Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды толкования норм права по субъектам.






Уяснение смысла норм права, как отмечалось, не всегда приводит к полной ясности и определенности их содержания. Это объясняется различными причинами. Недостаточной юридической подготовкой граждан, что вызывает затруднения в уяснении действительного смысла правовых норм, некоторыми противоречиями, встречающимися в практике применения правовых норм. В таких случаях требуется специальное разъяснение их содержания.

Разъяснение норм права – это указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания норм.

Толкование-разъяснение делится на виды в зависимости от субъекта, да­ющего это разъяснение. По этому признаку оно может быть официальным или неофициальным.

Официальное толкование:

а) дается уполномоченным на то органом;

б) формулируется в специальном акте;

в) формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуе­мой нормы.

Официальное разъяснение может быть нормативным и казуальным.

Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным слу­чаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм: оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятель­ного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должно, как правило, приводить и к отмене или соответству­ющему изменению официального нормативного разъяснения.

Нормативное толкование делится на аутентическое (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).

Если официальное нормативное толкование-разъяснение дается тем орга­ном, который издал данный акт, то оно носит название аутентического (ос­нованного на первоисточнике, авторского). Например, Парламент может давать толкование своих законодательных актов, Правительство – толковать только свои акты.

Если официальное нормативное разъяснение дается уполномоченным на то органом, то оно называется легальным (разрешенным, делегированным). Оно должно производиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. В Республике Беларусь правом давать официальные разъ­яснения наделен, в частности, Верховный Суд, обобщая судебную практику. Эти разъяснения обязательны для всех судов. Пример, Постановления Конституционного Суда.

Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативного правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела. Необходимость данного вида толкования возникает в случаях неправильного применения действующего законодательства по конкретному юридическому делу. Такое толкование служит образцом для других органов, рассматривающих аналогичные дела или применяющих данную норму.

Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может бытькак устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической пе­чати, в различных комментариях).

Неофициальное толкование подразделяется на обыденное (давае­мое гражданами в быту, в повседневной жизни), профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами - адвокатами, юрисконсультами и т.д.), доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях и т.п. Доктринальное толкование не является обязательным, но его сила основывается на авторитете научного учреждения или отдельного ученого и оказывает большое влияние на процессы правотворчества и правоприменения. Например, комментарии Кодексов и отдельных наиболее важных законов служат незаменимым справочным материалом.

Тема 15 «Правосознание и правовая культура».

 

1. Понятие и основные черты правосознания.

2. Структура правосознания.

3. Виды и уровни правосознания.

4. Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления.

5. Понятие, структура и виды правовой культуры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.