знаний. Зачатки ветеринарии возникали еще в первобытном строе в эпоху каменного века (неолита) и представлены отдельными элементами врачевания животных ко времени их одомашнивания. Первым прирученным животным была собака (30-13 тысяч лет до нашей эры) с районом первичного одомашнивания Европы, Азия (повсеместно), затем крупный рогатый скот (6-5 тыс. лет до н.э.) с районом первичного одомашнивания Азия (Вавилон), Африка (Египет), мелкий рогатый скот (5-4 тыс. лет до н.э.), с районом первичного одомашнивания Азия (Индия), свинья (3 тыс. лет до н.э.), с районом первичного одомашнивания Европа (повсеместно), Азия (Китай) и лошадь (2 тыс.лет до н.э.), с районом первичного одомашнивания Европа (повсеместно), Африка (Египет). Элементы врачевания домашних животных появились в пастушеских племенах.

Первые земледельцы Азии, Африки и Европы сначала использовали мясо, шкуры и шерсть домашних животных, а затем и их молоко. Позже стали использовать домашних животных для вьючного и гужевого транспорта, а также как тягловую силу в плужном земледелии.

Связь первобытного человека с природой была значительно теснее и глубже, чем у его современных цивилизованных потомков. Охотники хорошо знали повадки своих жертв, имели представление об их образе жизни, о маршрутах суточных и сезонных миграций, о наиболее уязвимых частях тела. Древние охотники знали, что наиболее поражаемой частью грудной полости является сердце, они знали о крупных сосудах, связанных с ним.

Древний охотник умел, не повредив печень, отделить от нее желчный пузырь. Он с успехом использовал «жилы» для сшивания шкур и изготовления лука. Он имел достаточно представления о сухожильных окончаниях мышц.

Следовательно, основным событием первобытнообщинного строя было одомашнивание и использование животных для своей жизнедеятельности, и наблюдения за их поведением в нормальных условиях и в период болезни. Уже в античный период проблемой причин массовой заболеваемости животных стали интересоваться мыслители того времени.

Первые скотоводы, ухаживая за животными, оказывали им помощь при травмах и родах. Длительные наблюдения помогли людям обнаружить и применять некоторые растения, обладающие лечебными свойствами. Так появились так называемые народные лечебные средства, не утратившие значение до наших дней. Пастушеские народы, например, использовали для лечения животных понтийский абсинтий (полынь), из которого делали горькое питье, понтийский ирной корень, понтийский заячий корень. По сообщению древних греков, скифы и сарматы (II век н.э) давали кобылам, не охотно идущим в случку, растение сатирион. Скифы ездили верхом на жеребых кобылах, когда замечали у них сильное движение плода, для облегчения родов. По сообщению древнего географа и историка Страбона, народы Северного Причерноморья кастрировали жеребцов, чтобы сделать их более спокойными и послушными.

Археологические раскопки и исследования памятников материальной культуры (письменные документы, изображение на камнях, древние папирусы) подтверждают, что элементарные приемы врачевания существовали в древних государствах за многие тысячелетия до нашей эры.

Исследования костных останков людей и животных показали, что в глубокой древности одни и те же болезни поражали людей и животных. Наблюдая картину болезни животных, древние целители пытались часто применять одинаковые средства для лечения и животных и людей. Таким образом, врачевание больных людей и животных развивалось параллельно и на протяжении большого исторического периода не разграничивалось.

Примитивная ветеринария первоначально носила стихийно-материалистический характер. В эпоху рабовладения ветеринария приняла облик жречной и храмовой. Уже в 4-3 тысячелетии д.н.э. уровень общественного развития обусловил появление профессиональной ветеринарии, а появление письменности привело к появлению специальных текстов по ветеринарии. Важное значение скотоводства в древних государствах привело к обожествлению животных, возникновению культа отдельных животных (культ быка и кошки в Египте; культ быка в Индии и др.).

Древнейшие сведения о лечении животных и ветеринарных знаний эпохи рабовладельческого общества относятся к 4 тысячелетию до нашей эры. Так называемый ветеринарный папирус, найденный в Кахуне (Египет) в 1889 году и переведенный советскими ученым академиком В.В.Струве содержит трактат о болезнях: парше птиц, бешенстве животных, чуме крупного рогатого скота и заболеваний крупного рогатого скота, значение

которого не расшифровано.

Эпизоотии в древности.

Бешенство животных было известно индейцам, славянам, арабам и древним евреям. В сохранившихся литературных источниках встречается описание признаков болезни у собак: рот открыт, течет слюна, уши свисают, хвост висит между ногами, голос хриплый или вовсе неслышный. Такую собаку рекомендовалось убить издали стрелой.

Однако не все рекомендации были рациональными с сточки зрения современного человека. В древности люди, беспомощные перед силами природы и обожествлявшие их, зачастую объясняли эпизоотии действием нечистой силы или божьей карой.

Страшные картины гибели людей и животных рисуют в своих произведениях древние ученые и поэты. В седьмой книге «Метаморфоз» Овидий описывает эпизоотию на острове Этна во время войны с афинянами 1295 году до н.э.. По его словам болезнь сначала появилась на собаках, птицах, крупном рогатом скоте, диких животных, а затем на всех животных и людях, из деревень она проникла в города.

Плутарх утверждает, что во времена основателей Рима Ромула и Рема был «мор» среди людей и животных, причем смерть наступала почти тотчас же после начала болезни.

Древние авторы приводят описание болезней, которые встречаются еще и теперь, а также неизвестных современной науке.

Так чуму рогатого скота, которая сохранилась кое-где на планете, можно узнать из описания опустошительной эпизоотии, охватившей Западную Европу в 376-386 годах н.э., а затем в V веке.

В 3 веке нашей эры в Египте существовало своеобразное высшее учебное заведение «Дом жизни», в котором наряду с другими науками преподавались и ветеринария. Специальную подготовку юноши получали при храмах Гелиополя, Саиса, Мемфиса и Фив. Специалисты по лечению животных в Древнем Египте вербовались из вольноотпущенников или рабов. В стране существовали специалисты по лечению каждого отдельного вида животных. Сохранились остатки лечебников для домашних животных (между 3000 и 1600 годами нашей эры). Концом периода датируется справочник, содержащий более 300 названий масел, животных, растений. Среди документов (16-12 века до нашей эры) обнаружено несколько лечебников. Один из них представляет собой свиток папируса длиной более 20 метров и включает подробное описание кровообращения у некоторых животных. Сохранились египетские папирусы, которые представляются как пособия по ветеринарии и справочники со списками зверей, птиц, с названиями частей тела, названиями масел и других предметов лекарской деятельности. Из времен Среднего царства Египта известен «папирус «Эберса» (1500 лет до н.э.), в котором содержится 877 описаний болезней и их симптомов. В этом папирусе приведены многочисленные сведения о животных, описан процесс развития мясной мухи из личинки, и лягушки из головастика.

Другим очагом развития ветеринарии в древности были государства долины Тигра и Ефрата (Месопотамия, (в 5 тыс. до н.э. в Месопотамии уже были хорошо известны лечебные свойства льняного семени)), Шумер и Аккад (3-е тысячилетие до н.э.,). Коротконогих и длиннорогих быков содержали на подножном корме, и подкармливали зерном. Рабочим скотом пользовались при орошении, пахоте, молотьбе, а также для перевозки грузов. Для нужд транспорта использовали ослов, иногда длиннорогих антилоп. Разводили мясной и молочный скот, овец (особенно курдючных и тонкорунных), коз.

Древнейшие тексты из Вед, относящиеся к 11 тысячелетию до н.э., повествуют о развитии врачевания в Индии и существовании в этой стране профессии врачевателей. Медики Индии знали не менее 760 видов лекарственных растений. Разумеется, их использовали и для лечения животных. Уже в те годы в Индии проводили вскрытие трупов, что в Европе стали практиковать только в эпоху Возрождения. Лекари знали о существовании заразного начала, способного передаваться от больного к здоровому животному.

В 3-2 веках до нашей эры накопились основательные знания по ветеринарии в Вавилоне. Там находили связь между энзоотиями и эпидемиями. Анатомия животных была развита слабо, при определенных симптомах для постановки диагноза выделяли главные органы – сердце, желудок, легкие. Предпринимались попытки объективного изучения болезней и реальной борьбы с ними. Тексты описаний болезней содержат сведения о симптомах и методы лечения. Вавилонянам были известны компрессы, массаж, промывания. Древневавилонская ветеринария тесно связана и переплетена с религиозными верованиями. Покровителем медицины и ветеринарии считался «Владыка врача» бог Нинаву и его сын бог Нингишзида, символ которого – змея, обвивающая жезл, частично сохранилась в качестве эмблемы ветеринарии до наших дней. Дифференциация врачебных знаний в Ассирии и Вавилоне намечается в самые ранние периоды врачевания. В кодексе Хаммурати (18 век до нашей эры) упоминаются отдельно врачи-ветеринары. Вавилонским ветврачам были известны болезни, из описания которых можно было предположить, что это были сибирская язва, чума крупного рогатого скота, бешенство.

Было известно, что некоторые болезни передавались от животного к животному. Для борьбы с заразными болезнями больных животных изолировали, сжигали животноводческие постройки, закрывали границы.

Бешеных животных держали на цепи, потом убивали.

В Древнем Китае лечением людей и животных вначале занимались одни люди. В источниках 11-7 веках до нашей эры ветеринария упоминается как отдельный раздел врачевания. Ряд источников свидетельствует о применении иглоукалывания для лечения животных. Еще за 1000 лет до н.э. в Китае предпринимались попытки искусственно иммунизировать детей путем одевания им рубашек, пропитанных содержимым оспенных поражений.

Элементы ветеринарных знаний содержат тибетские источники 6-7 века нашей эры. В труде тибетского врача Джу-Джи предписывалось избегать проезда по местности, где убивают скот, рекомендовались средства профилактики некоторых гельминтозов, например бычьего солитера. В иранском каноне Авесте» (9 век до нашей эры - 3 век нашей эры) рассказывается о ветеринарах, которые лечили собак. Врачи должны были лечить животных теми же лекарствами, что и больных людей. В Древней Палестине ветеринария имела ярко выраженный профилактический характер. В свод законов были включены правила об употреблении в пищу животных и способы их убоя, о мерах пресечения инфекционных болезней путем карантинирования и убоя больных животных. Древним Евреям была известна операция кастрации.

Индейцы Северной Америки пользовались довольно эффективными методами лечения. При лихорадке применяли жидкую диету, очищающие, мочегонные, потогонные средства и кровопускание. Рвотное, слабительное, ветрогонное, клизмы употреблялись при расстройствах желудка, лобелия, лен и банки – при респираторных заболеваниях. Из 144 лекарственных веществ, применявшихся индейцами, многие до сих пор используются в фармакологии. Индейцы были особенно искусны в области хирургии. Они вправляли вывихи, применяли шинные повязки при переломах, поддерживали чистоту ран, накладывали швы, использовали прижигание, припарки. Ацтеки также применяли шины и хирургические инструменты, искусно изготовленные из камня.

Из письменных античных источников видно, что лечением животных и людей занимались врачи, естествоиспытатели и философы. Например, греческий философ - материалист Демокрит из Абдеры (около 460 – 370 годы до нашей эры) и Аристотель не только лечили людей и животных, но и оставили описания некоторых болезней.

Аристотель описывает бешенство, как хорошо известную болезнь.

В связи с частыми войнами, которые вела Греция с соседями, ей нужна была хорошая кавалерия и поэтому с 5 века года до нашей эры здесь стала развиваться как самостоятельная наука иппология (или гиппология = наука о лошадях). Так, греческий историк Ксенофонт (V – IV века года до нашей эры) в своем произведении «О всадничестве» занимался вопросами подбора, разведения и гигиены лошадей, а так же приручения их к воинской службе.

Позже, когда врачи занялись лечение только людей, лечением животных занимались овчары, буколы (пастухи стад крупного рогатого скота) и др.пастухи, со временем и скотоводы.

Более точные, хотя очень скудные, сведения о ветеринарных специалистах содержатся в античной литературе (I век года до нашей эры и I век нашей эры). В своем произведении «О сельском хозяйстве» (книга II глава 7) Варрон сообщал, что в каждом большом имении был надсмотрщик над пастухами и стадами (magister pecorum), в обязанности которого входило лечить животных во время выпаса. При этом он должен пользоваться рецептурной записной книгой, составленной на основе античных ветеринарных трактатов.

Следовательно, можно предположить, что уже тогда существовали ветеринарные специалисты, а надсмотрщики за стадами были их помощниками. Из этой же книги Варрона мы узнаем, о наличии в Древней Италии специалистов, в обязанности которых входила забота о больных животных.

Описывая болезни животных, Варрон разделял их на два вида:

1. Требующие вмешательства ветеринарного врача (medicus pectoris).

2. Такие, которые может лечить надсмотрщик над стадами или старший пастух.

Знаменитый римский врач Целье, который жил в I веке до нашей эры, в предисловии к первой книге своего произведения «О медицине» упомянул о ветеринарных специалистах, которые, как он отметил, поставлены в худшие условия, чем медицинские врачи при постановке диагноза, т.к. животные не могут рассказать о своих болезнях.

В I веке нашей эры ученый агроном Колумелла написал трактат «О сельском хозяйстве» в 12 книгах, из которых VI, VII, VIII посвящены разведению и лечению животных, главным образом, крупного рогатого скота. Следуя за Варроном, Колумелла говорил, что каждый надсмотрщик над стадами должен обладать некоторыми сведениями о лечении животных, чтобы оказывать им первую необходимую помощь. Так, при окотах овец он должен уметь извлечь плод не подвергая опасности жизнь матери. В VI книге (глава 19) Колумелла точно описал станок, в который заводили больных животных для проведения операций. Эти операции были настолько сложны, что они проводились специалистами. Именно Колумелла как уже говорилось ранее, употребил в своем произведении название «ветеринарный врач» (medicus veterinarius) и «ветеринария» (medicina veterinarre).

В античной литературе можно найти краткие упоминания о том, что во II веке нашей эры в Риме были не только ветеринарные врачи, но и учителя ветеринарного дела. Известный врач Гален (II век нашей эры) в своей книге «Метод лечения» сообщал об учениках двух ветеринарных врачах - Венете и Правине, которые исследовали конские экскременты, чтобы определить по ним нарушение пищеварительного процесса. Гален ставил этих учеников в пример медикам и призывал их, чтобы они с такой же старательностью лечили людей, как молодые адепты ветеринарии лечили животных.

Со II века нашей эры в Риме имелись, кроме гражданских, и военные ветеринарные специалисты, которые принимали участие в походах. Воинским врачом был Апсирт Вифинский, принимавший участие в походе Константина Великого против сарматов на Дунае. Воинским врачом в армии

императора Лициния был так же Феомнест, оставивший интересное описание перехода через Альпы конной армии зимой 313 года нашей эры. Феомнист точно описал заболевание лошадей столбняком. Что касается положения ветеринарных врачей в римской армии, известно, что они принадлежали к специалистам, которые из-за важности для ведения войны с давних времен были освобождены от тяжелых общественных обязанностей так же, как инженеры, архитекторы и медицинские врачи. Некоторые данные о «воинских» ветврачах и конских лазаретах находили у Гигина, который жил в правлении императора Траяна (98-117 годы нашей эры) и писал о римских военных лагерях. Он сообщает, что когда пять или шесть легионов, находясь вместе, сооружали лагерь, то с одной стороны, так называемой преторской дорожки, размещались палатки для больных солдат (valetudikarium), а с другой были мастерские (fabrica) и помещения для больных животных (veterinarium).Больных животных обслуживали воинские врачи или гиппиатры (от слова «гиппос» - лошадь).

В III веке нашей эры в Римской империи разводили большое количество лошадей, в первую очередь, для военной службы, следовательно, было много ветеринарных врачей. Император Диоклатион (284-305 годы нашей эры) издал специальный декрет, регулировавший, между прочим, плату за услуги ветврачей. Так, за стрижку и расчистку копыт платилось 6 динариев, за кровопускании – 20 динариев.

Профессия ветврача передавалась из поколения в поколение и выполнялась главным образом вольноотпущенниками, которые при умелом выполнении своей профессии попадали и в высшие круги. Это относится особенно к ветврачам, которые лечили лошадей, предназначенных для состязаний в цирке. Самым выдающимся цирковым ветврачом был Пелагон, который жил в IV веке нашей эры. Пелагон написал на латинском языке «Ветеринарное искусство», произведение, переведенное позже на греческий язык. С начала IV века нашей эры указания относительно ветврачей в античной литературе становятся более многочисленными. В конце IV века и в начале V века нашей эры общий кризис рабовладельческого общества отразился на ветеринарном деле, о чем свидетельствует Флавий Ренат Вегеций, который в своем сочинении «Ветеринарное искусство» или «Муламедицина» говорит о дороговизне лекарств, о том, что стоимость их нередко превосходила стоимость животного. Флавий Вегеций один из первых не ограничивался указанием на сходство болезней животных и человека, но сравнивал их на основе данных патологии и физиологии.

Выше уже упоминалось о связи ветеринарии с религиозными верованиями (в Древнем Вавилоне – бог Нинаву считался покровителем медицины и ветеринарии), тоже мы наблюдаем в Древней Греции. Составной частью религиозных верований у древних греков была мифология. Мифологические персонажи (боги, герои, демоны и т.п.) наделялись способностью влиять на силы природы и жизнь людей. Так Аристея считали покровителем земледелия, стад и пастухов. Панацею – богиней лекарственной терапии, Гигиею – покровительницей здоровья и гигиены. Гигиею изображали молодой женщиной, кормящей змею из чаши. Змея, как эмблема ветеринарии уже упоминалась нами, когда мы говорили о покровителе медицины и ветеринарии в Древнем Вавилоне. Там змея обвивала жезл. Символом греческой медицины и ветеринарии было изображение бога врачевания Асклепия, опирающегося на посох, вокруг которого обвивалась змея (!). Римское название этого бога – Эскулап.

Развитие ветеринарии в античный период имеет важное значение для ее истории. Ветеринарные знания, накопленные в то время, использовались практически во всей Европе, вплоть до XVIII века. Греко-римские ветврачи имели глубокие знания, особенно в областях хирургии. На основании собственных наблюдений они пытались проникнуть в тайны здорового и больного организма животных и их жизненных функций. Поражает точность наблюдений, правильность и глубина научных выводов, наглядность описаний симптомов болезней. Апсирт и другие греческие гиппиатры описывали сложные операции даже на глазах животных. Значение античной ветеринарной литературы состоит, прежде всего, в том, что она сохранила основы современной ветеринарии с современной наукой.

Многочисленные археологические раскопки и исследования различных памятников старины, проведенные на территории нашей страны, показывают, что земледелие, животноводство и народная ветеринария были развиты уже у дославянских племен (трипольцев, скифов, сарматов и др.) за несколько тысяч лет до нашей эры.

В VIII – III веках до нашей эры основным населением северного Причероземья были скифы. По своим занятиям и быту они разделялись на две большие группы племен: восточных и западных скифов. Восточные скифы, обитая в степях Северного Крыма, Запорожья, Приазовья и Придонья, занимались кочевым скотоводством, но особенно славились коневодством. Западные скифы жили в низовьях Южного Буга и Днепра, где занимались земледелием и разведением домашнего скота.

В степной части Скифии из домашних животных наибольшую роль в жизни скифов играли лошади и крупный рогатый скот. Все мужчины кочевых скифов, от царей до рабов, были всадниками. Лошадь была основой их существования. Она давала им мясо и молоко для изготовления кумыса и конского сыра – гиппаки – основного пищевого продукта на зиму и на «тяжелые дни».

Скифы славились своей конницей. Самое лучшее изображение лошадей имеются на известной большой серебряной никопольской вазе (IV век до нашей эры), найденный в скифском Чертомлицком кургане. Скифская лошадь небольшая, коренастая, очень быстрая и выносливая. Она просуществовала в степях вплоть до наших времен. Древнегреческий философ Страбон (около 65 года до нашей эры – 25 год нашей эры) писал: «У всех скифских и сарматских племен лошади хотя и невелики, но очень горячи и неукротимы». Македонский царь Филипп II, один из лучших гиппологов древности, просил скифов дать ему 20 тысяч лучших кобыл для улучшения и разведения конского поголовья в своей стране. Естественно, что при огромном значении лошадей в жизни скифов – кочевников они всегда ухаживали за ними, особенно во время их болезни.

Скифам часто приходилось оказывать хирургическую помощь животным. На основе конопли они готовили обезболивающие средства, используя их при хирургических операциях, на послеоперационные раны и швы накладывали сухие и влажные повязки с лекарственными наркотическими травами, а также затвердевающие на основе глины. Наблюдения над животными, накопленное в течении веков, позволили выработать ряд приемов профилактического характера. По интересному сообщению Плиния Старшего, скифы для езды брали вместо жеребцов и меринов кобыл только потому, что у них мочеиспускание может происходить на ходу, а мужским особям для мочеиспускания надо останавливаться. Факт очень важный и в бою может иметь большое значение как для отдельных всадников, так и для больших отрядов конницы. Согласно сообщению Аристотеля, скифы ездили верхом на жеребых кобылах, когда замечали у них сильное движение плода, что, по их мнению, облегчало роды у кобыл. Интересен был способ доения кобыл, описанный греческим историком Геродотом, посетившим в середине V века до нашей эры северное Причерноморье. «Отец истории» писал: «Молоко выдаивают они (скифы) следующим образом: взяв костные трубки, очень похожие на флейты, вставляют их в половые органы кобыл и дуют ртом, а другие во время вдувания доят. Делают они это вот почему: от вдувания жилы кобыл наполняются воздухом и вымя опускается». Путешественники в конце XVIII и начале XIX века описывают подобную же операцию, производившуюся калмыками над сопротивлявшимися доению кобылами. Некоторые указания на способы лечения лошадей мы находим в сочинениях античных авторов, но они не всегда ясны. Так, есть сообщение что скифы лечили лошадей, какой то нам неизвестной травой.

По данным литературы с уверенностью можно говорить, о том, что скифы использовали для лечения лошадей полынь и другие лекарственные растения и травы, так как они составляют основу народной ветеринарии. В сочинении «Ветеринарное искусство» Полагиния (2-ая половина IV века нашей эры) отмечается, что древние врачи использовали для изготовления лекарств такие скифские травы, как полынь, из которой делали горькое питье, и понтийский ирный корень, понтийский заячий корень и понтийскую шандру. Кроме того, по сообщению Полагиния, скифам и сарматам часто приходилось лечить лошадей, болевших диурией. Эту болезнь они лечили бобровой струей. «Для этого нужно тщательно покрыть коня так, чтобы покрывало опускалось до самой земли – чтобы не выходил дым окуривания, - в таком виде окуривают все брюхо и шулята коня бобровой струей, положенной на уголья, он в тот час помочиться». Бобровая струя занимала почетное место в народной медицине и ветеринарии скифов и была одним из важных продуктов торговли. Ею лечили женские болезни, преимущественно истерического происхождения. Страбон прямо заявлял, что понтийская, т.е. скифская бобровая струя отличается особенно высокими лечебными качествами. Римляне даже брали дань бобровой струей у некоторых племен, живших, когда то севернее Черного моря.

Есть сведения, что скифы разводили лекарственные растения в садах и огородах, т.е. растения эти возделывались в культуре. Скифам были известны ядовитые свойства аконита. Плутарх упоминает еще о двух лечебных растениях, произраставших в реке Танаид (Дон) – злоненавистнике (речь идет, очевидно, о бадяге) и Аллинде, с листьями похожими на капустные. При растирании их образуется сок, называемый «маслом вироса» и сильно согревающем тело.

О лекарствах, произраставших в Скифии, упоминают Диоскорид (1 в.), врач Ксенократ. Причем о лекарствах не только растительного происхождения, но так же минерального и животного. Есть упоминание о яхонте, янтаре, мышьяке и других солях, добываемых в Скифии. Для облегчения родов женщины носили в ожерельях яхонты. Камень «хризолит» в измельченном виде употреблялся внутрь при болях в желудке. Скотоводческое, в основном табунное, хозяйство кочевых скифов с круглогодовым пребыванием скота на подножном корме нуждалось в передвижении по всем направлениям: весной и летом скифы передвигались со своими стадами на север, а зимой на юг.

Есть основания предполагать, что часть скота содержалась в помещении, другая часть, в том числе и лошади, стояли на морозе без достаточной защиты на холоде, вследствие чего у них было распространено заболевание «костоеда», о чем говорил Геродот, но не удалось восстановить, как скифы лечили эту болезнь.

По сообщениям Страбона, скифы и сарматы широко применяли кастрацию жеребцов, чтобы сделать их более послушными и спокойными. Это хирургическое вмешательство практиковалось и на быках, и на баранах, и на хряках. Судя по сообщению Страбона, в его время кастрация жеребцов применялась только скифами и сарматами. С уверенностью можно говорить о том, что многие средства и способы лечения животных у скифов заимствовали греческие ветеринарные врачи и коневоды. Выработанные скифами рациональные приемы животноводства и ветеринарии применяли восточные славяне.

Восточнославянские племена.

История славянского населения Приднепровья восходит примерно к I веку нашей эры. Восточные славяне упоминаются в сочинениях греческих и римских ученых под именем «Руссы» еще до образования первых русских феодальных княжеств и государств. По мнению П.И.Лященко, восточнославянские племена появились на арене европейской истории позднее древнейших европейских народностей – греков и римлян, но не позже чем племена других западных народов, предков будущих наций – французской, англо-саксонской, германской.

В дофеодальный период восточнославянские племена занимались сельским хозяйством, в котором большую роль играло скотоводство. Охота, рыбная ловля и бортничество у них были подсобными промыслами. Византийский писатель Маврикий (середина VI века нашей эры) в произведении «Стратегикон» указывал, что у славян было «большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в куче, особенно просо и пшеница».

Археологические исследования подтверждают наличие в середине первого тысячелетия нашей эры довольно развитого скотоводства у славянских племен. Так, при раскопках городищ VIII-IX веков нашей эры обнаружены крупные хозяйственные постройки: скотные дворы – загоны («забой»), размером до 60 квадратных метров, окруженные плетнем. Животноводческая постройка (хлев) обычно делились на секции (стойки), где размещались животные. Судя по найденным костям, держали крупный рогатый скот, лошадей, овец и свиней.

Характерно, что кости лошадей обнаруживались среди пищевых отбросов, что свидетельствует о широком применении в пищу конины. Языческий бог Волос был, по воззрениям древних славян, покровителем стад. По поверьям древних славян, кроме бога Волоса, излечивающего болезни скота, существовали злые духи, приносившие болезни и смерть. Непосредственное общение с богами способностью исцелять, обладали волхвы. Для лечения, кроме заклинаний, применяли всевозможные травы.

Пастухи, постоянно находившиеся с животными, наблюдали действия различных кормовых и лечебных растений на общее состояние последних. Именно пастухи обратили внимание на слабительные, кровоостанавливающие и другие свойства растений. В отечественном лекарствоведении многие травы названы русскими именами, например, аверин чай, иван-да-марья, иван чай, марьин корень. Их применяют при различных болезнях человека и животных и в настоящее время.

За многовековую пастушескую практику накопились определенные зачатки знаний и навыков. Было установлено, что нельзя пасти скот ранним утром на покрытых росой «тучных» пастбищах, богатых клевером и люцерной, т.к. у коров и овец часто наблюдается «вздутие живота», общее угнетенное состояние, нередко падеж.

Ученый историк медицины профессор Ф.Р. Бородулин считает, что «скотоводство» явилось новым стимулом для развития медицины. Пастушество способствовало дальнейшему развитию лекарственного травоведения: пастухи наблюдали действия растений на животных и переносили свои наблюдения на человека…». Пастушество сильно двинуло так же и хирургию…».

Судя по археологическим находкам – ветеринарным и металлическим инструментом, можно считать, что в VII-IX веках на Руси уже появились коновалы – профессионалы.

По мере накопления опыта и знаний наши предки стихийно отбирали рациональные меры предотвращения и лечения болезней и передавали их из поколения в поколение.

Итак: на первых этапах развития общества приручения и одомашнивания диких животных способствовали росту производства материальных благ в жизни человека. Он получил возможность широко использовать для своих жизненных целей продукты и сырье животного происхождения. Некоторые предметы животного происхождения (жиры) оказались полезными для лечения ожогов, смазывания заживающих ран и т.д. Ветеринария возникла в связи с потребностями человека на ранних стадиях его развития, когда человек стал приручать и одомашнивать диких животных отдельных видов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введена блокировка переключения режимов ведения поезда. | Равновесный потенциал




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.