Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткие теоретические сведения. Решение прикладных задач, основанных на использовании алгоритмов численных методов вычисления интегралов

Лабораторная работа № 6

Решение прикладных задач, основанных на использовании алгоритмов численных методов вычисления интегралов

Цель лабораторной работы: приобрести навыки решения прикладных задач, основанных на использовании алгоритмов численных методов вычисления интегралов.

Порядок выполнения лабораторной работы

1. Ознакомиться с разделом «Краткие теоретические сведения».

2. Выполнить свой вариант из раздела «Индивидуальные задания».

3. Оформить отчет.

Краткие теоретические сведения

Определенный интеграл от непрерывной функции f(х) ³ 0 в пределах от а до b представляет площадь криволинейной трапеции S, ограниченной кривой f (x), осью абсцисс и прямыми х = а, х = b (рисунок 1).

S

Рисунок 1. Определённый интеграл – площадь криволинейной трапеции

Из курса высшей математики известно, что

где F (x) – первообразная для f (х) на отрезке [а, b], т.е. F¢ (x) = f (х) на отрезке [a, b]. Если f (х) < 0 на отрезке [a, b], то в формуле S < 0, но ç Sç равно площади криволинейной трапеции, находящейся под осью абсцисс.

Однако на практике приведенной формулой часто нельзя воспользоваться по двум основным причинам:

1) вид функции f(x) не допускает непосредственного интегрирования, т.е. первообразную нельзя выразить в элементарных функциях;

2) значения функции f(x) заданы только на фиксированном конечном множестве точек xi, т.е. функция задана в виде таблицы.

В этих случаях используются методы численного интегрирования. Они основаны на аппроксимации подынтегральной функции некоторыми более простыми выражениями, например, многочленами нулевой = с), первой (у = сх + d) или второй = сx2 + dх + k) степени, а численные методы вычисления определенного интеграла, основанные на подобной аппроксимации, называются соответственно методами прямоугольников, трапеций и Симпсона (парабол).

Пусть требуется приближенно вычислить значение интеграла .В методе прямоугольников (рисунок 2) криволинейная трапеция разбивается на п частей, каждая из которых представляет собой прямоугольник, основание которого равно шагу интегрирования , а длины сторон соответственно Y0 = f(x0), Y1 = f(x1), Yn = f(xn), где x0 = a, x1, …, xn-1, xn = b – точки деления отрезка [a, b] на n равных частей.

Различают методы правых, левых и средних прямоугольников, в зависимости от расположения начальной точки x0 при вычислении площади элементарного прямоугольника. При этом, если за высоту каждого прямоугольника принимается левая ордината (y0, y1, y2…), то вычисление интеграла будет производиться по методу левых прямоугольников; если правая ордината (y1, y2, y3…), то по методу правых прямоугольников; если за высоту принимается середина интервала h, то будет применяться метод средних прямоугольников. Основанием всех прямоугольников будет являться величина шага интегрирования h.

 

 

Рисунок 2 — К выводу формул вычисления определённых интегралов

методами прямоугольников.

Тогда при методе левых прямоугольников

,

при методе правых прямоугольников

,

при методе средних прямоугольников

.

Как видно из рисунка 2, первоначальное значение при методе левых прямоугольников , правых — , средних — . Последующие значения будут получаться через операцию присваивания = + h, а элементарные площади S1, S2, …, Sn будут вычисляться по формуле . Сумма этих площадей дает значение интеграла. Изложенное выше реализует алгоритм (рисунок 3), где - значения элементарных площадей, а их сумма S – значение интеграла.

Рисунок 3 — Схема алгоритма вычисления интеграла методом

левых прямоугольников

Более точное значение интеграла получается при вычислении его методом трапеций, когда ординаты y0, y1, y2… yn подынтегральной функции соединяют отрезками прямых и искомую площадь заменяют суммой площадей трапеций, высотой которых является шаг h, а основаниями и для S1, и для S2 (рисунок 2).

Тогда

,

где , а y0, y1, y2 … yn равны значениям функции при соответствующих значениях аргумента .

Поскольку , , , …, то схема алгоритма примет вид, приведенный на рисунке 4, где - значения площадей трапеций, а их сумма S – значение интеграла.

Рисунок 4 — Схема алгоритма вычисления интеграла методом трапеций.

Еще точнее значение интеграла получается при вычислении его методом Симпсона, когда на каждой паре соседних участков ординаты y0, y1, y2; y2, y3, y4; y4, y5, y6… подынтегральной функции соединяют параболами, проходящими через 3 точки, и искомую площадь заменяют суммой площадей криволинейных трапеций.

Тогда

где , а y0, y1, y2 … yn равны значениям функции при соответствующих значениях аргумента .

Поскольку , , , …, то схема алгоритма примет вид, приведенный на рисунке 5, где - значения площадей криволинейных трапеций, а их сумма S – значение интеграла.

Рисунок 5 — Схема алгоритма вычисления интеграла методом Симпсона


Варианты индивидуальных заданий разного уровня

Составить схемы алгоритма и программы на языке Pascal для вычисления заданного интеграла методами прямоугольников (левых, правых, средних) и методом трапеции.

Вычислить аналитически значение заданного определенного интеграла на интервале[a, b]. Сверить полученное значение с результатами вычислений программы.

Проверить работу программ с различными значениями переменной n. Сделать вывод о том, как влияет значение n на результат вычисления интеграла.

Вариант 1 Вариант 16
Вариант 2 Вариант 17
Вариант 3 Вариант 18
Вариант 4 Вариант 19
Вариант 5 Вариант 20
Вариант 6 Вариант 21
Вариант 7 Вариант 22
Вариант 8 Вариант 23
Вариант 9 Вариант 24
Вариант 10 Вариант 25
Вариант 11 Вариант 26
Вариант 12 Вариант 27
Вариант 13 Вариант 28
Вариант 14 Вариант 29
Вариант 15 Вариант 30

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практическое задание 1 | Лабораторная работа.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.