Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. 3. Дисгармонический дизонтогенез






 

Представителем этого типа аномалии служат психопатизированные и акцентуированные дети, подростки, взрослые люди. Следует отметить, что термин психопат, достаточно распространённый как в научной, так и в популярной литературе, очень неудачен не только с точки зрения медицины и психологии, но и с позиции элементарного здравого смысла, ибо буквально переводится как «психически больной». Но ведь психические болезни – это шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и прочие. Что же, больные или люди-психопаты? Ничего подобного.

 

 

Разбирая проблему далее, мы подходим вообще к парадоксальному выводу: основные психотические симптомы в виде бреда, галлюцинаций, неадекватного отражения действительности, у психопатов отсутствуют, то есть они психически здоровы. Отсюда следует, что психопат («психически больной»)...психически здоров!

 

На самом деле психопатия не является болезнью в медицинском смысле этого понятия. Мы уже отмечали, что все виды дизонтогенеза на современном этапе развития медицины и дефектологии трактуются не как болезни, а как варианты развития. В не меньшей степени это относится и к психопатиям. Они представляют собой аномалии характера человека, чаще всего усугубляющиеся трудностями воспитаний, нездоровыми семейными отношениями, избалованностью или бесконтрольностью. Однако всё перечисленное, как правило, лишь дополняет имеющийся дефект мозга, особенно его лобных отделов, ответственных за личностную организацию человеческой деятельности. Данный дефект ребёнок получает или в процессе зародышевого развития, или вследствие родовой травмы, или в раннем постнатальном периоде. Таким образом, врождённый характер психопатических черт является первым признаком данной аномалии (обратите внимание: мы употребляем термин «признак»,


но не термин «симптом», так как в последнем случае речь могла бы идти именно о болезни).

 

Вторым признаком психопатии считается тотальность.Наличиеданного качества доказывается тем, что психопатические проявления фиксируются у человека везде и всегда: на работе, на отдыхе, в общении и с подчинёнными, и с начальством, в юношеском, зрелом и в особенности старшем возрасте. В этом качественное отличие разнообразных психопатий от одноименных неврозов. Истерический невроз является следствием избалованности, потакающего воспитания и вседозволенности. Часто любящие родители, долго ждавшие ребёнка, воспитывают его как маленького принца, не знающего, что такое «нельзя» и «должен». Но стоит в данную семью приехать из другого города властной и жёсткой бабушке, характер внука изменяется на глазах. По-прежнему своенравный и высокомерный в кругу сверстников, в обществе бабушки он прилежен и послушен.

 

В школьной практике подобные ситуации могут быть проиллюстрированы иначе. Молодая добрая учительница английского языка, она же классный руководитель, чуть ли не ежедневно плачет из-за неуправляемого ученика. Опытный и строгий преподаватель математики очень удивлён этому обстоятельству, так как лично у него тот же подросток не только ведёт себя подобающим образом, но и побеждает на математических олимпиадах. В обоих случаях мы имеем дело с проявлением невротических черт характера подростков, успешно коррегируемых психологическими и педагогическими средствами.

 

Совсем иное дело – психопатические черты. Подросток, имеющий их, абсолютно одинаков в своем поведении и на уроке английского языка, и на уроке математики, и с учителями, и с директором школы, и с инспектором по делам несовершеннолетних. Весьма часто в анамнезе такого ученика можно обнаружить токсикоз беременности матери, черепно-мозговую травму, однако не меньшую роль в формировании его


характера имеет и бесконтрольность воспитания. Чаще всего родители его заходят в школу эпизодически, если вообще заходят. Классный руководитель, звонящий им домой по поводу поведения ребёнка, после слов приветствия может услышать частые гудки. Но значит ли это, что психопат в силу своих природных особенностей не может отвечать за свои поступки и корригировать собственное поведение? Нет, не значит. Подойдя к вопросу с юридической позиции, мы узнаём, что люди с подобными признаками несут уголовную ответственность в полной мере, в отличие от лиц с шизофренией или симптомами патологического опьянения, которые в случае совершения преступления признаются невменяемыми и направляются пожизненно в Казанскую психиатрическую больницу специального типа.

 

 

Психопатии могут проявляться в двух формах:

 

компенсированные варианты представляют собой такой путьразвития психопатии, при котором за счёт применения разнообразных медицинских, психологических, педагогических, а если надо, то и юридических мер, поведение психопата можно подвести к какой-то хотя бы относительной социальной норме. Да и сам психопат может и должен корректировать своё поведение. «Выдавливать по капле из себя раба», – призывал А.П. Чехов.

 

Замечательный воспитатель – дядька слепого музыканта (повесть В.Г. Короленко), включив ребёнка в сострадание и эмпатию к простым людям, прекрасно скоррегировал у него черты эгоизма и своенравия, уже в значительной степени сформировавшиеся вследствие имеющегося физического дефекта.

 

Муж Каталины из «Укрощения строптивой» В. Шекспира излечил свою будущую супругу от истероидной психопатии.

 

Подобных примеров и из литературы, и из жизни можно приводить очень много.


Психопатии в форме декомпенсации – наиболее трудный вариант данных состояний. Образно говоря, это яркий букет психопатических черт. Полная бесконтрольность, неудержимость, нравственная экспансия декомпенсированного психопата делают его крайне опасным для окружающих. Классный руководитель имеет полное юридическое право отказаться от школьника с подобным диагнозом, ибо его учёба в не надомном режиме, а вместе со сверстниками создаёт реальную угрозу не только для их здоровья, но и для жизни. Криминальные патопсихологи считают, что любое преступление совершается именно как акт декомпенсации психопатии.

 

Третьим признаком психопатических состояний принято считатьсоциальную дезадаптацию личности, проявляющуюся в самых разнообразных формах – от драк и поножовщины до написания анонимных писем и шантажа психопатом своей жертвы. Некоторые специалисты англоязычных и германоязычных стран даже ввели специальный термин «социопат», заменив им «психопата». Казалось бы, это хорошо, так как неудачность последнего термина была нами уже обсуждена. Тем не менее, отечественные психиатры не спешат переходить па новое понятие. Всё дело в том, что существует ряд психопатий, ярким примером которых является в частности психастеническая, когда если человек с кем-то и конфликтует, то этот кто-то – он сам и есть. Речь здесь идёт о внутреннем конфликте, так что назвать такого человека, который не обидит и кошку, социопатом никак нельзя.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.