Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы международного экономического права
Лекция 2 1. Роль общих принципов МП в международной экономической системе. 2. Общий характер принципов-стандартов в МЭП. 3. Специальные принципы международного экономического права: 4. Общепризнанные принципы МЭП. 5. Договорные принципы МЭП.
1.Базу международно-правового регулирования экономических отношений составляют основные принципы международного права. Однако, устанавливая лишь общие широкие рамки взаимоотношений государств, они все же недостаточно конкретны для регулирования международных экономических отношений. Поэтому развитие международных экономических отношений государств, с одной стороны, и подчинение их во все большей мере государственному регулированию — с другой, вело к быстрому увеличению числа разнообразных по своей форме и содержанию межгосударственных договоров, которые формулировали специальные принципы и конкретные договорные нормы, регулирующие эти отношения. Воспроизведение специальных принципов экономического сотрудничества в многосторонних международных актах, резолюциях международных организаций, получивших широкое признание государств, свидетельствует об активизации процесса преобразования специальных принципов и норм двустороннего и многостороннего локального характера в универсальные принципы международного экономического права. Юридическое значение Хартии экономических прав и обязанностей государств и других документов об установлении НМЭП состоит в том, что авторитетные рекомендательные нормы этих документов находят широкое признание государств прежде всего вследствие расширяющейся практики заключения двусторонних экономических соглашений, фиксирующих данные принципы, и иных практических действий государств. А это способствует становлению специальных принципов как общепризнанных. Что касается состава специальных (отраслевых) принципов МЭП, то здесь нет полного совпадения мнений.
2. Общий характер принципов-стандартов в МЭП.
Известные правоведы (это прослеживается и по вышеприведеным перечням специальных принципов) в отдельную группу по тем или иным основаниям выделяют особо: принцип наиболее благоприятствуемой нации, принцип национального режима, принцип преференциального режима и т.п. Такое особое выделение состоит либо в указании на их конвенционный характер (не общее применение), либо в их квалификации в качестве «правовых режимов», а не «принципов». На самом же деле в некотором обособлении данной группы «принципов» имеется более глубокий смысл, который, как представляется, остается пока еще за пределами внимания украинской международно-правовой науки. Специфика этих «принципов» состоит в том, что в них заложен метод сопоставления и уравнивания условий: •принцип наибольшего благоприятствования «требует» уравнивания с наилучшими условиями; • принцип недискриминации запрещает отказывать в предоставлении общих для всех условий; • принцип национального режима требует уравнивания с условиями, созданными для внутренних (т.е. национальных) субъектов права, и т.п. Таким образом, все эти «принципы» выступают своего рода «правовыми трафаретами», «инструментами уравнивания», «технико-правовыми приемами». Не случайно в западной правовой науке из-за метода сопоставления и уравнивания условий, который заложен, в указанных принципах, данные принципы рассматриваются зачастую как некие «стандарты», как способы организации отношений. В этом смысле указанные «принципы» как таковые правовыми принципами не являются, а являются правовым методом, технико-правовым инструментарием, или «стандартами». «Стандарты» эти универсальны и применяются к той или иной материальной сфере по мере необходимости или в зависимости от требований права (МП/МЭП). В то же время каждый такой «стандарт» связан с определенными притязаниями, требованиями, правами и обязанностями, и с этой точки зрения он одновременно является нормой (а точнее — принципом) права — МП/МЭП. Характер притязаний, объем прав и обязанностей при этом определяется другими нормами права: «стандарт» задает рамки для его наполнения посредством других норм как внутреннего права, так и норм МП. Так, принцип наиболее благоприятствуемой нации порождает права и обязанности по уравниванию условий в сравнении с наилучшими условиями, а объем этих прав и обязанностей, сфера применения метода уравнивания (например, к тарифной сфере) может оговариваться сторонами в двустороннем или многостороннем соглашении, а может вытекать из международного обычая. В этой двойственности «стандартов — принципов», направленных на сравнение условий, и состоит специфика «принципа наиболее благоприятствуемой нации», «принципа недискриминации», «принципа предоставления национального режима», «принципа взаимности», «принципа преференций» и др. В связи с этим если и оставлять их в ряду принципов МЭП, то в качестве особой группы принципов — «принципов-стандартов», материальное наполнение (сфера приложения) которых зависит от других норм МП/МЭП и от внутригосударственного правового режима, «встречающего» товары, финансы, инвестиции, рабочую силу. Состав специальных (отраслевых) принципов МЭП. Таким образом, в состав специальных принципов МЭП должны войти на «правах особой группы» указанные принципы-стандарты. Помимо них, в качестве специальных (отраслевых) принципов МЭП можно, в частности, выделить: • принцип экономического сотрудничества; • принцип суверенитета государств над своей экономической деятельностью и природными ресурсами; • принцип взаимной выгоды. Данный перечень специальных принципов МЭП, разумеется, не является исчерпывающим, и в него можно было бы включить и другие принципы.
3. Весь комплекс основополагающих специальных принципов международного экономического права можно разделить на две группы. - к первой группе относятся получившие широкое признание специальные принципы, которые непосредственно вытекают из основных принципов международного права и соблюдение которых обязательно для всех или подавляющего числа государств. - вторая группа принципов — это договорные принципы, т.е. принципы, действующие во взаимоотношениях между государствами лишь тогда, когда они взяли на себя конкретные договорные обязательства соблюдать их в своих двусторонних или многосторонних отношениях. 3.1. Первая группа принципов: Принцип неотъемлемого суверенитета государств над их богатствами и естественными ресурсами представляет собой конкретизацию принципа суверенного равенства государств. Он предусматривает свободное осуществление каждым государством полного постоянного суверенитета над всеми своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию (п. 1 ст. 2 Хартии). В соответствии с этим принципом каждое государство имеет право: регулировать и контролировать иностранные инвестиции, а также деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции (п. 2 ст. 2 Хартии); национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность (п. 2 ст. 2 Хартии). Согласно ст. 2 Хартии национализирующее государство должно выплачивать соответствующую компенсацию с учетом своих законов, постановлений и всех обязательств, которые это государство считает уместными. Элементы этого принципа и положения, связанные с его осуществлением, закреплены в Декларации об установлении НМЭП (п. 4), Хартии (ст.ст. 5 и 16) и в ряде международных соглашений (ст. 15 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношений договоров 1978 г., ст. 16 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.). Принцип свободы выбора формы организации внешнеэкономических связей тесно связан с более общим принципом — принципом свободы выбора социально-экономической системы, зафиксированным в ст. 1 Хартии. Последний.в свою очередь вытекает из основных принципов международного права (суверенного равенства государств, равноправия и самоопределения народов, невмешательства во внутренние дела государств и др.). Статья 4 Хартии гласит, что при осуществлении международной торговли и других форм экономического сотрудничества каждое государство свободно выбирать формы организации своих внешнеэкономических отношений и заключать двусторонние и многосторонние соглашения международного экономического сотрудничества. Важным дополнением этих статей являются положения ст. 7, предусматривающей, что каждое государство несет основную ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа, за выбор целей и средств развития, полную мобилизацию и использование своих ресурсов, осуществление прогрессивных экономических И социальных реформ и т.д. Это положение подтверждено и в Заключительном акте Хельсинкского совещания 1975 года. Принцип экономической недискриминации, вытекающий из принципа равноправия государств, имеет характер общепризнанной обычной нормы. В соответствии с ним каждое государство обладает правом на предоставление ему в международных экономических отношениях другим государством таких же общих равных условий, какие предоставляются этим государством всем прочим странам. Иначе говоря, согласно этому принципу, выдвижение специальных условий, создающих для какого-либо иностранного государства, его учреждений, юридических лиц или граждан худшее положение по сравнению с другими иностранными государствами, их учреждениями, юридическими лицами или гражданами, противоправно. Не ставя под сомнение правомерность введения любым государством разнообразных ограничительных мер в сфере внешней торговли, этот принцип содержит требование, по которому такие ограничения должны относиться ко всем государствам. Этот принцип подтвержден в резолюциях ООН об установлении НМЭП, Хельсинкском Заключительном акте и многих других документах. Хотя рассматриваемый принцип имеет характер обязательной нормы, сложившейся в международном праве в результате длительной практики государств, многочисленные нарушения его диктуют необходимость включения соответствующих положений в многосторонние договоры и двусторонние договоры (примером может служить Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1948 г., Конвенция об учреждении латиноамериканской экономической системы 1975 г.). Принцип равенства и взаимной выгоды государств в международных экономических отношениях вытекает непосредственно из принципа суверенного равенства государств. Согласно гл. I Хартии экономических прав и обязанностей государств, экономические отношения должны строиться на основе взаимной и справедливой выгоды. Другие документы о НМЭП содержат положения о том, что международная торговля должна быть взаимовыгодной, и в рамках этой торговли не должны предприниматься действия, наносящие ущерб торговым интересам других стран. Хельсинкский Заключительный акт закрепил, что сотрудничество в области экономики, науки и техники может развиваться на основе равенства и обоюдного удовлетворения партнеров и взаимности, позволяющей в целом осуществлять справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема, при соблюдении двусторонних и многосторонних соглашений. Вместе с тем развитые страны должны предоставлять уступки всем развивающимся странам и распространять на них все те уступки, которые они предоставляют друг другу. При этом они не должны требовать от развивающихся стран взамен каких бы то ни было уступок. Это не может рассматриваться как нарушение принципа взаимной экономической выгоды, поскольку возможно лишь с согласия соответствующих государств и направлено на обеспечение фактического равенства и фактической взаимной выгоды в экономических отношениях между развитыми и развивающимися странами. Принцип развития взаимовыгодного сотрудничества в области торговли, экономики, науки и техники базируется на основных принципах международного права — принципе сотрудничества и принципе суверенного равенства. Обязанность членов ООН укреплять экономическое сотрудничество содержится в Уставе ООН. Государства — участники Совещания в Хельсинки взяли на себя обязательство развивать сотрудничество со всеми государствами во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Документы об установлении НМЭП конкретизируют содержание принципа сотрудничества, сформулированное в Декларации о принципах международного права 1970 года, применительно к сфере экономического сотрудничества. В Хартии этот принцип получил наибольшую конкретизацию: " международное сотрудничество в целях развития является единой целью и общим долгом всех государств" (ст. 17); " каждое государство имеет право участвовать в международной торговле и в других формах экономического сотрудничества.., не должно подвергаться какой-либо дискриминации" (ст. 4); " на все государства возлагается обязанность сотрудничать в экономической, социальной, культурной, научной и технической областях в целях содействия экономическому и социальному прогрессу" (ст. 9); " сотрудничать в деле содействия более рациональным и справедливым международным экономическим отношениям" (ст. 8); " строить свои взаимные экономические отношения таким образом, чтобы учитывать интересы других стран. В частности, все государства должны избегать нанесения ущерба интересам развивающихся стран" (ст. 24). Особое внимание в Хартии уделено вопросам осуществления суверенного права государств на участие в международных экономических организациях (ст. 12).
3.2. Следующие принципы имеют договорный характер. Принцип наибольшего благоприятствования означает, что одно договаривающееся государство предоставляет другому договаривающемуся государству, его юридическим и физическим лицам в той или иной согласованной области их взаимоотношений столь же благоприятный режим (права, преимущества, привилегии, льготы), как и тот, который оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его юридическим и физическим лицам. В ст. 26 Хартии экономических прав и обязанностей государств содержится требование, согласно которому международная торговля должна осуществляться на основе взаимной выгоды, справедливых преимуществ и взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования. Государства — участники Хельсинкского Заключительного акта признали благотворное воздействие на развитие торговли, которое может быть результатом применения режима наибольшего благоприятствования. Правомерным изъятием из режима наибольшего благоприятствования является содержащееся в документах об установлении НМЭП положение о предоставлении развивающимся странам развитыми странами невзаимных преференциальных уступок. Принцип наибольшего благоприятствования тесно связан с принципом недискриминации в международных экономических отношениях. Оба принципа преследуют общую политическую цель — содействовать укреплению экономического сотрудничества на демократической основе. Принцип недискриминации, как уже отмечалось, имеет характер общепризнанной нормы и вытекает из принципа равноправия государств. Принцип же наибольшего благоприятствования — это один из особых случаев применения принципа равноправия в международных отношениях. В отличие от недискриминации наибольшее благоприятствование не является общепризнанным принципом международного права, это договорная норма, реализация которой ведет к установлению режима наибольшего благоприятствования в отношениях между определенными государствами. Принцип национального режима заключается в том, что иностранные граждане, иностранные предприятия и иностранные товары уравниваются в правах с собственными гражданами данной страны, национальными предприятиями и национальной продукцией. Этот принцип тоже имеет договорный характер. ( Самостоятельно правовые режимы в МЭП) Предоставление национального режима не наносит ущерба предоставившему его государству, если национальный режим касается защиты жизни, свободы, личного имущества, чести, а также правоспособности иностранцев в объеме, необходимом для удовлетворения физических и духовных потребностей человека. Распространение национального режима на область внешнеэкономических связей государств практически лишает национальную промышленность и торговлю более слабой страны покровительственной защиты своего государства от конкуренции более сильного иностранного капитала. Принцип взаимности выражается в предоставлении иностранному государству, его физическим и юридическим лицам определенных прав, привилегий или льгот при условии, что предоставляющее государство, его физические и юридические лица пользуются аналогичными правами, льготами или привилегиями в данном иностранном государстве. Принцип взаимности может устанавливаться в одностороннем порядке во внутреннем законодательстве или на основе международного договора.
|