Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вывоз капитала — это изъятие части капитала из процесса национального оборота и включение в производственный процесс в различных формах в других странах.






Цель вывоза капитала — получить в другой стране более высо кую норму прибыли за счет преимуществ, связанных с использованием интернационального фактора производства по сравнению с национальными условиями хозяйствования.

Формы вывоза капитала: предпринимательский или ссудный. Предпринимательский капитал вывозится либо для создания собственного производства за границей (прямые инвестиции), либо для

вложения денег в местные компании (портфельные инвестиции). Ссудный капитал вывозится в форме займов, кредитов, приносящих ссудный процент.

Последствия вывоза капитала для страны, ввозящей капитал, неоднозначны. С одной стороны, он способствует развитию эконо­мики. С другой стороны, иностранный капитал поддерживает вы­годное для себя, одностороннее, в основном сырьевое развитие на­циональной экономики.

На базе вывоза капитала и создания предприятий в других стра­нах происходит интернационализация и транснационализация ка­питала, создание транснациональных корпораций (ТНК).

ТНК — это предприятие, которое:

  • располагает дочерними компаниями в двух или нескольких странах;
  • имеет такую систему принятия решений, которая позволяет осуществлять политику из одного или нескольких центров;
  • обеспечивает такую связь дочерних компаний, когда каждая из них оказывает влияние на деятельность других компаний.

ТНК заметно изменяют структуру всей мировой торговли, и значительной степени подчиняя ее своим интересам. Особенности современного вывоза капитала:

  • рост масштабов экспорта производительного капитала с прямыми инвестициями в сфере новейших технологий;
  • вывоз капитала преимущественно высокоразвитыми странами,
  • возрастание роли развивающихся стран как экспортеров капитала.

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ — ЭТО ПЕРЕМЕЩЕНИЕ, ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРАНИЦ.

Причины миграции делят на экономические и внеэкономические. Экономические: снижение спроса на низкоквалифицированную рабочую силу и рост ее предложения, рост спроса на высококвали­фицированных специалистов в развитых странах, межгосударствен­ные различия в заработной плате. Внешнеэкономические: демогра­фические, политические, религиозные, национальные, культурные, семейные и др.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязанно, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента:

Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентноспособность и позволяет на равных учавствовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).

3.Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Таким образом, экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Глубочайший кризис охвативший российское общество, существенно осложняет решение задач, связанных с отражением угроз экономической безопасности.

Для лучшего понимания сущности экономической безопасности важно уяснить её связь с понятиями “развитие” и “устойчивость”. Развитие — один из компонентов экономической безопасности. Ведь если экономика не развивается, то резко сокращаются возможности её выживания, а также сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность — важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не стоит противопоставлять, из них каждая по-своему характеризует состояние экономики. Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние “нагрузки”. Безопасность — это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к самовыживанию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов.

Чем более устойчивы экономическая система (например, межотраслевая структура), соотношение производственного и финансово-банковского капитала и т. д., тем жизнеспособнее экономика, а значит и оценка её безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разными компонентами системы ведет к дестабилизации и является сигналом перехода экономики от безопасного состояния к опасному.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопасности — это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентноспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению.

Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения — это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально — экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений — о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.

Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дифицита бюджета до порогового значения — к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.

Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентноспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства.

Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:

* экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

* характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;

* характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

* качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д.)

Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

* предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентноспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательно-квалификационного потенциала;

* предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального “человеческого капитала” и нации как органичной части цивилизованной общности;

* предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность — это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентноспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

Из этого можно сделать два вывода:

Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде всего эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

 

2. Национальное богатство как результат экономической деятельности общества. Состав, структура и динамика национального богатства.

 

Категория «общественное богатство» — это совокуп­ность созданных национальным производством веществен­ных ценностей, то, чем располагает и что накопила страна за всю историю своего существования. Поэтому в конкрет­ных экономических расчетах применяется категория «сово­купный общественный продукт» — та часть общественного богатства, которая создана во всех отраслях народного хо­зяйства в течение года. В этом случае появляется возмож­ность судить о динамике общественного богатства.

Как же конкретно подсчитать эту «годовую» часть об­щественного богатства? Здесь возможны два варианта.

Во-первых, подсчитать совокупный продукт как сумму продуктов всех предприятий. Это покажет совокупный объем и структуру общественного производства. Рассчи­танный таким образом совокупный продукт получил на­звание «валовой общественный продукт».

Однако он имеет существенный недостаток: искажает реальный объем совокупного продукта, завышает его сто­имость, поскольку содержит повторный счет, — ведь каж­дое последующее предприятие использует продукт преды­дущего, включая его стоимость в цену своего продукта. И чем более развито разделение труда между предприятиями в данной отрасли, тем выше удельный вес повторного сче­та (например, в промышленной продукции повторный счет чаще, чем в сельском хозяйстве).

Очищенный от повторного счета совокупный продукт называется «конечный общественный продукт», т. е. сумма конечных продуктов производства (сумма добавленных стоимостей).

Конечный продукт более точно отражает результат про­изводственной деятельности на всех уровнях экономики показывая реальный объем производства и его динамику. Таким образом, совокупный продукт в зависимости от ме­тодики расчета может выступать в двух формах: как конеч­ный и как валовой.

Однако сложности расчета результатов общественного производства на этом не заканчиваются. Ведь даже не изу­чавший экономическую теорию знает, что цены постоян­но меняются. В каких же ценах измерять конечный про­дукт — в стабильных или рыночных? Конечный продукт, измеряемый в рыночных ценах, получил название «валовой национальный продукт» (ВНП). Это означает, что ВНП показывает рыночную цену всех потребленных населением страны результатов и возмож­ность его международного сопоставления. Если же конеч­ный продукт измерять в неизменных (базовых) ценах, то он

приобретает «дефляционное» выражение, очищенное от ценовых искажений.

Национальное богатство – это совокупность ресурсов и иного имущества страны, создающая возможность производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. В его состав входят:
1) невоспроизводимое имущество: сельскохозяйственные и несельскохозяйственные земли; полезные ископаемые; исторические и художественные памятники, произведения;
2) воспроизводимое имущество: производственные активы (основной и оборотный капитал); непроизводственные активы (имущество и запасы домохозяйств и некоммерческих организаций);
3) нематериальное имущество: интеллектуальная собственность (патенты, торговые марки, объекты авторского права и т.п.); человеческий капитал (продукты сферы услуг, овеществившиеся в знаниях, профессиональных навыках и здоровье населения, а также в эффективной институциональной структуре общества);
4) сальдо имущественных обязательств и требований по отношению к зарубежным странам.

В теоретическом плане главными особенностями показателя национального богатства (НБ) является то, что в нем– учитываются все имеющиеся в стране экономические блага по состоянию на определенную дату, а не созданные за определенный период;
– значительную часть составляют природные блага (земля, полезные ископаемые и т.п.), не являющиеся результатом хозяйственной деятельности человека. Несмотря на «нерукотворный» характер этих богатств, их стоимость связана с уровнем развития экономики, причем эта взаимосвязь имеет очень сложный характер;
– только с помощью показателя национального богатства делается попытка комплексно учесть нематериальное имущество.

При всей теоретической привлекательности показателя НБ, его полноценный фактический подсчет не осуществляется ни в одной стране мира. Дело в том, что как оценка невоспроизводимого имущества, так и оценка нематериального имущества сопряжена с очень значительными трудностями. В связи с этим реальные оценки НБ обычно учитывают только те его составные части, стоимость которых может быть определена на основе хозяйственной практики.

Структура российского национального богатства выглядит так: основной капитал составляет 90-95% национального богатства; оставшаяся часть НБ примерно в равных долях приходится на оборотный капитал и домашнее имущество.

На практике противоречие между трудностью подсчета НБ и его теоретической важностью для оценки ключевых параметров национальной экономики разрешается с помощью комплексного анализа текущих показателей системы национальных счетов СНС и доступных для оценки компонентов НБ.

В основе построения СНС в международной практике лежит представление о национальной экономике как системе с определенной структурой, с определенным воздействием связующих звеньев и элементов. Согласно СНС, национальная экономика структурно может быть представлена: по сферам деятельности и отраслям; как совокупность институциональных единиц по секторам.

Группировка экономики по сферам деятельности и отраслям. Границы производства определяются в СНС как вся деятельность единиц-резидентов национальной экономики (включая деятельность иностранных и смешанных предприятий, имеющих центр экономических интересов в России и действующих в ней на постоянной основе) по производству товаров и услуг. Таким образом, национальную экономику делят на две сферы: производство товаров и производство услуг.

Классификация сфер деятельности по отраслям определяется Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). Отрасль экономики может быть определена как совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда и играющих специфическую роль в воспроизводственном процессе. К отраслям, производящим товары, относятся: промышленность, сельское хозяйство и лесное хозяйство, строительство, прочие виды деятельности по производству товаров. Остальные отрасли отнесены к отраслям, оказывающим услуги (рыночные и нерыночные).

Группировка экономики по секторам. Согласно СНС, сектор представляет собой совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. В российской СНС выделяются следующие секторы национальной экономики: нефинансовые предприятия (предприятия по производству товаров, кроме финансовых услуг); финансовые учреждения; государственные учреждения; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства; внешнеэкономические связи («остальной мир»). Группировка институциональных единиц по секторам и их функции представлена в табл. Таблица Институциональные секторы экономики и их функции

Институциональные секторы Функции Институциональные единицы
Нефинансовые предприятия Производство и реализация продуктов и нефинансовых услуг Предприятия: государственные, акционерные, частные, совместные и другие учреждения
Финансовые учреждения Финансовые и страховые услуги Кредитные и страховые учреждения
Государственные учреждения Нерыночные услуги коллективного пользования Государственные бюджетные учреждения в области общего управления, финансов, регулирования и планирования экономики, научно-исследовательской деятельности, защиты окружающей среды, обороны и др.
Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства Нерыночные услуги для отдельных групп домашних хозяйств Общественные организации: партии, профсоюзы, общества и др.
Домашние хозяйства Производство товаров и услуг населением в домашних хозяйствах-резидентах и их потребление Подсобные хозяйства: фермерские хозяйства, ремесленники и прочие без образования юридического лица
«Остальной мир» Внешнеэкономические связи Зарубежные экономические единицы

В современной экономической литературе не сложилось единого подхода к определению структуры национального богатства. Некоторые экономисты включают сюда весь запас материальных благ, созданных трудом и используемых для производства и потребления; при этом природные богатства и труд являются источниками и условиями создания национального богатства. Другие исследователи вводят в качестве элемента и естественные ресурсы. Наконец, национальное богатство может содержать в себе и нематериальные ценности — знания, информацию, культуру и т.п.

При широкой трактовке национальное богатство включает в себя два основных элемента: материальные и нематериальные активы и пассивы.

Таблица 1.1. Структура национального богатства

Материальные активы Нематериальные активы и пассивы
Воспроизводимые Оборотные фонды, оборотные средства, ценности
Невоспроизводимые Земля, ресурсы
Финансовые Валюта, ценные бумаги
Прочие нематериальные активы Патенты и авторские права

Активами признаются те объекты, в отношении которых осуществляется право собственности и от использования которых могут быть получены экономические выгоды. Пассив представляет собой источник формирования активов хозяйствующего субъекта. Как правило, активы и пассивы эквивалентны друг другу.

В системе национальных счетов активами могут быть только те объекты, на которые распространяется право собственности, то есть в данном плане не учитываются экологические ресурсы (воздух, вода), значительная часть товаров потребления длительного пользования, “человеческий капитал” (знания, умения, опыт), а также достижения культуры.

Как видно из приведенной выше таблицы, материальные активы делятся на воспроизводимые и невоспроизводимые. Первые являются результатом труда за весь период его существования. Вторые не отвечают этим требованиям, но необходимы для осуществления процесса производства. Таким образом, материальные активы как продукты человеческой деятельности включают в себя основные фонды, оборотные средства, материальные и художественные ценности.

Оборотные средства включают сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство и т.п. Основные фонды — товары длительного пользования, используемые в процессе производства. Они включают здания, строения, сооружения, машины, оборудование и т.п. Ценности — товары значительной стоимости, которые не используются в сфере производства или потребления, а хранятся длительный период времени в качестве сбережений. Сюда относятся драгоценные металлы, ювелирные изделия, картины и т.д. Помимо этих элементов в состав материальных активов включаются средства, не являющиеся результатами производства. Однако в отношении их могут осуществляться права собственности и они могут использоваться в человеческой деятельности. Речь идет о Земле и ее недрах, то есть природных ресурсах, включенных в производство. Земля в СНС рассматривается как участок земли, к ней относится растительность, а также внутренние водоемы.

Вторую часть национального богатства образуют нематериальные активы. В СНС под ними понимаются права, которые позволяют их владельцам заниматься определенными видами деятельности. Категории такого рода прав достаточно обширны: на разработку месторождений, на занятие определенной деятельностью, на тиражирование изделий и т.п. Формально эти права принимают форму патентов, торговых марок, авторских прав, книг, музыкальных произведений и т.д. Основной элемент нематериальных активов — финансовые, то есть те объекты, которые приносят прибыль. Здесь могут быть выделены золото, ценные бумаги, займы и т.п.

В основу расчета национального богатства положен балансовый метод. Баланс показывает стоимость запасов активов и пассивов на определенный момент, как правило, на начало и конец года. Запасы активов и пассивов возникают в результате непрерывных поступлений и изъятий в отношении объема или стоимости происходящих в течение времени нахождения их в собственности. Разница между суммой всех активов и всех обязательств субъекта хозяйствования, сектора, экономики на начало или конец периода — собственный капитал. Он служит мерой богатства хозяйственной единицы, сектора, экономики в целом в тот или иной период времени. Идея исчисления»национального богатства» как совокуп-ности различных видов накопленного капитала зародилась у ряда европейских экономистов более трех веков назад. С тех пор она пережила многочисленные этапы как усиления интереса к ней и попыток ее практической реализации, так и почти полного забвения отсутствия необходимой информации и неразработанности методологии расчетов.

В середине ХХ века интерес к исчислению национального богатства возродился в связи с подготовкой ООН международного стандарта статистического учета — системы «национальных счетов».

В наиболее широком понимании национальное богатство представляет собой результат постоянно возобновляющегося процесса накопления и использования обществом материальных и духовных результатов труда и эксплуатируемых природных ресурсов для удовлетворения, как текущих нужд, так и долговременных потребностей экономического роста. В отечественной науке история исследований и оценок национального богатства ознаменована такими именами, как А.И. Анчишкин, В.Н. Богачев, А.Л. Вайнштейн, Я.Б. Кваша, В.Н. Кириченко, Я.А. Кронрод, А.И. Ноткин, Г.Н. Сорокин, С.Г. Струмилин и многие другие.

Не будем останавливаться на всех аспектах дискуссий, которыми сопровождалось и сопровождается поныне утверждение современного понимания богатства и его состава. Заметим лишь, что центральное место занимали и занимают вопросы вычленения категории богатства из системы макроэкономических агрегатов, описывающих результаты расширенного общественного воспроизводства, а также предметного содержания (структуры) богатства, включения (или невключения) в богатство природных ресурсов и «человеческого капитала». Объекты споров — и проблемы методологии количественных измерений богатства в целом и его отдельных составляющих.

Для методологически обоснованного использования категории богатства в анализе текущих социально-экономических процессов и в их прогнозировании нужно следующее.

Прежде всего, необходимо разграничить строго научное и, так сказать, обыденное представление о богатстве. Богатство в обыденном смысле допускает смешение текущего потока благ (доходов) и их накопленного итога в вещественной и денежной форме. Богатство в научном смысле — накопленный материальный итог или результат предшествующих циклов воспроизводства и, одновременно, предпосылка их последующего продолжения. При таком толковании богатство четко отделено от текущего потока благ (доходов) и не имеет прямого «приращения» в форме финансовых активов — таковые лишь в отдельных случаях являются непосредственной частью богатства, но чаще всего выступают только как его «титулы» и воплощают собой механизм воспроизводства реального богатства в условиях рыночного хозяйствования.

Богатство в обыденном смысле, как принято считать, подчиняется простой закономерности: «чем больше, тем лучше». Для богатства в научном смысле столь простое умозаключение, как бы это не казалось парадоксальным, не приемлемо абсолютно. Это вытекает из отмеченной выше двойственной природы богатства как одновременно и результата, и необходимой предпосылки дальнейшего социально-экономического развития общества.

Накопление основного капитала, например, может быть в определенных условиях избыточным. Он остается при этом незадействованным — снижается общая эффективность производства, созданные мощности либо простаивают, либо производят ненужную продукцию, впустую переводя материальные ресурсы. Такой «рост богатства» означает по сути лишь умножение потерь.

Названная двойственная природа богатства и его тесная связь с конкретными условиям воспроизводства в той или иной стране продуцирует известное «столкновение» двух подходов к его количественной (экономической) оценке, а именно оценки, основанной на «капитализации эффекта» функционирования богатства.

Богатство как экономическая категория — это единство его двух сторон: материально-вещественной и социальной. Строго говоря, подобная двойственность присуща любой экономической категории. Но в богатстве единство и взаимодействие двух названных сторон проявляется наиболее наглядно. Сказанное связано с тем, что некоторые основные признаки материального содержания богатства (накопляемость, долговременность использования, воспроизводимость за счет приложения той или иной формы общественного труда, многократная отчуждаемость в процессе жизненного цикла и пр.) делают его преобладающей формой материализации господствующей системы отношений собственности.

Не будет преувеличением сказать, что все наиболее радикальные повороты в экономическом развитии общества сопровождались и сопровождаются качественными изменениями в социальной структуре богатства. Эти изменения могут носить характер более или менее плавной адаптации социальной структуры богатства к новым тенденциям и приоритетам воспроизводства его материального содержания, но могут приобретать и характер ожесточенных, силовых форм революционного «передела собственности». Последнее, как показывает исторический опыт, в итоге, обычно, оказывается крайне разрушительными для богатства общества, включая «человеческий фактор», наносит трудно поправимый ущерб его воспроизводству. Для российской науки сегодня принципиально важным становится анализ тенденций воспроизводства национального богатства в специфических условиях так называемых транзитивных процессов, т.е. условиях перехода экономики России к рыночным отношениям.

Нельзя отрицать, что существуют переходные процессы в воспроизводстве самого национального богатства и что без уяснения их сути нельзя говорить о научной методологии исследования богатства, его количественных измерениях и, тем более, методах прогнозирования количественных и качественных изменений в богатстве.

Переходные процессы применительно к воспроизводству национального богатства затрагивают как его социальную, так и материально-вещественную природу. Переходное состояние социальной природы богатства характеризуется сложными, противоречивыми и неоднозначно оцениваемыми процессами изменения отношений собственности, прежде всего, в связи с разгосударствлением и приватизацией. Переходное состояние материально-вещественной природы богатства характеризуется сдвигами в его структуре и даже общей величине. Определенную роль здесь играет, в частности, отказ от присущих прежней экономической системе «идеологических догматов» накопления богатства, имевших своим следствием неэффективность его использования, как для целей производства, так и для целей потребления.

Имеется в виду отказ от бездумного курса на наращивание производственных мощностей, как самоцели, от разного рода «проектов века», от практики природопользования, построенной на принципе «окончательной победы человека над природой» и пр. Такое смещение акцентов в накоплении богатства сегодня очевидно, хотя декларации в этом направлении все еще часто обгоняют реально происходящие изменения. И тем не менее, уже сегодня можно говорить о формировании исходной базы рыночного механизма регуляции процессов накопления богатства. Этот механизм пока несовершенен, он нуждается в существенном воздействии со стороны государства, однако это воздействие не может и не должно вернуть страну к той ситуации, когда формальный «рост» богатства имел приоритет над эффективностью его использования.

Резюмируя сказанное выше, подчеркнем, что оценка, анализ и прогнозирование национального богатства сегодня становятся важными «рабочими инструментами» формирования современной модели российского «социального рыночного хозяйства». Это связано с рядом факторов. Во-первых, в совокупном потреблении населения заметно возрастает роль накопляемых благ. Во-вторых, в богатстве получают отражение количественные и качественные параметры состояния природной среды, которое становится значимым приоритетом социально-экономического развития. В-третьих, в каком-то смысле преодолевается извечное «отчуждение» богатства от человека; богатство все более становится не только выражением некоего запаса вещных благ, противостоящих человеку, но и олицетворением уровня развития самой человеческой природы. В категориях богатства человек, «человеческий фактор» развития получает качественно новое измерение как итог накопления знаний, навыков физической, нравственной, психологической готовности к труду, («образовательного и квалификационного потенциала», «фонда здоровья» и пр).

Новая концепция богатства закономерно формирует и новую концепцию накопления, позволяющую увидеть (и, значит, оптимально спрогнозировать) пропорции распределения человеческого труда между накоплением традиционных вещных (воспроизводимых) благ, улучшением качества природной среды и вложением в различные формы так называемого «человеческого капитала». При этом единство логики процесса воспроизводства продукта и богатства общества должно, на наш взгляд, строиться на принятии как аксиомы положения, что всякое богатство есть результат той или иной формы общественного накопления, а всякая форма накопления имеет целью приращение (или предотвращение убыли) той или иной разновидности богатства. Только при неукоснительном следовании этому положению можно избежать схематизма в оценке богатства, подмены его целостной трактовки и единого измерения суммой случайно набранных количественных величин.

 

  1. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ТРУДА, КАПИТАЛА, ЗЕМЛИ. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКАХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА.

Факторы производства – задействованные в производственном процессе ресурсы экономики.

Виды экономических ресурсов (факторы производства):

1) Природные(земля) – земля, водные, лесные, биологические, климатические, полезные ископаемые.

2) Трудовые(труд) – люди с их способностью производить товары и услуги.

3) Капитал – в форме денег — денежный капитал, в форме средств производства – реальный капитал.

4) Предпринимательские способности- способности людей к организации товаров и услуг.

Дохода от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства получают следующие виды доходов:

1) от земли – ренту,

2) от труда – заработную плату,

3) от капитала – процент,

4) от предпринимательских способностей – прибыль.

Несмотря на специфические черты, независимо от того, какие группы ресурсов включены в рыночный оборот, ценообразование подчинено действию общих экономических законов. К числу таких законов относятся:

· во-первых, закон ограниченности, дефицитности ресурсов. Как бы ни была богата экономика теми или иными ресурсами, они ограничены, дефицитны и недостаточны по сравнению с потребностями в тех благах, которые фирмы и могли бы и хотели бы выпускать для продажи на рынках:

· во-вторых, ограниченность ресурсов вызывает необходимость их рыночной оценки, определения цены в соответствии со спросом и предложением;

· в-третьих, все ресурсы подчинены законам отраслевой специализации хозяйственной деятельности, определяющейся общественным разделением труда.

Цены на факторы производства в условиях совершенной конкуренции определяются соотношением спроса и предложения. Спрос на факторы производства является вторичным (производным) от спроса, формирующегося на рынках потребительских благ.

Вторичный характер спроса фирм-производителей объясняется тем, что их потребность в ресурсах и факторах производства возникает лишь в том случае, если они могут быть применены для выпуска тех конечных потребительских товаров, которые пользуются спросом покупателей. Спрос фирм на факторы производства возникает только при наличии и под влиянием покупательского спроса на обычных потребительских рынках. По мере того как под влиянием покупательского спроса изменяется ассортимент и структура потребительских товаров и услуг, меняется также ассортимент и структура привлекаемых для их выпуска ресурсов и факторов производства. В отличие от потребительского спроса, имеющего практически всеобъемлющий, но «розничный» характер, спрос на факторы производства предъявляет сравнительно узкая группа деловых людей, предпринимателей, способных организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг потребительского назначения.

Предприниматели, изучая потребительский спрос, стремятся найти направления для улучшения продукции, ее потребительский свойств, создания новых типов товаров. Одновременно они изучают рынки факторов производства с целью выявить перспективные, но еще не подорожавшие ресурсы, пригодные для будущего выпуска, а также определить разницу между существующими ценами ресурсов и будущими ценами еще только планируемой к выпуску новой и перспективной продукции. Разница этих цен и есть будущая ожидаемая прибыль, потенциальная возможность получения дохода.

Для организации производственного процесса требуются многие факторы, которые в большей или меньшей степени взаимодополняемы или взаимозаменяемы. Труд рабочих может быть частично заменен техникой, и наоборот, дорогостоящая техника может быть заменена дополнительным количеством рабочих. Природные сырьевые ресурсы могут быть заменены искусственными материалами, если они не нарушают заданных стандартов качества. Ресурсы труда, техники, сырья сопряжены, взаимодополняемы лишь в каждом конкретном производственном процессе. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов, применяемых в данном процессе, вызовет изменение сопряженных с ним ресурсов и факторов.

Таким образом, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы

Предложение факторов производства также имеет существенные особенности. Предложение на рынке факторов производства – это то их количество, которое поступает в сферу купли – продажи по существующим в данный момент ценам, выступающим в таких формах, как:

1) от земли – рента,

2) от труда – заработная плата,

3) от капитала – процент.

Во многом на рынках факторов производства предложение порождается спросом также, как и на рынках обычных потребительских благ.

 

 

  1. ТЕОРИЯ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКОВ: ЧАСТИЧНОЕ И ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ.

 

В эк-ке все цены находятся в тесном взаимодействии. Т.к. одни и те же фак-ры примен-ся при произ-ве разл.благ, то цены последних оказ-ся взаимосвязанными. Кроме того от цен фак-ров пр-ва зависят доходы их владельцев, а доходы потребителя, определяя его срос, непосредственно воздействуют на цену блага. Колич. мерой такого воздействия явл-ся коэф-ент эласт-сти спроса по доходу. К взаимосвязи всех цен приводит то обстоятельство, что любое благо (кроме первой необ-сти) по своим потребит. свойствам явл-ся либо взаимозаменяемым, либо взаимодополняемым к каким-то другим благам. Для колич. хар-ки данной взаимозависимости цен исп-ся коэф-ент перекрестной эластичности (на ск-ко %-ов увел-ся спрос на данный товар при изменении цены другого товара на 1%). Из-за перечисленных обстоятельств более точное представление о процессе рын.ценообразования и его роли в нац.эк-ке можно получить на основе модели общего эк.равновесия, в кот.исследуется механизм формирования системы равновесных цен, обеспечивающих рав-во спроса и предложения одновременно на всех рынках. Модели ОЭР пытаются опр-ть при каких обстоятельствах возможно существование системы цен, обеспечивающих совместное равновесие на всех рынках.

Рыночное равновесие — состояние рынка при равенстве спроса и предложения. Рыночное равновесие:
— устанавливается в результате взаимодействия решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже; и
— выражается в равновесной цене продукта и в его количестве, реально продаваемом на рынке. Различают три вида рыночного равновесия: мгновенное, краткосрочное и долгосрочное, через которые последовательно проходит предложение в процессе увеличения его эластичности в ответ на возрастание спроса. 1.2.1.2. Общее равновесие и общие пропорции в экономике Достижение макроэкономического равновесия возможно в том случае, когда устанавливается пропорциональность и сбалансированность между взаимосвязанными экономическими процессами. Соответствие должно достигаться между следующими параметрами экономических систем:

— производством и потреблением;

— совокупным спросом и совокупным предложением;

— товарной массой и ее денежными эквивалентом;

— сбережениями и инвестициями;

— рынками труда, капитала, потребительских благ и проч.

Достижение соответствия между перечисленными взаимосвязанными параметрами экономической системы будет означать установление так называемых общих пропорций в экономике. Отсутствие равновесия при таком подходе означает, что какие-то сферы экономики не сбалансированы. Нарушение общих пропорций будет проявляться в таких явлениях, как инфляция, безработица, спад производства, уменьшение объема национального продукта и снижение реальных доходов населения.

Частичное равновесие

Анализируя поведение обособленных экономических субъектов — производителей и потребителей на отдельных (локальных) рынках, можно сделать вывод, что стремление фирмы к максимизации прибыли, а потребителя к максимизации полезности приводит к установлению равновесия на отдельно взятых рынках.

О достижении равновесия при таком подходе мы говорим, когда поведение субъектов экономических отношений характеризуется стремлением к достижению равновесия. При этом разнонаправленные силы имеют возможность одинаково воздействовать на ту или иную ситуацию, например, взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. Это равновесие может нарушаться в условиях несовершенной конкуренции, когда интересы экономических субъектов, обладающих монопольной властью, превалируют над интересами остальных участников экономического процесса. Анализ подобных ситуаций называется анализом частичного равновесия. Основы анализа частичного равновесия заложены в трудах А.Маршалла.

К частичным пропорциям относится соответствие элементов в рамках отдельных функциональных и организационных компонентов экономической системы. Мы рассматриваем частичные пропорции, когда анализируем спрос и предложение на отдельных рынках товаров и услуг и на рынках факторов производства. Анализ частичного равновесия необходим, но недостаточен, если речь идет о хозяйственной системе в целом.

Стабильность общего равновесия и причины его нарушения

На уровне макроэкономики закономерно возникают вопросы: «Гарантирует ли достижение частичного равновесия, пусть даже на всех рынках товарных и факторных, достижение общего равновесия в масштабе всей хозяйственной системы? Будет ли подобное макроэкономическое равновесие единственно возможным? Будет ли оно устойчивым?»

Следует отметить, что рассогласование или неравновесие в масштабах всей хозяйственной системы может быть вызвано как обособленностью отдельных ее сфер, порождаемой процессом общественного разделения труда, специализацией и кооперированием, так и динамизмом развития. В этом случае ситуация в экономике постоянно изменяется под воздействием множества разнообразных факторов: технического прогресса, условий производства, спроса и др. Возникают иные представления об оптимальных пропорциях. Отсюда очевидно, что макроэкономическое равновесие, если оно в данное время имеет место, вряд ли будет стабильно. Неизбежно его постоянное нарушение.

Но если так, то возникает вопрос — есть ли смысл «останавливать прекрасное мгновение», есть ли смысл исследовать ситуацию, которая похожа на некий абстрактный труднодостижимый идеал. Ответ сколь очевиден, столь и важен. Подобного рода анализ, как и создание на его основе моделей идеального и реального макроэкономического равновесия, важен, помимо прочего, тем, что он может быть «точкой отсчета», дающей исходные параметры для анализа причин нарушения равновесия — типичной экономической ситуации, которая представляет собой некое постоянное колебание во­круг состояния равновесия. Другими словами, анализ динамичных экономических процессов, которые можно охарактеризовать также как состояние «равновесия — неравновесия» возможен только на основе представлений о параметрах того состояния, которое принято называть общим экономическим равновесием (ОЭР).

Отсюда понятно, почему проблемы частичного и общего равновесия, а также выбор способов и средств обеспечения общего равновесия — относятся к числу центральных проблем экономической теории, во многом определяющих ее философскую базу.

 

  1. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИКИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ. ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ.

Чистое общ благо – это такое благо, кот потребляется коллективно всеми потребителями независимо от того, платят они за него или нет. Они оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются на рынке.

Характ особенности:

1. Неперегружаемость в потреблении – пояление доп потребителя не снижает полезности, получаемой остальными потр.

2. Неисключаемость в потреблении – невозможно исключить кого-либо из пользования данным благом.

Оптим объем производства чистых общ благ опред в соотв с равенством MC = å МВ, где МС- пред общест издержки производства ед блага, å МВ – сумма пред полезностей, полученных каждым из потребителей доп ед чист общ блага.

Самое большое, что потреб готов заплатить за покупку блага – пред полезность блага, кот он мог бы т.о. получить.

Когда потреб занижают оценку ст-сти и свою оплату общ блага внадежде получить выгоду за счет усилийи вкладов других, возникает проблема зайцев.

Многие тов и усл по своим хар-кам находятся между частными и общ благами. Это перегружаемые блага, которых может не хватить на всех. (скоростное шоссе). Начиная с опред кол-ва потребителей появление каждого доп потребителя приводит к уменьшению полезности.

Исключаемые общ блага – издержки операции по ограничению доступа к ним потребителей относительно низкие.

Для перегружаемых благ соблюдается только условие неисключаемости в потреблении. А для исключаемых благ – только условие неперегружаемости.

Главным звеном в социальной деятельности государства являет­ся политика формирования доходов населения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.