Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задержанный дизонтогенез






 

Вторым вариантом дизонтогенеза является задержка психического развития. Если при олигофрении специалист имеет дело с органическим нарушением психики, обусловленным несоответствием массы и объёма мозга возрастным нормативам, то в данном случае на первый план выходят функциональные факторы, так как мозг ребёнка с задержкой психического развития и по массе, и по объёму ничем не отличается от мозга его нормального сверстника. Всё дело в том, что биохимические и электрофизиологические процессы в мозговой ткани детей с ЗПР идут с меньшей интенсивностью, чем у их здоровых сверстников. Одним из доказательств этого является высокая эффективность применения ноотропных препаратов, активизирующих метаболические (обменные) процессы в нейронах в деле преодоления последствий задержки психического развития. Те же самые препараты оказываются неэффективными или почти неэффективными при дебильности, и тем более при имбецильности.

 

Ещё большей эффективностью коррекции ЗПР обладают чисто дефектологические методы, то есть обучение подобных школьников в


специализированных классах школ общего направления. Классы имеют разные наименования: коррекционные, компенсирующие, коррекционно-развивающего обучения, педагогической поддержки и так далее, но в любом случае предполагают гораздо меньшую наполняемость (9–12 человек), обучение по адаптированным программам, щадящий режим пребывания в школе, комплекс мероприятий физкультурно-оздоровительного плана.

 

Термин «задержка психического развития» введён в дефектологию академиком АПН СССР, а позже академиком Российской академии образования В.И. Лубовским, а разделение ЗПР на 4 категории произведено врачом-психоневрологом К.С. Лебединской.

 

1. Задержка психического развития по типу психического инфантилизма характеризуется комплексностью дефекта, т.е. проявляется во всём. Эти дети в свои 7–8 лет и по внешним морфологическим данным (рост, вес, объём грудной клетки), и по уровню развития интеллектуальной сферы, и по характеру эмоций соответствуют 5–6- летнему возрасту. Они наивны, непосредственны, шаловливы, не имеют сформированной учебной мотивации, вследствие чего используют, например, наглядные пособия и вспомогательные учебные материалы не для учёбы, а для игр и развлечений. Их любят сверстники, реализующие в общении с ними присущие каждому человеку от рождения материнские или отцовские задатки, любят и педагоги, несмотря на то, что неуёмные энергия и озорство этих детей часто мешают учебному процессу. При благоприятных условиях воспитания, здоровом и рациональном питании, в случае крайней необходимости – эндокринологической помощи данной категории детей последствия ЗПР к 15–16 годам нивелируются, хотя на всю жизнь лица с данными проявлениями остаются маленькими, субтильными, часто выходят замуж или женятся на себе подобных, у них рождаются дети, похожие на своих родителей в детстве, что может свидетельствовать о генетической детерминации данного состояния.


2. Задержка психического развития соматогенного происхождения является следствием сердечной (чаще всего), почечной, лёгочной, желудочной и т.д. патологии ребёнка. Из-за постоянной необходимости лечиться, быть в санаториях, проходить профилактические процедуры ребёнок пропускает много учебных занятий, что ведёт к ухудшению успеваемости. Чаще всего эти дети глубоко переживают факты своего неуспеха, интенсивно – иногда в тайне от взрослых – нагоняют курс наук, и родителям приходится подчас вырывать учебник из рук ребёнка с подскочившим от перенапряжения артериальным давлением или инициированной интеллектуальными усилиями почечной коликой. Наиболее благоприятным вариантом содержания таких учащихся являются санатории

 

и лесные школы, в которых устанавливается тесный режим взаимодействия педагогов и врачей. Весьма желательно также наличие в подобных санаториях опытного психотерапевта, специалиста по лечебной физкультуре. Лечащий врач должен проводить постоянный мониторинг-отслеживание психосоматического состояния ребёнка и знакомить с данными мониторинга завуча и учителя, вносящих необходимые коррективы в учебную нагрузку ребёнка. Результаты многочисленных исследований показывают, что, как только ослабевает уровень соматической патологии ребёнка, так сразу же по механизму действия причинно-следственных связей нивелируются последствия задержки психического развития соматогенного происхождения.

 

3. При задержке психического развития психогенного происхождения фиксируются в большей степени родительские, чем детские проблемы, так как подобные школьники не только опережают своих сверстников по морфо-физиологическим особенностям, но совершенно здоровы и в соматическом отношении. Однако, избалованные в семье, привыкшие к тому, что все их прихоти незамедлительно исполняются родителями, они приходят в школу неподготовленными не столько интеллектуально, сколько личностно. Часто в раздевалке приходится видеть невесёлую картину: прекрасно развитую физически девочку-третьеклассницу одевает и обувает бабушка или


прабабушка с одышкой. В семье такой девочки и подобных ей детей существует своеобразное разделение обязанностей между взрослыми: отец делает за ребенка математику, мать – русский язык, дедушка – английский язык, бабушка – историю и географию. Тщательно произведённый цикл семейно-психотерапевтических занятий, в ходе которых удаётся переубедить родителей и заставить их требовать от ребёнка необходимых усилий в освоении учебных предметов, способствует нивелированию ЗПР психогенного происхождения.

 

4. При задержке психического развития церебрально-органического генеза на первый план выступают невротические симптомы: трудное пробуждение, долгое засыпание, головные боли, головокружение, быстрая утомляемость, склонность к депрессиям и т.д. Данный вариант ЗПР предполагает ведущую роль врача-невролога, который в тесном сотрудничестве с психологом-дефектологом, педагогом и родителями снижает последствия ЗПР, прежде всего купируя невротические симптомы. Так же, как и ребёнку с соматогенным ЗПР, школьнику при данном типе задержки развития необходим щадящий режим, специально подобранные лечебно-физкультурные упражнения, массаж, плавание, психотерапия, фитотерапия, ландшафтотерапия. Данный вид ЗПР часто возникает вследствие токсикозов беременности или механической травмы плода на поздних стадиях эмбриогенеза. Те же нарушения на ранних стадиях могут привести к более серьёзным последствиям (олигофрения), а на упомянутых поздних стадиях, когда мозг уже в целом сформировался, мы и имеем дело с анализируемым феноменом, последствия которого для развития личности не столь фатальны, как выше рассмотренные идиотия, имбецильность, дебильность.

 

Доказательства того, что задержка психического развития является не столько медицинским, сколько психолого-педагогическим диагнозом, представляют нам исторические примеры: детьми, умственно недоразвитыми (по современной терминологии имеющими ЗПР), считались будущие


лауреаты Нобелевской премии Альберт Эйнштейн и И.П. Павлов, писатели А.П. Чехов и А.И. Герцен. Многие учащиеся из классов для детей с ЗПР, заканчивая школу, поступают в вузы, становятся высококвалифицированными инженерами, врачами, кандидатами и докторами наук.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.