Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация и задачи сети наблюдения и лабораторного контроля23.






Сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) является составной частью сил и средств наблюдения и контроля РСЧС.

Система СНЛК организационно включает службы наблюдения и лабораторного контроля различных министерств и ведомств, в том числе и государственного сани­тарно-эпидемиологического надзора.

Общее руководство СНЛК возлагается на МЧС России. Непосредственное руко­водство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют министерства, го­сударственные комитеты, ведомства и организации, включенные в структуру СНЛК.

Наблюдение и лабораторный контроль в Российской Федерации организуется и проводится в целях:

• своевременного обнаружения и индикации26 радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) в ЧС мирного и военного времени;

• принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного про­
изводства от АОХВ, биологических (бактериологических) средств (БС) -
возбудителей инфекционных заболеваний.

 

Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сы­рья, питьевой воды радиоактивными веществами (РВ), отравляющими веществами (ОВ), ава-рийноопасными химическими веществами (АОХВ) и БС с помощью технических средств. Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продоволь­ствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого аген­та (для БС - после проведения специфической индикации).

Индикация - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязне­ния) РВ, ОВ, АОХВ, БС и определить их вид.

СНЛК имеет три уровня: федеральный, региональный и местный.

Федеральный уровень СНЛК формируется на основе академических научно-исследовательских учреждений, организаций и учреждений центрального подчине­ния, действия которых в СНЛК в целом координирует МЧС России.

Региональный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организа­ций, отраслевых научно-исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) выс­ших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на террито­рии республик в составе Российской Федерации, краев, областей, решающих задачи в масштабе региона. Координацию деятельности учреждений СНЛК данного уровня осуществляют региональные центры по делам ГОЧС.

Местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Коорди­нацию деятельности на местном уровне СНЛК осуществляют соответствующие ко­митеты (комиссии) по чрезвычайным ситуациям территориальных органов исполни­тельной власти и территориальные штабы по делам ГОЧС.

Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах: повседневной дея­тельности, повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации.

Система СНЛК включает:

• Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля МЧС России;

• академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения;

• кафедры (лаборатории) высших учебных заведений гидрометеорологическо­го, химического, токсикологического, ветеринарного, агрохимического и фи-топатологического профилей;

• территориальные управления и центры по гидрометеорологии и мониторин­гу окружающей среды;

• специализированные инспекции аналитического контроля;

• авиа- и гидрометеорологические станции и посты;

• специализированные комбинаты «Радон»;

• Российский республиканский информационно-аналитический центр госсан-эпидслужбы;

• центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на воз­душном и водном транспорте (бассейновые ЦГСЭН);

• территориальные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

• центры санитарно-эпидемиологического надзора и медико-санитарные части Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России;

• сетевой, дорожные, отделенческие, линейные центры санитарно-эпидемио­логического надзора на железнодорожном транспорте МПС России (ЦСЭН);

• противочумный центр, противочумные станции;

• территориальные ветеринарные лаборатории;

• проектно-изыскательскис центры и станции агрохимической службы, центры химизации и сельскохозяйственной радиологии, агрохимические лаборатории;

• станции защиты растений;

• пункты сигнализации и прогнозов проявлений и развития вредителей и бо­лезней сельскохозяйственных растений;

• пограничные пункты по карантину растений;

• производственные (объектовые) лаборатории министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций Российской Федерации;

• химико-радиометрические лаборатории гражданской обороны;

• посты радиационного и химического наблюдения.

Головные учреждения СНЛК (наиболее подготовленные к выполнению задач) явля­ются подразделениями повышенной готовности со сроком приведения в готовность 8 ч.

Основной задачей Федерального Центра Госсанэпиднадзора Минздрава России является участие в разработке и проведении мероприятий по обеспечению лабора­торного контроля и экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний, а также оказание методи­ческой помощи учреждениям санитарно-эпидемиологического надзора в ЧС мирного и военного времени.

На республиканские, краевые, областные, портовые, городские, районные 1-й категории ЦГСЭН России и соответствующие им ЦСЭН на железнодорожном транс­порте МПС России, центры санитарно-эпидемиологического надзора и медико-сани­тарные части Федерального управления медико-биологических и экстремальных про­блем при Минздраве России возлагается:

• проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового пора­жения силами создаваемых на базе ЦГСЭН (ЦСЭН, МСЧ) формирований (групп эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологических отрядов и др.);

• установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний в ЧС мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питье­вой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и тру­пов людей (специфическая индикация);

• осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только для республиканских, краевых и областных ЦГСЭН);

• проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пище­вого сырья, загрязненных РВ, OB, АОХВ и зараженных БС, с выдачей заклю­чения о пригодности их к использованию но назначению;

• измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

• определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах про­довольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;

• установление радионуклидного состава исследуемых проб (кроме районных ЦГСЭН);

• определение на контролируемых объектах загрязненности продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья ОВ и АОХВ;

• руководство работой нижестоящих звеньев ЦГСЭН на подведомственной территории и оказание им методической помощи.

Основными задачами городских, районных ЦГСЭН 2-й и 3-й категории Госсан­эпиднадзора России и соответствующих им ЦСЭН на железнодорожном, водном и воздушном транспорте являются:

• проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой тер­ритории;

• установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружаю­щей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей в ЧС мирного времени;

• исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продоволь­ствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность известными возбу­дителями;

• измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

• установление наличия в объектах окружающей среды OB, АОХВ, проведе­ние их предварительной идентификации;

• отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных РВ, ОВ, АОХВ и зараженных БС, доставка их в головные ЦГСЭН для лабораторных исследований и проведения сани­тарной экспертизы.

Основной задачей Противочумного центра Госсанэпиднадзора России является мето­дическое руководство деятельностью противочумных станций по вопросам особо опасных природ! ю-очаговых инфекционных заболеваний в ЧС мирного и военного времени.

Основными задачами противочумных станций и их отделений являются:

• проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах бактериально­го заражения;

• осуществление идентификации штаммов микроорганизмов бактериальной группы, выделенных из различных проб в результате проведения специфиче­ской индикации;

• при получении сомнительных результатов доставка в соответствующий центр специфической индикации проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также материалов, взятых от больных и трупов;

• измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

• установление наличия в окружающей среде ОВ и проведение индикации.

Учреждения гидрометеорологических станций, входящие в СНЛК, агрохимические лаборатории, объектовые лаборатории некоторых министерств и ведомств осуществляют:

• определение уровней гамма-излучения на местности в районе своих площа­док размещения;

• количественный и качественный лабораторный контроль за загрязненностью АОХВ почвы, растений и продуктов растениеводства, открытых водоемов;

• проведение разведки в зонах химического и радиоактивного загрязнения на объектах сельского хозяйства;

• выявление характера эпидемического очага.

В ведомственных лабораториях министерств, отвечающих за пищевую, мясную и молочную промышленность, рыбное хозяйство, и других осуществляют наблюдение и лабораторный контроль за загрязненностью опасными для людей и животных веществами государственных ресурсов зерна и продуктов его переработки, пищевого сырья, пищевых продуктов, государственных резервов продовольственных товаров, изготовляемых, перерабатываемых и хранящихся на подведомственных предприяти­ях, складах и базах. Эти же лаборатории выдают заключение на их реализацию. Кро­ме того, они определяют полноту дезактивации, дегазации и дезинфекции пищевого сырья, полуфабрикатов и пищевых продуктов.

Химико-радиометрические лаборатории гражданской обороны проводят радиа­ционную, химическую, неспецифическую бактериологическую разведку в зонах за­ражения (загрязнения), индикацию OB, АОХВ, в том числе компонентов ракетного топлива, участвуют в подготовке специалистов производственных (объектовых) ла­бораторий, включенных в СЫЛК.

Посты радиационного и химического наблюдения на предприятиях мини­стерств, государственных комитетов и ведомств осуществляют наблюдение в ЧС мирного и военного времени для своевременного обнаружения в объектах окружаю­щей среды РВ, ОВ и АОХВ и их индикацию техническими средствами.

В случае необходимости перебазирования формирований службы санитарно-эпидемиологического надзора в места их нового размещения в районе ЧС все лабора­тории должны прибыть в короткие сроки и развернуть функциональные подразделе­ния для работы. Для этого необходимо заранее предусмотреть выделение палаточно­го фонда или лабораторий на автомобилях. В случае невозможности развертывания лабораторий и организации их работы в зонах ЧС индикация должна проводиться в лаборатории по месту ее постоянного расположения или в сохранившихся пригодных помещениях.

При комплектовании лаборатории для индикации временно могут быть исполь­зованы специалисты местных центров санитарно-эпидемиологического надзора и объектовых лабораторий. Для проведения микробиологических исследований лабо­ратория должна иметь: начальника лаборатории - бактериолога, 4-5 врачей-бакте­риологов, 2 врачей-вирусологов, 6-7 лаборантов, 2-3 санитаров (препараторов), тех­ника-механика.

В токсико-химических и радиологических лабораториях используется существую­щий штат, но не менее 2-3 врачей соответствующего профиля в каждой лаборатории.

В соответствии со схемой лабораторных исследований в учреждениях и форми­рованиях центров санитарно-эпидемиологического надзора, центров гигиены и эпи­демиологии ежедневно можно исследовать до 25-30 микробиологических проб, 48-50 - токсико-химических, 90-100 - радиологических.

После доставки проб из эпидемического очага определяется вид бактерий. Для этого требуется выдать предварительный ответ через 1-3 ч, а окончательный - через 12-48 ч.

Учреждения, в том числе ЦГСЭН, СЭО, СПЭБ, должны иметь следующий ком­плект документации:

• ведомственное Положение (Инструкцию) о работе СНЛК;

• план перевода учреждений с мирного на военное положение;

• план подготовки и развития учреждения СНЛК на текущий год и на перспективу;

• схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;

• перечень функциональных обязанностей специалистов учреждений;

• перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйст­венных животных и растений;

• перечень АОХВ, вырабатываемых на химических предприятиях и хранящих­ся на территории объекта и региона;

• перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;

• инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологическо­го (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядке оповещения о за­ражении (загрязнении) объектов окружающей среды;

• инструкцию о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объ­ектов окружающей среды со схемой связи;

• методики отбора проб и проведения исследований на загрязненность РВ, ОВ, АОХВ и зараженность БС, определенных Перечнем особо опасных заболева­ний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;

• нормы допустимых уровней радиоактивного загрязнения, предельно-допус­тимых концентраций ОВ и АОХВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье для мирного и военного времени;

• карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, хи­мической и биологической (бактериологической) обстановки;

• журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;

• журнал радиационного, химического и биологического (бактериологическо­го) наблюдения (разведки);

• инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, загрязненными РВ, ОВ, АОХВ и зараженными БС;

• переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информа­ции по подчиненности и в территориальный штаб по делам ГОЧС.

Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нее задач обеспечи­вается соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, ла­бораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методика­ми. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководите­ли учреждений СНЛК.

Подготовка и переподготовка специалистов организуется и проводится мини­стерствами и ведомствами Российской Федерации по планам и программам, согласо­ванным с МЧС России. В целях совершенствования ее учреждений ежегодно плани­руются и проводятся учения и тренировки.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.