Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5: Функциональный анализ коммуникационной деятельности






Потребности человека в коммуникации, цели и функции коммуникации в обществе, функциональная модель коммуникации, речевое воздействие и коммуникативное взаимодействие.

Зачем мы вступаем в коммуникацию? Вне зависимости от средств и каналов коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы предупредить других людей (дорожные знаки или крик), информировать других людей (телетекст или пресс-релиз), объяснить что-либо (учебник или план эксперимента), развлечь (анекдот или художественный фильм), описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ), убедить кого-либо (плакат, призывающий: Храните деньги в сберегательной кассе! Не тормози – сникерсни!; речь адвоката или прокурора в суде). Это – цели коммуникации. Чаще всего их бывает несколько (фильм может и развлекать, и информировать, и описывать, и предупреждать, и объяснять).

Исходной причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека или группы людей. Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности: выживание, сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений с другими людьми, убеждение других действовать или думать каким-либо образом, осуществление власти над другими людьми (сюда относится и пропаганда), объединение обществ и организаций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми, о том, что является истинным), проявление творческой натуры и воображения.

Американские исследователи Р.Димблби и Г.Бертон (авторы учебника по теории коммуникации) распределяют наши потребности по четырем группам: личные, социальные, экономические и творческие (artistic expression).

Часто для описания человеческих потребностей приводят схему-пирамиду, предложенную американским психологом Абрахамом Маслоу. Согласно его концепции мотивации, наши потребности представляют собой иерархию, то есть существуют базовые биологические и высшие потребности, потребности самореализации личности. В пирамиде Маслоу пять уровней Разумеется, с развитием высших уровней низшие не исчезают, а в чем-то даже преобразуются (кулинария, культура питания, ‘здоровый секс’, архитектура и дизайн жилища).

Можно вести речь о функциях коммуникации в целом (о ее роли в жизни и деятельности человека и общества). Можно также говорить о функциях отдельных коммуникативных актов и коммуникативных событий.

Функции коммуникации и коммуникативного акта выделяются только в целях анализа. В реальном коммуникативном процессе, даже в одном, отдельно взятом коммуникативном акте могут сочетаться несколько функций, одна или две из которых будут основными, определяющими. Исходя из того, какая из функций является ведущей, можно построить классификацию коммуникативных актов.

Функции коммуникации могут быть надстроены над моделью коммуникации и ‘прикреплены’ к ее участникам и элементам.

Надо помнить, что функция — это часть смысла сообще­ния, а не роль участника коммуникации или ее элемента, с которым соотносима эта функция.

Традиционно выделяются либо две, либо три функ­ции языка и коммуникации, которые, впрочем, пересе­каются друг с другом. Считалось (и бытовое сознание очень легко воспринимает это мнение), что язык в пер­вую очередь выполняет познавательную (когнитивную) или информационную функцию: выражение идей, поня­тий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам. Вто­рая функция, которая обычно выделялась, — оценочная: выражение личных оценок и отношений, третья — аф­фективная: передача эмоций и чувств.

Одной из наиболее простых функциональных модей коммуникации была модель известного психолога и лингвиста Карла Бюлера (1879-1963). Три функции языка и сообщения соотносились в ней с двумя коммуникантами и сообщением — элементом коммуникативного акта;

1. экспрессивная функция, соотносимая с говорящим,

2. апеллятивная функция, функция обращения, со­относимая со слушающим,

3. репрезентативная функция, функция сообщения информации.

Рассмотрим более подробно наиболее известную модель Р.О.Якобсона, в которой выделяется шесть функций, в соответствии с участниками и аспектами его же модели коммуникации. Модель Якобсона применима как для анализа языка и коммуникативных систем в целом, так и для функционального исследования отдельных речевых и коммуникативных актов и коммуникативных событий.

1. эмотивная,

2. конативная,

3. референтивная,

4. поэтическая,

5. фатическая,

6. метаязыковая.

Каждая из предложенных им функций связана с тем или иным участником или элементом коммуникации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.