Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы международного экономического права

Лекция 2

1. Роль общих принципов МП в международной экономической системе.

2. Общий характер принципов-стандартов в МЭП.

3. Специальные принципы международного экономического права:

4. Общепризнанные принципы МЭП.

5. Договорные принципы МЭП.

 

1.Базу международно-правового регулирования экономиче­ских отношений составляют основные принципы международ­ного права. Однако, устанавливая лишь общие широкие рамки взаимоотношений государств, они все же не­достаточно конкретны для регулирования международных экономических отношений. Поэтому развитие международ­ных экономических отношений государств, с одной сторо­ны, и подчинение их во все большей мере государственному регулированию — с другой, вело к быстрому увеличению числа разнообразных по своей форме и содержанию межгосу­дарственных договоров, которые формулировали специальные принципы и конкретные договорные нормы, регулирующие эти отношения.

Воспроизведение специальных принципов экономическо­го сотрудничества в многосторонних международных актах, резолюциях международных организаций, получивших широкое признание государств, свидетельствует об активизации процесса преобразования специальных принципов и норм дву­стороннего и многостороннего локального характера в уни­версальные принципы международного экономического права.

Юридическое значение Хартии экономических прав и обязанностей государств и других документов об установле­нии НМЭП состоит в том, что авторитетные рекомендатель­ные нормы этих документов находят широкое признание государств прежде всего вследствие расширяющейся практики заключения двусторонних экономических соглашений, фик­сирующих данные принципы, и иных практических действий государств. А это способствует становлению специальных принципов как общепризнанных.

Что касается состава специальных (отраслевых) принципов МЭП, то здесь нет полного совпадения мнений.

 

2. Общий характер принципов-стандартов в МЭП.

 

Известные правоведы (это прослеживается и по вышеприведеным перечням специальных принципов) в отдельную группу по тем или иным основаниям выделяют особо: принцип наиболее благоприятствуемой нации, принцип национального режима, принцип преференциального режима и т.п.

Такое особое выделение состоит либо в указании на их конвенционный характер (не общее применение), либо в их квалификации в качестве «правовых режимов», а не «принципов».

На самом же деле в некотором обособлении данной группы «принципов» имеется более глубокий смысл, который, как представляется, остается пока еще за пределами внимания украинской международно-правовой науки.

Специфика этих «принципов» состоит в том, что в них заложен метод сопоставления и уравнивания условий:

•принцип наибольшего благоприятствования «требует» уравнивания с наилучшими условиями;

• принцип недискриминации запрещает отказывать в предоставлении общих для всех условий;

• принцип национального режима требует уравнивания с условиями, созданными для внутренних (т.е. национальных) субъектов права, и т.п.

Таким образом, все эти «принципы» выступают своего рода «правовыми трафаретами», «инструментами уравнивания», «технико-правовыми приемами».

Не случайно в западной правовой науке из-за метода сопоставления и уравнивания условий, который заложен, в указанных принципах, данные принципы рассматриваются зачастую как некие «стандарты», как способы организации отношений.

В этом смысле указанные «принципы» как таковые правовыми принципами не являются, а являются правовым методом, технико-правовым инструментарием, или «стандартами».

«Стандарты» эти универсальны и применяются к той или иной материальной сфере по мере необходимости или в зависимости от требований права (МП/МЭП).

В то же время каждый такой «стандарт» связан с определенными притязаниями, требованиями, правами и обязанностями, и с этой точки зрения он одновременно является нормой (а точнее — принципом) права — МП/МЭП.

Характер притязаний, объем прав и обязанностей при этом определяется другими нормами права: «стандарт» задает рамки для его наполнения посредством других норм как внутреннего права, так и норм МП.

Так, принцип наиболее благоприятствуемой нации порождает права и обязанности по уравниванию условий в сравнении с наилучшими условиями, а объем этих прав и обязанностей, сфера применения метода уравнивания (например, к тарифной сфере) может оговариваться сторонами в двустороннем или многостороннем соглашении, а может вытекать из международного обычая.

В этой двойственности «стандартов — принципов», направленных на сравнение условий, и состоит специфика «принципа наиболее благоприятствуемой нации», «принципа недискриминации», «принципа предоставления национального режима», «принципа взаимности», «принципа преференций» и др.

В связи с этим если и оставлять их в ряду принципов МЭП, то в качестве особой группы принципов — «принципов-стандартов», материальное наполнение (сфера приложения) которых зависит от других норм МП/МЭП и от внутригосударственного правового режима, «встречающего» товары, финансы, инвестиции, рабочую силу.

Состав специальных (отраслевых) принципов МЭП.

Таким образом, в состав специальных принципов МЭП должны войти на «правах особой группы» указанные принципы-стандарты. Помимо них, в качестве специальных (отраслевых) принципов МЭП можно, в частности, выделить:

• принцип экономического сотрудничества;

• принцип суверенитета государств над своей экономической деятельностью и природными ресурсами;

• принцип взаимной выгоды.

Данный перечень специальных принципов МЭП, разумеется, не является исчерпывающим, и в него можно было бы включить и другие принципы.

 

3. Весь комплекс основополагающих специальных принци­пов международного экономического права можно разделить на две группы.

- к первой группе относятся получившие широ­кое признание специальные принципы, которые непосред­ственно вытекают из основных принципов международного права и соблюдение которых обязательно для всех или подав­ляющего числа государств.

- вторая группа принципов — это договорные принципы, т.е. принципы, действующие во взаи­моотношениях между государствами лишь тогда, когда они взяли на себя конкретные договорные обязательства соблю­дать их в своих двусторонних или многосторонних отношениях.

3.1. Первая группа принципов:

Принцип неотъемлемого суверенитета государств над их богатствами и естественными ресурсами представляет со­бой конкретизацию принципа суверенного равенства госу­дарств. Он предусматривает свободное осуществление каждым государством полного постоянного суверенитета над всеми своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию (п. 1 ст. 2 Хартии). В соответствии с этим прин­ципом каждое государство имеет право: регулировать и конт­ролировать иностранные инвестиции, а также деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции (п. 2 ст. 2 Хартии); национали­зировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность (п. 2 ст. 2 Хартии). Согласно ст. 2 Хартии на­ционализирующее государство должно выплачивать соответ­ствующую компенсацию с учетом своих законов, постановлений и всех обязательств, которые это государство считает уместными.

Элементы этого принципа и положения, связанные с его осуществлением, закреплены в Декларации об установлении НМЭП (п. 4), Хартии (ст.ст. 5 и 16) и в ряде международ­ных соглашений (ст. 15 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношений договоров 1978 г., ст. 16 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государ­ственной собственности, государственных архивов и государ­ственных долгов 1983 г.).

Принцип свободы выбора формы организации внешнеэко­номических связей тесно связан с более общим принципом — принципом свободы выбора социально-экономической систе­мы, зафиксированным в ст. 1 Хартии. Последний.в свою оче­редь вытекает из основных принципов международного права (суверенного равенства государств, равноправия и самоопре­деления народов, невмешательства во внутренние дела госу­дарств и др.).

Статья 4 Хартии гласит, что при осуществлении между­народной торговли и других форм экономического сотруд­ничества каждое государство свободно выбирать формы организации своих внешнеэкономических отношений и за­ключать двусторонние и многосторонние соглашения между­народного экономического сотрудничества.

Важным дополнением этих статей являются положения ст. 7, предусматривающей, что каждое государство несет ос­новную ответственность за содействие экономическому, со­циальному и культурному развитию своего народа, за выбор целей и средств развития, полную мобилизацию и исполь­зование своих ресурсов, осуществление прогрессивных экономических И социальных реформ и т.д. Это положение подтверждено и в Заключительном акте Хельсинкского сове­щания 1975 года.

Принцип экономической недискриминации, вытекающий из принципа равноправия государств, имеет характер обще­признанной обычной нормы. В соответствии с ним каждое государство обладает правом на предоставление ему в между­народных экономических отношениях другим государством таких же общих равных условий, какие предоставляются этим государством всем прочим странам. Иначе говоря, согласно этому принципу, выдвижение специальных условий, создаю­щих для какого-либо иностранного государства, его учрежде­ний, юридических лиц или граждан худшее положение по сравнению с другими иностранными государствами, их уч­реждениями, юридическими лицами или гражданами, про­тивоправно. Не ставя под сомнение правомерность введения любым государством разнообразных ограничительных мер в сфере внешней торговли, этот принцип содержит требование, по которому такие ограничения должны относиться ко всем государствам.

Этот принцип подтвержден в резолюциях ООН об уста­новлении НМЭП, Хельсинкском Заключительном акте и мно­гих других документах. Хотя рассматриваемый принцип имеет характер обязательной нормы, сложившейся в международном праве в результате длительной практики государств, много­численные нарушения его диктуют необходимость включения соответствующих положений в многосторонние договоры и двусторонние договоры (примером может служить Генераль­ное соглашение о тарифах и торговле 1948 г., Конвенция об учреждении латиноамериканской экономической системы 1975 г.).

Принцип равенства и взаимной выгоды государств в меж­дународных экономических отношениях вытекает непосредст­венно из принципа суверенного равенства государств. Согласно гл. I Хартии экономических прав и обязанностей го­сударств, экономические отношения должны строиться на ос­нове взаимной и справедливой выгоды. Другие документы о НМЭП содержат положения о том, что международная торгов­ля должна быть взаимовыгодной, и в рамках этой торговли не должны предприниматься действия, наносящие ущерб торг­овым интересам других стран. Хельсинкский Заключительный акт закрепил, что сотрудничество в области экономики, науки и техники может развиваться на основе равенства и обоюдно­го удовлетворения партнеров и взаимности, позволяющей в целом осуществлять справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема, при соблюдении двусторонних и многосторонних соглашений. Вместе с тем развитые страны должны предоставлять уступки всем развивающимся странам и распространять на них все те уступки, которые они предо­ставляют друг другу. При этом они не должны требовать от развивающихся стран взамен каких бы то ни было уступок. Это не может рассматриваться как нарушение принципа вза­имной экономической выгоды, поскольку возможно лишь с согласия соответствующих государств и направлено на обес­печение фактического равенства и фактической взаимной вы­годы в экономических отношениях между развитыми и развивающимися странами.

Принцип развития взаимовыгодного сотрудничества в области торговли, экономики, науки и техники базируется на основных принципах международного права — принципе со­трудничества и принципе суверенного равенства. Обязанность членов ООН укреплять экономическое сотрудничество содер­жится в Уставе ООН. Государства — участники Совещания в Хельсинки взяли на себя обязательство развивать сотрудниче­ство со всеми государствами во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН.

Документы об установлении НМЭП конкретизируют со­держание принципа сотрудничества, сформулированное в Де­кларации о принципах международного права 1970 года, применительно к сфере экономического сотрудничества. В Хартии этот принцип получил наибольшую конкретизацию: " международное сотрудничество в целях развития является единой целью и общим долгом всех государств" (ст. 17);

" каждое государство имеет право участвовать в междуна­родной торговле и в других формах экономического сотрудни­чества.., не должно подвергаться какой-либо дискриминации" (ст. 4); " на все государства возлагается обязанность сотрудни­чать в экономической, социальной, культурной, научной и технической областях в целях содействия экономическому и социальному прогрессу" (ст. 9); " сотрудничать в деле содей­ствия более рациональным и справедливым международным экономическим отношениям" (ст. 8); " строить свои взаимные экономические отношения таким образом, чтобы учитывать интересы других стран. В частности, все государства должны избегать нанесения ущерба интересам развивающихся стран" (ст. 24). Особое внимание в Хартии уделено вопросам осуществления суверенного права государств на участие в между­народных экономических организациях (ст. 12).

 

3.2. Следующие принципы имеют договорный характер.

Принцип наибольшего благоприятствования означает, что одно договаривающееся государство предоставляет друго­му договаривающемуся государству, его юридическим и физи­ческим лицам в той или иной согласованной области их взаимоотношений столь же благоприятный режим (права, преимущества, привилегии, льготы), как и тот, который оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его юридическим и физическим лицам. В ст. 26 Хартии экономических прав и обязанностей государств со­держится требование, согласно которому международная торговля должна осуществляться на основе взаимной выго­ды, справедливых преимуществ и взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования. Государства — участники Хельсинкского Заключительного акта признали благотворное воздействие на развитие торговли, которое может быть результатом применения режима наибольшего благоприятствования. Правомерным изъятием из режима наи­большего благоприятствования является содержащееся в доку­ментах об установлении НМЭП положение о предоставлении развивающимся странам развитыми странами невзаимных пре­ференциальных уступок.

Принцип наибольшего благоприятствования тесно связан с принципом недискриминации в международных экономиче­ских отношениях. Оба принципа преследуют общую поли­тическую цель — содействовать укреплению экономического сотрудничества на демократической основе.

Принцип недискриминации, как уже отмечалось, имеет характер общепризнанной нормы и вытекает из принципа рав­ноправия государств. Принцип же наибольшего благоприятст­вования — это один из особых случаев применения принципа равноправия в международных отношениях. В отличие от не­дискриминации наибольшее благоприятствование не является общепризнанным принципом международного права, это дого­ворная норма, реализация которой ведет к установлению ре­жима наибольшего благоприятствования в отношениях между определенными государствами.

Принцип национального режима заключается в том, что иностранные граждане, иностранные предприятия и иностран­ные товары уравниваются в правах с собственными гражданами данной страны, национальными предприятиями и нацио­нальной продукцией. Этот принцип тоже имеет договорный характер.

( Самостоятельно правовые режимы в МЭП)

Предоставление национального режима не наносит ущер­ба предоставившему его государству, если национальный ре­жим касается защиты жизни, свободы, личного имущества, чести, а также правоспособности иностранцев в объеме, необ­ходимом для удовлетворения физических и духовных потреб­ностей человека. Распространение национального режима на область внешнеэкономических связей государств практически лишает национальную промышленность и торговлю более сла­бой страны покровительственной защиты своего государства от конкуренции более сильного иностранного капитала.

Принцип взаимности выражается в предоставлении ино­странному государству, его физическим и юридическим лицам определенных прав, привилегий или льгот при условии, что предоставляющее государство, его физические и юридические лица пользуются аналогичными правами, льготами или приви­легиями в данном иностранном государстве. Принцип взаим­ности может устанавливаться в одностороннем порядке во внутреннем законодательстве или на основе международного договора.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гистограмма и линейная диаграмма | Управление




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.