Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инфляция. Виды и принципы.






Инфляция - это устойчивый процесс обесценивания денег, снижения их покупательной способности.

Классификация (по признакам):

1) По характеру:

а) открытая (видимая) - проявляется в устойчивости нового уровня цен.

б) скрытая (подавленная) - проявляется в возникновении товарного дефицита или искусственного ограничения потребления. Можно выявить по уровню товарных запасов и времени ожидания в очередях.

Уровень инфляции (темп роста цен) - это относительные изменения среднего общего уровня цен: , где Pтек , Pпред - уровень цен в текущем и предыдущем году. Средний уровень цен измеряется индексами цен. Дефляция - это устойчивая тенденция к снижению общего среднего уровня цен.

Дезинфляция - снижение уровня инфляции - роста цен.

2. Уровень в % (в год):

а) менее 10% - естественная,

б) 10%< %< 20% - высокая.

3. По факторам:

а) инфляция спроса. Возникает как следствие преобладания совокупного спроса над совокупным предложением при полной занятости. Равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса: рост спроса на товары и услуги при ограниченных возможностях производства при полной занятости населения, рост спроса со стороны государства на товары и услуги, чрезмерная эмиссия ценовых знаков.

б) инфляция издержек. Возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукции и снижения совокупного предприятия. Этот вид приводит к сокращению прибыли (из-за увеличения издержек), следовательно, снижается выпуск продукции и наблюдается спад производства в целом. При прежнем уровне совокупного спроса снижение совокупного предложения приводит к росту среднего уровня цен и увеличению темпа инфляции.

Причины:

1. повышение номинальной зарплаты, которая не уравновешивается увеличением производительности труда.

2. повышение уровня цен на сырье.

3. повышение налогов.

Сочетание 2 и 3 приводит к образованию инфляционной спирали - ситуации, когда инфляция одновременно поддерживается факторами спроса и предложения, причем действие каждого из факторов обуславливает противоположное действие каждого фактора.

Пример: инфляция-спираль зарплаты и цен. В зависимости от того, является ли инфляция ожидаемой или непредвиденной, экономические агенты имеют возможность предотвратить или уменьшить печальные последствия инфляции.

Последствия инфляции:

1. перераспределение доходов в обществе в пользу предпринимателя-монополиста, теневой экономики, финансовых структур, наживающихся на текущих операциях и т. д.

2. а) разрушение нормальной социальной экономики, отношений между предпринимателями и потребителями, потеря ценности денег.

б) Обвальное переключение с производственной деятельности на посредническую, производство сокращений, разрыв хозяйственных связей.

в) Замораживание денежных средств путем накапливания сырья и готовой продукции в ожидании будущего повышения цен, стимулирующее рост инфляции.

г) натуральный обмен.

д) финансовые спекуляции, банкротство, депрессия.

 

Между инфляцией и безработицей существуют устойчивая взаимообратная связь в краткосрочном периоде. Рост инфляции сопровождается увеличением инфляции и наоборот, что выражается кривой Филлипса.

Меры борьбы с инфляцией:

1. Адаптационные - индексация доходов и контроль за уровнем цен.

2. Ликвидационные - стратегия активного снижения инфляции путем экономического спада и роста безработицы.

Статистика свидетельствует, что для снижения инфляции на один процент безработица в течении года должна повыситься на два процента от своего естественного уровня.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.