Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушения зрения






 

Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрительный анализатор. Зрение является определяющим процессом в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. Зрительные системы реагируют на световые раздражения. Из школьного курса физики известно, что фотоны – частицы света – обладают не только свойствами собственно частиц, но и свойствами волн (корпускулярно-волновой дуализм). Таким образом, в физическом смысле свет – это электромагнитное излучение с различными длинами волн от сравнительно коротких (красный свет) до наиболее длинных (фиолетовый). Мы видим объекты, потому что они отражают свет. Цвета, которые различает человек, определяются тем, какую из частей видимого цветового спектра отражает или поглощает предмет.

 

Оптическое восприятие осуществляется зрительным анализатором – самым сложным из всех существующих в природе. Он состоит из периферического отдела глаза, проводникового отдела (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования) и центрального отдела (зрительные зоны коры больших полушарий головного мозга, расположенные в затылочной области).

 

Значение зрения огромно, нарушения его вызывают большие затруднения в познании окружающей действительности и налаживании социальных контактов с людьми. Врождённые аномалии зрения могут быть вызваны токсикозами, воспалительными процессами, обменными нарушениями в эмбриогенезе или генетическими факторами. К врождённым болезням зрения могут быть отнесены: микрофтальм – грубое структурное изменение глаза, антофтальм – врождённое безглазие, катаракта – помутнение хрусталика, дегенерация сетчатки, при которой происходит сужение поля зрения, астигматизм – это аномалия рефракции, то есть преломляющей способности глаза.


Приобретённые аномалии распространены меньше, чем врождённые. Однако внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы вследствие осложнённых родов, различные травматические повреждения мозга в послеродовой период могут привести к нарушению зрения.

 

Одно из них называется глаукомой, которая возникает в результате повышения внутриглазного давления. Кроме того встречается атрофия зрительного нерва, а также такие прогрессирующие нарушения зрения как близорукость и дальнозоркость. Детей со стойким дефектом зрения делят на слепых и слабовидящих. Слепые дети – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, в отдельных случаях речь может идти об остаточном зрении, но оно мало отличается от тотальной слепоты. По механизму формирования вторичного дефекта у таких школьников нарушаются и координация движения, и освоение предметной деятельности, и образование представлений и понятий. Недоразвитие эмоциональной сферы обуславливается невозможностью восприятия ими таких выразительных средств, как взгляд, жест, мимика окружающих. Тифлопсихолог Л.Н. Солнцева установила, что если у здорового ребёнка в основе игрового действия лежат хорошо знакомые предметы, то у слепого малыша игровые действия не несут в себе информации о конкретном предмете. Бедность практического опыта, слабость развития моторики создают своеобразие игровой деятельности, отличающейся бедностью и монотонней.

 

Тем не менее, слепой ребёнок сохраняет значительные возможности психофизического развития и в принципе почти полноценного познания действительности. Нормальная мыслительная деятельность ребёнка опирается на сохранные анализаторы. В условиях специального обучения тифлопсихологи формируют у него приёмы и способы использования кожного, слухового, двигательного анализаторов, представляющих собой сенсорную базу для развития психических процессов. Именно на этой основе развиваются высшие формы познавательной деятельности (мышление, память, речь, воображение). Они являются ведущими в процессах


компенсации, которые наиболее эффективно протекают в сочетании с коррекционно-воспитательными мероприятиями, проводимыми тифлопедагогами с целью исправления недостатков двигательных функций и научения проблемного ребёнка умению в рамках его физиологических возможностей ориентироваться в пространстве.

 

В.М. Астапов отмечает, что относительно большую группу по сравнению со слепыми составляют слабовидящие дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при использовании тщательно подобранных очков. Главное отличие их от тотально слепых заключается в том, что зрение остаётся у них основным средством восприятии действительности. Их зрительный анализатор, как и у нормальных детей, являющийся ведущим в учебном процессе, не заменяет зрительных функций, как это происходит у слепых. Тем не менее, слабовидение оказывает негативное влияние на персоногенез ребёнка: у него замедляются процессы запоминания, затрудняются мыслительные операции, ограничиваются движения. Довольно часто такие дети бывают агрессивными, раздражительными, замкнутыми, испытывающими трудности в общении, игровой деятельности со сверстниками. Значительная часть таких школьников переводятся в специальные учреждения после определённого периода пребывания в массовой школе. В условиях обычного школьного режима у них обязательно рано или поздно развиваются признаки зрительного перенапряжения. Преподаватели начальных классов школ общего направления должны своевременно распознать слабовидящего ребёнка в классе и консультироваться со специалистами ПМПК (психолого-медико-психологическая комиссия) по вопросам целесообразности его дальнейшего обучения в массовой школе.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.