Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Невербальные приемы общения в массовой коммуникации.






Структуру передачи определяет не только содержательный фактор, но и оформление среды, в том числе и пространственное. Общение начинается с какой-то территории пространства, на котором располагаются люди по отношению друг к другу. Пространство стратиграфируется людьми: надевается незримая сетка координат-маркеров, которые позволяют человеку достаточно точно выдерживать необходимую дистанцию. Важна ориентация, угол, под которым люди сидят или стоят по отношению друг к другу. Дистанция меняется в зависимости от ситуации. Близкие сидят рядом, враги стремятся занять положение друг против друга (180 гр.). Знаток невербальной коммуникации Алан Пиз предупреждает: «…если люди сидят непосредственно друг против друга, то это создает атмосферу соревнования или обороны. Стол между ними – барьер. Такое положение может привести к тому, что каждая сторона займет позицию жесткую, останется на своей точке зрения». Этот прием специально используется в передачах, где нужно вызвать соревновательский дух.

Существуют пространственные нормы: интимное расстояние – от 0 до45 сантиметров при общении близких; персональное – от 45 до 120 сантиметров при общении со знакомыми; социальное расположение 0 от 120 до 400 сантиметров (ситуация делового общения); публичное расстояние – от 400 до 750 сантиметров - используется при выступлении перед массовой аудиторией. Если общение «соперничающее», то люди располагаются напротив друг друга, если «кооперативное» – садятся рядом. Случайная беседа представлена позицией наискосок, через угол стола. Беседа, характеризующаяся каким-либо действием, оформляется посадкой на противоположных сторонах стола, но не напротив, а по диагонали.

Важно рассаживание гостей в студии, выбор мебели, стульев, кресел. Когда общение журналиста с собеседником происходит за столом, коммуникатору лучше использовать круглый стол или имитировать ситуацию круглого стола.

Журналисты из опыта знают, что нелегко «расшевелить» аудиторию, если она разбросана по залу. Ничто не гасит энтузиазм так, как большое помещение и пустые стулья. Но нельзя приглашать в студию слишком много людей. Человек может утратить здесь свою индивидуальность, став частью «толпы», будет смеяться, аплодировать и выражать эмоции по поводу предметов, которые его совсем бы не тронули, окажись он единственным собеседником.

Если социально-психологический мир общающихся в студии не совпадает, нарушается обратная связь, что затрудняет общение. Одна из причин – ситуация изменения взаимодействия формально-динамичной и структурной характеристик коммуникативного процесса: групповая изоляция, пространственные ограничения, временной дефицит.

Многообразие тем для общения, жесткий дефицит времени создают для ведущего любой программы особый психологический климат. Партнер по общению является для ведущего одновременно и важнейшей частью объекта исследования, и основным источником информации. Отсюда особенности состояния и поведения обеих сторон. Природа этих особенностей неоднородна, поскольку определяется и структурой речи, и невербальными проявлениями языка жестов. Все это представляет собой «сложное образование из биогенных, психогенных и социальных элементов». Пересекаясь, накладываясь на другую, эти особенности создают дополнительные психологические барьеры. Соотнеся структуру личности и условия, при которых протекает общение, можно выделить основные причины, вызывающие психологические барьеры. Среди них не только несовпадение в социальных характеристиках ведущего и партнеров по общению, в статусе и ценностных ориентациях, в психических состояниях, уровне интеллекта, манер и характеров, но и причины связанные с несоответствием обстановки, в которой протекает процесс общения, его целям, смыслу и привычкам участников разговора.

Верный способ предупредить возникновение психологических барьеров – оптимальная тактика поведения ведущего, по возможности рассчитанная на основе исходных данных, полученных в ходе предварительного знакомства с партнером.

Итак, различают четыре группы неречевых знаковых систем:

1. оптико-кинетическая система знаков, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику;

2. паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков: первая – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность; вторая – такие «добавки» к речи, как паузы, покашливания, смех, темп речи;

3. пространственная и временная организация общения, или «пространственная психология»;

4. «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении.

Сопутствующими атрибутами программы являются музыка, свет, цвет, которые сами по себе выступают сигналами невербальной коммуникации. Цвет может нести особую смысловую нагрузку. В последнее время многие студии переоборудованы, и доминирующим в них стал голубой и зеленый цвет – цвета спокойствия.

Телевидение привлекает и множеством других невербальных средств воздействия на аудиторию. Например, клипы используются как связующие при переходе от темы к теме в качестве зрелищных «отбивок». Эти промежуточные телетексты участвуют в построении программы как пространственно-временные единства, задают ритм, формируют контексты, настраивают аудиторию на восприятие телесообщений того или иного вида.

Заставки становятся более динамичными. Из наивно-прямолинейных- ассоциативно-метафорическими.

Все вербальные и невербальные средства создают единое метасо-общение как новую коммуникативную и эстетическую целостность.

Ярким, особенным и отличным от других его воплощением, где представлены в многообразии различные формы и особенности языковых и неязыковых средств, является телевидение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.