Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика студенческой жизни и студенческое самоуправление






В Болонском процессе конструктивная роль отводится студенческим союзам, отмечается, что студенты являются полноправными партнерами в управлении высшим образованием. Болонский процесс ориентирует вузы на привлечение студентов как компетентных, активных и конструктивных партнеров в формировании европейского пространства высшего образования.

Студенческое самоуправление - это инициативная, совместная деятельность неравнодушных к собственной судьбе студентов, направленная на решение любых вопросов, связанных с пребыванием в высшем учебном заведении. Согласно ст. 38 Закона Украины «О высшем образовании» основными задачами органов студенческого самоуправления являются:

- Обеспечение и защита прав и интересов студентов, в частности, по организации учебного процесса;

- Обеспечение выполнения студентами своих обязанностей;

- Содействие учебной, научной и творческой деятельности студентов;

- Содействие созданию соответствующих условий для проживания и отдыха студентов;

- Содействие деятельности студенческих кружков, обществ, объединений, клубов по интересам;

- Организация сотрудничества со студентами других высших учебных заведений и молодежными организациями;

- Содействие трудоустройству выпускников;

- Участие в решении вопросов международного обмена студентами.

Органы студенческого самоуправления способствуют гармоничному развитию личности, формированию навыков будущего организатора, руководителя. Студенческое самоуправление осуществляется на уровне студенческой группы, факультета, общежития, высшего учебного заведения. В зависимости от категории студентов, типа и специфики высшего учебного заведения студенческое самоуправление может осуществляться на уровне курса, специальности, студенческого городка, структурных подразделений высшего учебного заведения. На всех уровнях студенческое самоуправление является выборным и формируется путем тайного голосования студентов сроком на один год. В органах студенческого самоуправления участвуют только лица, которые учатся в этом вузе.

Высшим органом студенческой самоуправления высшего учебного заведения является общее собрание (конференция) студентов выше учебного заведения, которые: принимают Положение о студенческом самоуправлении; выбирают исполнительные органы студенческого самоуправления заслушивают их отчеты; определяют структуру, полномочия и порядок избрания исполнительных органов студенческого самоуправления.

Органы студенческого самоуправления могут иметь разнообразные формы (парламент, старостат, студенческая учебная (научная) часть, студенческие деканаты, советы и т.п.).

10 февраля 2009 на конференции студентов экономического факультета ДонНУ был создан Союз студентов экономического факультета. Согласно принятому конференцией Положения, Союз студентов экономического факультета - это орган студенческого самоуправления, деятельность которого направлена на содействие гармоничному развитию личности студентов, приобретение ими качеств и навыков лидера, организатора и руководителя. Союз студентов экономического факультета должен защищать права студентов, способствовать развитию личностного потенциала, помогать в обучении и научной деятельности, сохранять корпоративный дух студента экономического факультета.

Союз студентов имеет два основных подразделения: Парламент студентов и Координационный совет. Координационный совет - это исполнительный орган, который руководит всей общественной работой на факультете.

На протяжении последних лет происходит становление нового органа студенческого самоуправления - Парламента студентов экономического факультета. Его работа вызывает большой интерес среди студентов и поддержку этой инициативы администрацией факультета и профсоюзным комитетом студентов ДонНУ. В отличие от общего собрания студентов экономического факультета, проводимых один раз в год, Парламент на постоянной основе поддерживает интересы наиболее прогрессивных, активных студентов факультета и определяет направления, формы работы Координационного Совета студентов. Парламент может критически оценивать работу каждого подразделения Координационного Совета и определить перспективные направления с учетом требований, потребностей и интересов студентов. Действующая нормативная база позволяет сделать работу органов студенческого самоуправления наиболее открытой и прозрачной для студенчества. Состав Парламента студентов формируется на основе представительства - по одному студенту от каждой академической группы факультета.

Парламент студентов экономического факультета как платформа для осуществления диалога между студентами и администрацией факультета (кафедрами) позволяет оперативно диагностировать проблемы студентов и находить направления их решения. На заседание парламента рассматриваются вопросы, связанные с порядком предоставления санаторных и оздоровительных путевок, ходатайствами студентов о включении отдельных дисциплин в учебные планы, проведением семинаров с активом групп и т.д..

Главной целью деятельности органов студенческого самоуправления экономического факультета является участие в обеспечении качественного образования студентов и совершенствования учебно - воспитательного процесса. Эта цель реализуется по следующим направлениям:

- Представление интересов студентов при принятии управленческих решений, касающихся студенческой жизни;

- Содействие учебной, научной и творческой деятельности студентов;

- Обеспечение и защита интересов студентов по организации культурно -массовой и информационно - просветительской работы;

- Осуществление работы по организации внешних связей факультета с высшими учебными заведениями Украины и других стран.

Обеспечение качественного образования в университете, в первую очередь, становится возможным благодаря всестороннему представлению интересов студентов (в лице студенческих лидеров) по принятию управленческих решений, касающихся жизни студентов, в работе Ученого совета экономического факультета и Ученого совета университета. Благодаря этому механизму возможна эффективная коммуникация между студентами и преподавателями с учетом интересов и потребностей всех сторон учебно - воспитательного процесса, является предпосылкой перехода к субъект - субъектного обучения.

Общественный деканат или учебно - воспитательная комиссия ведет активную работу со студентами и старостами академических групп, оказывает группы, которые принимают активное участие в образовательном, научном и общественной жизни факультета, по итогам экзаменационных сессий осуществляет рассылку благодарностей родителям студентов - отличников. Также общественный деканат ведет оперативный учет успеваемости и посещаемости занятий студентами, активно сотрудничает с деканатом факультета. Регулярно проводятся конкурсы на лучшего старосту и лучшую академическую группу факультета.

Студенческий совет общежития (с участием деканата и выпускающих кафедр) осуществляет контроль за соблюдением Правил внутреннего распорядка студентами, проживающими в общежитии; анализирует соблюдение студентами графиков дежурства в общежитии, выполнения дежурными студентами своих обязанностей, участвует в организации мероприятий воспитательного характера, способствует проведению конкурса на лучшую комнату общежития и участвует в подведении его итогов; освещает результаты своей деятельности в журнале «Мой Эконом»; вносит на рассмотрение профсоюза студентов и отдела по воспитательной и социальной работе университета предложения по совершенствованию воспитательной, культурно -массовой и жилищно - бытовой работы в общежитии.

Студенческое научное общество (СНО) способствует научно -исследовательской работе студентов. Составной частью СНО является экологический клуб «Экос», дискуссионный клуб «Риторика», дебатный клуб. В рамках экологического клуба студенты принимают участие в городских экологических мероприятиях, проводят научные исследования, посещают Национальный парк «Святые горы», заповедники «Хомутовская степь» и «Каменные могилы». Совместно с Советом молодых ученых экономического факультета СНО участвует в организации студенческих научно -практических конференций. Так, силами студентов факультета проводится ряд ежегодных научных конференций, в том числе конференция «Управление развитием социально - экономических систем: глобализация, предпринимательство, устойчивый экономический рост». СНО совместно с Советом молодых ученых проводит анализ качества организации студенческой научно -исследовательской работы в академических группах, методические семинары для студентов по организации и выполнения научно -исследовательской работы, организовывают встречи с ведущими учеными.

Спортивный клуб занимается организацией работы спортивных секций, товарищеских встреч по различным видам спорта, подготовкой студентов к участию в Спартакиаде ДонНУ. В рамках факультета между специальностями и курсами проводятся спартакиады по семи видам спорта, позволяет вести отбор студентов для участия в Спартакиаде университета.

Следующим направлением работы Координационного совета является работа комиссии по социальной защите студентов, которая также сотрудничает со студентами льготных категорий. Систематически студентам льготных категорий за счет средств профсоюза студентов ДонНУ выплачивается материальная помощь, бесплатно предоставляются путевки профилакторий «Бодрость» и пансионат «Наука».

Клуб здоровья занимается социальной защитой и оздоровлением студентов. Клуб совместно с отделом по воспитательной и социальной работе ДонНУ и общественной организацией «СПИД - Центр» организует проведение лекции по профилактике ВИЧ среди молодежи. Ежегодно первого декабря в рамках борьбы со СПИДом на факультете проводится цикл лекции (с распространением информационных брошюр и символических красных лент), цель которых состоит в повышении информированности студентов о существующей угрозе заболевания. Также по инициативе Координационного совета студентов и при поддержке студенческой больницы и Донецкого областного представительства общественной организации Красного Креста проводятся лекции для профилактики асоциальных явлений в студенческой среде.

Трудовой сектор занимается проведением субботников на территории, прилегающей к учебному корпусу № 7, и организацией дежурств студентов в нем. Каждый семестр усилиями студентов первого и второго курсов проводится генеральная уборка аудиторного фонда факультета.

Сектором по внешним связям были налажены связи с профсоюзами студентов других факультетов ДонНУ, установлены деловые отношения с различными молодежными и общественными организациями Украины и России (например, со Студенческим союзом экономистов и финансистов России), является платформой развития и поддержки студенческих инициатив. При участии студентов экономического факультета в работе Международного лагеря студенческого актива «Славянское содружество» заключены договоры о сотрудничестве в сфере совместной реализации студенческих проектов и программ.

Деятельность пресс - центра экономического факультета направлена на оперативное распространение официальной информации об экономическом факультет (институт) посредством выпуска журнала «Мой Эконом», обновление сайта в Интернет, подготовки публикаций для других СМИ. Редакция журнала «Мой Эконом» работает под девизом «Мой Эконом» - журнал о студентах и для студентов». Четыре раза в течение учебного года редакционная группа готовит выпуск журнала, в котором знакомит читателей с интересными событиями, происходящими как на экономическом факультете, так и за его пределами, рассказывает о жизни студентов, их трудовые будни и досуг.

Студенческий клуб занимается подготовкой студентов к Дебют первокурсника, отбором талантливой молодежи, способствует развитию инициативы творческих студентов. На факультете стало традицией празднования Нового года, 23 февраля, 8 марта. Также студенческий клуб является организатором главного праздника года «Дня экономического факультета».

Союз студентов экономического факультета постоянно находится в состоянии поиска оптимальных и инновационных форм работы по обеспечению качественного высшего образования на экономическом факультете и реализации функций студенческого самоуправления. Союз студентов экономического факультета ждет встреча с инициативными и творческими студентами, будут принимать активное участие в общественной жизни факультета и продолжать его традиции.

ТЕМА 6

ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОЙ ШКОЛЫ КАФЕДРЫ «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

Кафедра «Экономика предприятия» Донецкого национального университета была создана одновременно с реорганизацией Донецкого пединститута в государственный университет и открытием в нем экономического факультета в 1966 году. В 1966-1969 годах руководил кафедрой ее организатор академик НАН Украины, доктор экономических наук, профессор Алымов А.Н. Первоначально кафедра называлась «Планирование народного хозяйства» и готовила специалистов в этой области для органов управления и планирования СССР, Украины, регионов и предприятий. В 1970-1975 годах кафедру возглавлял доктор экономических наук, профессор Авласенко Ю.Г.

В 1976-1981 годах кафедру возглавлял к.э.н., доцент Леусенко Е.А., а в 1981-1988 гг. профессор Дорофеев В.А. В 1989 г. кафедра была переименована в кафедру «Экономического и социального планирования».

В 1989-1995 годах кафедру возглавил доктор экономических наук, профессор, академик академии экономических наук Украины, Аптекарь С.С.

В 1994 г. в связи с началом формирования рыночной экономики, осуществления рыночных реформ, ликвидации централизованной административно-командной системы и централизованного планирования кафедра была перепрофилирована в кафедру «Экономика предприятия», которая готовит специалистов — экономистов широкого профиля для предприятий, организаций, а также государственныхоргановуправления всех уровней. С 1995 года и по настоящее время кафедрой руководит доктор экономических наук, профессор Краснова В.В.

За весь период функционирования кафедры здесь вели научно-исследовательскую деятельность и работали в должностях профессора, доцента, старшего преподавателя, ассистентов, научных сотрудников более 60 человек. За это время из состава кафедры были выделены и образованы в самостоятельные кафедры: кафедра статистики, кафедра маркетинга, кафедра развития и размещения производительных сил, кафедра советского и хозяйственного права, на базе которой был постепенно создан экономико-правовой факультет университета.

Преподавателями кафедры подготовлены и опубликованы десятки учебников, учебных пособий, монографий, сотни научных статей.

Одним из важнейших направление деятельности кафедры «Экономика предприятия» является научно-исследовательская деятельность, которая связана с изучением общих проблем адаптации предприятий в современных условиях. Результаты научно-исследовательской работы активно внедряются в учебный процесс. Так, в разработанных курсах «Государственная промышленная политика», «Стратегия предприятия», «Проектный анализ», «Экономика предприятия», «Инвестиционная деятельность предприятия», «Бизнес- план предприятия» использованы материалы госбюджетных тем.

Интеграция науки, учебного процесса и производства для повышения качества подготовки специалистов обусловлена потребностью современных условий хозяйствования. Одной из форм такой интеграции является создания филиалов кафедры в научно-исследовательских институтах и на ведущих предприятиях Донецкой области. Так, в 1980 году был создан филиал кафедры на базе Института экономики промышленности НАН Украины, где студенты проходят практику, получают необходимую научную информацию для написания курсовых и дипломных работ. Руководство практикой осуществляют ведущие ученые Института экономики промышленности.

ТЕМА 7

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

Система образовательно-квалификационных уровней «бакалавр — магистр» больше всего отвечает характеру современного образования, основным заданием которой является подготовка высокообразованных личностей, способных работать в условиях повышенной требовательности к профессиональной мобильности, таких, что умеют отойти от стереотипов и предложить новые идеи и решения.

Бакалавр — образовательно-квалификационный уровень высшего образования, который на основе полного общего среднего образования дает базовое высшее образование, фундаментальные и специальные умения и знания относительно обобщенного обьекта труда (деятельности), достаточные для выполнения заданий и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, что предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

Магистр — образовательно-квалификационный уровень высшего образования, который на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра дает специальные умения и знания инновационного характера, имеет первоначальньй опыт их применения и продуцирования нового знания для решения проблемных профессиональных задач в определенной отрасли народного хозяйства.

Иначе говоря, самые главные отличия современного учебного процесса заключаются в следующем.

На младших курсах основное внимание сосредоточивается на изучении основ экономических наук, овладении методами и инструментами экономичесюго анализа, выявлении индивидуальных интересов в решении самых существенных проблем эюномики, приобретении основ общеобразовательных курсов. Таким образом, происходит, так сказать, отбор студентов, которые хотят продолжать учебу, итех, кто стремится как можно быстрее заняться практическими делами. Следовательно, фундаментальной, или базовой, есть подготовка бакалавра. Поэтому бакалавр должен:

§ знать основные категории экономичесюй науки, теоретические основы и закономерности функционирования эюномики, понимать многообразие существующих экономических систем в современном мире;

§ иметь системные представления о структурах и тенденциях развития украинской и мировой экономики;

§ понимать суть институциональных превращений в экономике, знать об основных экономичееких интитутов и принципов их функиионироваиия;

§ знать механизмы и принципы принятия и реализации эюномических и управленческих решений на микро- и макроуровнях;

§ владеть методами экономического анализа различных микро- и макропроцессов;

§ уметь использовать компьютерную технику для решения экономических задач в режиме пользователя;

§ владеть профессиональным иностранным языком;

§ уметь приобретать новые знания, применяя современные информационные образовательные технологии.

Выпускники школы магистров наряду с теоретическими знаниями, получают специальную профессиональную подготовку в конкретных областях науки и практики, что предоставляет им возможность либо продолжить обучении в аспирантуре и подготовить диссертацию на соискание научной степени кандидата экономических наук, либо проявить себя в качестве высоко квалифицированных специалистов в организациях и учреждениях любой формы собственности, в органах управления различного уровня.

ТЕМА 8






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.