Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка специалистов за рубежом и в России






 

Впервые курс PR был прочитан в Нью-Йоркском университете в 1922г.

Подготовку специалистов по publicity в 1923 году открыли в Нью-Йорке по инициативе одного из основоположниковпрофессии Эдварда Бернэйза и его супруги-коллеги Дорис. В 1966г. специалистов по PR в США готовили 5 университетов. В Великобритании в качестве университетской дисциплины «Связи с общественностью» появились в 1988г. В 1993г. специалистов готовили 30 университетов США и практически все университеты европейских стран. PR-образование дается после 1-2 лет обучения на уровне магистра.

В России инициатором специальной подготовки пиарменов выступили специалисты факультета международной информации Московского государственного института международных отношений (университета), где в рамках стандарта специальности 022000 началась подготовка специалистов в 1991г. Затем открылись специальности в МГУ, ГАУ им. Орджоникидзе, С-П электротехнический ун-т, МГТУ им. Баумана и др. В 1995-96гг. состоялись первые выпуски. Сейчас более 100 вузов России занимаются подготовкой. Существует мнение, что нецелесообразно готовить специалистов со школьной скамьи. Специалистом по PR можно стать имея определенный житейский опыт, опыт работы с людьми. Многими отмечается факт: в PR-профессионализме личностное самоопределение и опыт предшествуют теоретической подготовке.

Размытость стандарта не позволила четко определить необходимые требования к специалистам, что привело к подготовке пиарменов в непрофильных вузах по программам, составленным по своему усмотрению, приспосабливая возможности вуза основой специальности. Пока еще не сложилось четкого представления об унифицированной, базовой, отражающей теоретическую и практическую суть PR образовательной модели. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью», утвержденный Министерством образования Российской Федерации 14 марта 2000 года, ставит более конкретные требования к профессиональной подготовленности специалиста. Ставится задача от сугубо гуманитарно-ориентированной основы учебных планов специальности по связям с общественностью перейти к междисциплинарной концепции подготовки специалистов, способных работать не только в гуманитарной сфере, но и налаживать и поддерживать коммуникации в различных сферах общественной жизни. Важно, чтобы они могли уверенно функционировать не только на отечественном рынке, но и конкурировать со своими западными коллегами. Эту основу на наш взгляд должны составлять:

• фундаментальность базовых знаний;

• комплексность и мультидисциплинарность, отражающая равноправие и сочетаемость различного рода обязательных дисциплин;

• гуманитарная ориентированность;

• инновационность, адаптивность и модульность;

• технологичность;

• ориентированность на исследовательский подход к обучению;

• открытость, опора на лучший отечественный и зарубежный опыт;

• сочетание теории и практики.

Именно с учетом этих требований составлен учебный план кафедры массовой коммуникации Южно-Уральского государственного университета, включающий 13 общих гуманитарных и социально-экономических, 4 – общих математических и естественно-научных, 26 –– общепрофессиональных и профессиональных, 6 – дополнительных дисциплин. Кроме того, студенты будут изучать по 11 дисциплин в рамках каждой из двух специализаций («Связи с общественностью в государственных и общественных структурах»; «Связи с общественностью в коммерческих структурах») и по желанию 4 факультативные дисциплины.

Готовясь стать специалистом по связям с общественностью, студенты овладеют наукой и искусством формирования представлений о той или иной фирме, организации, политической партии и их лидерах. Для этого будущие специалисты освоят знания в сфере юриспруденции, журналистики, психологии, политологии, социологии, риторики, экономики, маркетинга, менеджмента, рекламы; научатся налаживать и поддерживать коммуникации между соответствующими предприятиями, организациями и учреждениями, а также государственными органами, их лидерами со своей общественностью. Студенты приобретут знания и умения организовать работу, направленную на формирование и поддержание гармоничных и доброжелательных отношений между ними на основе целенаправленной, оперативной, правдивой и достаточной информации.

Квалификация специалиста по связям с общественностью предусматривает овладение необходимыми знаниями и навыками для выполнения функции пресс-секретаря, менеджера коммуникационной структуры, эксперта, консультанта, референта в государственных и общественных учреждениях и организациях, коммерческих структурах по вопросам массовой информации и деловой коммуникации, общественных связей, гуманитарных технологий, научных, культурных и туристических обменов.

Для того чтобы иметь возможность обучаться и осуществлять профессиональную деятельность в иноязычной среде, выполнять функцию переводчика, переводчика-референта в сфере профессиональной коммуникации организовано дополнительное обучение по желанию будущих специалистов по связям с общественностью с получением дополнительной квалификации «переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Теоретические знания и практические навыки, приобретенные студентами, будут закрепляться во время прохождения ознакомительной, учебной и производственной практики.

Специалисты по связям с общественностью, приобретя разносторонние навыки, смогут предложить свои услуги по формированию положительного имиджа соответствующего учреждения (фирмы, организации) и его лидера, тем самым, обеспечивая их лидирующие позиции, сформировать широкий круг их сторонников среди авторитетных, известных и влиятельных лиц.

Сегодня они востребованы в государственных учреждениях (служба связей с общественностью, пресс-служба, пресс-секретарь, информационно-аналитическая служба), в коммерческих структурах, банках, (специалист по связям с общественностью; руководитель пресс-службы, пресс-секретарь, специалисты информационно-аналитической службы, по рекламе, маркетингу); в общественных организациях (специалист по связям с общественностью; руководитель, работник пресс-службы, информационно-аналитического отдела). Кроме того, овладение знаниями и навыками практического социолога, психолога, маркетолога позволит специалистам по связям с общественностью работать в социологических, психологических лабораториях, службах маркетинга и рекламы.

В государственных, законодательных и исполнительных органах власти, в политических и общественных структурах сегодня требуется огромное количество помощников депутатов, министров, генеральных директоров, управляющих банками, лидеров партии и так далее, владеющих навыками установления и поддержания связей с общественностью, умеющих создавать позитивный образ, имидж различных организаций и их лидеров.

Связи с общественностью претендуют на роль одной из ведущих гуманитарных наук XXI века. Связи с общественностью сегодня быстро занимают нишу в коммуникативных системах различного уровня, дополняя информационную сферу новым эффективным инструментом. На российских просторах уже в ближайшие годы связи с общественностью будут чувствовать себя уверенно и в политике, и в бизнесе, и в социальной, и в духовной сфере, а специалисты по связям с общественностью дадут новый импульс достижению в обществе согласия и компромисса, добра и справедливости.

Специалист по связям с общественностью – новая специальность для вузов России. Этим и вызваны теоретико-методологические проблемы в сфере научных исследований связей с общественностью. Даже в определении «связей с общественностью» существует более 1000 определений. Нет однозначного понимания общественности, с которой организовывает связи активный субъект коммуникации. Для каждого коммуникатора в социальной среде для каждого конкретного случая или системы действий должна быть определена своя общественность. Не будет же вуз «зазывать» для поступления на дневное отделение пенсионеров. Отсюда, на мой взгляд, должно быть определено понимание общественности для организации связи с ней не как аморфного социального окружения, а как выборочного социума.

Ряд моих коллег предлагают специалиста по связям с общественностью называть коммуникологом. Думается, что это удачная формулировка. В то же время нельзя путать понятия «коммуниколог», «коммуникатор», «коммуникант», тем более пытаться исключить из оборота последние два понятия. Я предлагаю «развести» эти понятия следующим образом. Коммуниколог – это специалист по связям с общественностью. Коммуникатор – сторона, инициирующая коммуникативные отношения. Коммуникант – любая из сторон коммуникации (им может быть и респондент и реципиент).

Понятия «коммуникология», «коммуникативистика», «коммуникационный», «коммуникативный» также требуют интерпретации. Исходным для применения понятийного аппарата в данном случае является рассмотрение коммуникации с одной стороны как структуры, системы, с другой – как процесса. При рассмотрении коммуникации как структуры речь должна идти о коммуникационных структурах, системах, процессах. Коммуникационный процесс в данном случае представляет собой изменение структуры, состояния коммуникационной системы. В случае же, если мы рассматриваем понятие «коммуникация» как процесс, то, очевидно, здесь будет более правильно говорить (писать) о коммуникативных связях, отношениях. Коммуникативный процесс здесь уже представляет процесс обмена информацией или же передачи информации от коммуникатора другой стороне.

Сегодня отсутствуют в обороте многие понятия, которые смогли бы отражать сущность связей с общественностью в таких важных коммуникационных сферах как офисные коммуникации, уличные коммуникации, протестные коммуникации и др.

 

Практики PR часто критикуют сложившуюся систему PR-образования и при этом приводят как аргумент то, что они всему научились в ходе работы, что PR – скорее искусство, чем наука, и преподавание такого искусства трудно представить. Существует мнение, что специалистом по СО нельзя стать без опыта работы, в первую очередь работы с людьми.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.