Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Алгоритм расчета кротчайших расстояний






 

Как известно, во всех нетривиальных случаях задача выбора кратчайшего пути между вершинами транспортной сети является многовариантной. ее решение путем перебора и сравнения всех возможных маршрутов движения между заданными пунктами неэффективно.

Для определения кратчайших расстояний в настоящее время применяют математические методы. Мы определяем кратчайшие расстояния самым распространенным методом, который называется метод " метлы".

Для расчета кратчайших расстояний необходимы исходные данные: модель транспортной сети, на которой указаны номера вершин длины звеньев; номер вершины, из которой начинается движение (будем называть ее вершиной " от"); номер вершины, до которой (назовем ее вершиной " до") нужно определить кратчайший путь. Рассчитывая последовательно каждый шаг, заполняем специальную таблицу (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 – Специальная таблица к алгоритму расчета кратчайших расстояний

 

Номер вершины Расстояние, км Условные знак проверки Номер предыдущей вершины
      -
       

 

Алгоритм состоит из следующих шагов.

Шаг 1. Его можно назвать подготовительным. В первую колонку таблицы 3.1 заносим номер вершины, во вторую - в сторону вершины " от ставим " 0" - ноль, во все другие строки запишем заведомо большое число М. В третьей колонке в строке вершины " от" ставим " 1" - единицу, т.е. условный знак проверки (см. таблицу 3.2).

 

Таблица 3.2 - Результат первого шага расчета кратчайших расстояний

 

Номер вершины Расстояние, км Условные знак проверки Номер предыдущей вершины
  М    
      -
  М    
М  
М  
  М    
  М    
  М    

 

 

Шаг 2. Выбираем любую строку, где имеется условный знак проверки. Если такой строки нет, переходим к шагу 3. В противном случае (строка с условным знаком проверки есть) выполняем такие операции:

зачеркиваем условный знак проверки;

перебираем все связи вершины с условным знаком проверки с другими вершинами.

Для каждых из таких вершин рассчитываем вариант расстояния от вершины " от" по формуле:

 

lk, j=lk, I+li, j, (3.1)

 

где lk, j; lk, I - расстояния от вершины " от" до j-й, i-й вершины

соответственно

lj, i - расстояние от i-й до j-й вершины.

 

После этого полученное расстояние lk, j сравниваем с имеющимся в строке j-й вершины (обозначим его l*k, j).

В противном случае зачеркиваем в строке с вершиной j значение l*k, j, заносим в эту строку расстояние lk, j, в третьею колонку записываем условный знак проверки, в четвертую колонку - номер предыдущей вершины (см. таблицу 3.3).

Если lk, j≥ l*k, j, то в таблицу 3.1 ничего не записываем.

 

Шаг 3. Расчет закончен. Во второй колонке таблице 3.1 в каждой строке не зачеркнутая цифра будет являться кратчайшим расстоянием от вершины " от" до вершины, записанной в первой колонке (см. таблицу 3.4).

Определяем конечный маршрут следования. Для этого, начиная с вершины " до" перечисляем номера предыдущих вершин, т.е. получаем запись маршрута в обратном порядке. " Перевернув запись, мы придем к маршруту следования по кратчайшему пути.

 

Масштаб (М) дорожной сети условно принимаем следующим образом:

М=500 (Ц12),

где Ц1, Ц2 - последняя и предпоследняя цифры номера зачетной книжки соответственно. Таким образом, каждому сантиметру на рисунке будет соответствовать М метров реальной дорожной сети. Получаем:

М=500 (3+2)=2500 м

 

Таблица 3.3 - Таблица кратчайших расстояний

 

№ вершины Расстояние между вершинами км. Условный знак проверки № предыдущей вершины
  27, 5 1  
    1  
  26, 5 1  
    1  
  19, 5 1  
  19, 5 1  
  15, 75 1  
8 (Г1)   1  
    1  
    1  
11(Г2) 26, 25 1  
  27, 27 1  
  15, 25 1  
    1  
    1  
16(Г20) 13, 25 1  
17(Г4) 20, 5 1  
  18, 75 1  
19(Г3) 22, 25 1  
    1  
    1  
  10, 75 1  
    1  
    1  
25(Г5)   1  
  15, 25 1  
  13, 25 1  
  14, 25 1  
  12, 5 1  
30(Г7)   1  
  10, 5 1  
32(Г21)   1  
  4, 75 1  
34(Г19) 7, 25 1  
    1  
    1  
  13, 5 1  
    1  

Окончание таблицы 3.3

№ вершины Расстояние между вершинами км. Условный знак проверки № предыдущей вершины
  10, 25 1  
  8, 5 1  
  6, 5 1  
  14, 25 1  
43(Г6)   1  
  11, 5 1  
  10, 75 1  
46(Г9) 9, 5 1  
47(Г11) 4, 25 1  
  2, 25 1  
49(Г15)     -
  2, 25 1  
  3, 25 1  
52(Г18) 5, 25 1  
  10, 25 1  
  8, 5 1  
55(Г12)   1  
    1  
57(Г8) 15, 25 1  
58(Г10) 12, 75 1  
  11, 25 1  
  9, 5 1  
  7, 25 1  
  5, 25 1  
63(Г14) 3, 25 1  
64(Г17) 5, 25 1  
  7, 5 1  
  16, 25 1  
  14, 25 1  
  12, 75 1  
69(Г13)   1  
  8, 5 1  
  6, 75 1  
    1  
73(Г16) 7, 5 1  
  9, 75 1  
  11, 25 1  

 

Таблица 3.4 - Соответствие точек графа нумерации грузовых пунктов

№ Вершины                            
№ Пункта Г1 Г2 Г3 Г6 Г7 Г10 Г11 Г15 Г16 Г17 Г18 Г19 Г20 Г21

 

 

Таблица 3.5 - Матрица кратчайших расстояний без учета знаков, установленных на дорожной сети

  Г1 Г2 Г3 Г6 Г7 Г10 Г11 Г15 Г16 Г17 Г18 Г19 Г20 Г21
Г1   6, 25 6, 75 10, 75 13, 25   15, 5 19, 75 26, 25 24, 25     28, 25 15, 25
Г2 6, 25   5, 25   17, 5 18, 5 19, 75   30, 5 28, 5 29, 25 26, 25 32, 5 19, 5
Г3 6, 75 5, 25     13, 5 14, 5 15, 75   26, 5 24, 5 25, 25 22, 25 28, 5 15, 5
Г6 10, 75       9, 25 3, 5 4, 75   15, 5 13, 5 14, 25 16, 25 22, 25 9, 5
Г7 13, 25 17, 5 13, 5 9, 25   11, 75 6, 75   17, 5 15, 5 14, 75 8, 75    
Г10   18, 5 14, 5 3, 5 11, 75   6, 75   13, 25 11, 25 16, 25 18, 25 24, 25 11, 5
Г11 15, 5 19, 75 15, 75 4, 75 6, 75 6, 75   4, 25 10, 75 8, 75 9, 5 11, 5 17, 5 4, 75
Г15 19, 75           4, 25   7, 5 5, 25 5, 25 7, 25 13, 25  
Г16 26, 25 30, 5 26, 5 15, 5 17, 5 13, 25 10, 75 7, 5   6, 25 12, 75 14, 75 20, 75 15, 5
Г17 24, 25 28, 5 24, 5 13, 5 15, 5 11, 25 8, 75 5, 25 6, 25   6, 75 8, 75 14, 75 13, 5
Г18   29, 25 25, 25 14, 25 14, 75 16, 25 9, 5 5, 25 12, 75 6, 75       12, 75
Г19   26, 25 22, 25 16, 25 8, 75 18, 25 11, 5 7, 25 14, 75 8, 75     6, 5 6, 75
Г20 28, 25 32, 5 28, 5 22, 25   24, 25 17, 5 13, 25 20, 75 14, 75   6, 5    
Г21 15, 25 19, 5 15, 5 9, 5   11, 5 4, 75   15, 5 13, 5 12, 75 6, 75    

 

Таблица 3.6 - Матрица кратчайших расстояний с учетом знаков, установленных на дорожной сети

  Г1 Г2 Г3 Г6 Г7 Г10 Г11 Г15 Г16 Г17 Г18 Г19 Г20 Г21
Г1   6, 25 6, 75 11, 25 17, 5     20, 25   24, 75 31, 75 26, 25 32, 75 19, 5
Г2 6, 25   5, 75 17, 5 23, 75 20, 25 22, 25 26, 5 33, 25     32, 5   25, 75
Г3 6, 75 5, 75     24, 25 20, 75 22, 75   33, 75 31, 5 38, 5   39, 5 26, 25
Г6 11, 25 17, 5     11, 5   4, 75   15, 75 13, 5 20, 5 16, 25 22, 75 9, 5
Г7 17, 5 23, 75 24, 25 11, 5   13, 5 6, 75   17, 75 15, 5 14, 75 8, 75 15, 25  
Г10   20, 25 20, 75   13, 5   6, 75   13, 5 11, 25 18, 25 18, 25 24, 75 11, 5
Г11   22, 25 22, 75 4, 75 6, 75 6, 75   4, 25   8, 75 15, 75 11, 5   4, 75
Г15 20, 25 26, 5         4, 25   7, 5 5, 25 12, 25 7, 25 13, 75  
Г16   33, 25 33, 75 15, 75 17, 75 13, 5   7, 5   6, 25 12, 75 14, 75 20, 75 15, 5
Г17 24, 75   31, 5 13, 5 15, 5 11, 25 8, 75 5, 25 6, 25     12, 5   13, 5
Г18 31, 75   38, 5 20, 5 14, 75 18, 25 15, 75 12, 25 12, 75         12, 75
Г19 26, 25 32, 5   16, 25 8, 75 18, 25 11, 5 7, 25 14, 75 12, 5     6, 5 6, 75
Г20 32, 75   39, 5 22, 75 15, 25 24, 75   13, 75 20, 75     6, 5    
Г21 19, 5 25, 75 26, 25 9, 5   11, 5 4, 75   15, 5 13, 5 12, 75 6, 75    

 

 

4 Выбор подвижного состава

Эффективность перевозок непосредственно зависит от правильного выбора подвижного состава. При решении этой задачи исходят из величины и структуры грузопотоков, возможных способов выполнения перевозок. Для изучения грузопотоков их изображают графически, т.е. строят Эпюру (схему, картограмму) грузопотоков В Приложении Б1.

В процессе выбора типа кузова автомобиля определяющим фактором является физико-механические свойства груза. Так навалочные грузы перевозят на самосвалах.

Далее определяем тип подвижного состава. При этом одним из основных факторов являются дорожные условия, которые обуславливают максимально допустимые общий вес подвижного состава и нагрузку на ось. Известно, что чем больше грузоподъемность, тем меньше транспортные издержки и выше производительность подвижного состава. Однако максимальная грузоподъемность автомобиля ограничена в зависимости от группы подвижного состава, эксплуатация которой возможна в заданных дорожных условиях (таблица 4.1).

 

Таблица 4.1 - Задание на перевозку грузов, тыс.т

 

Пункт разгрузки Пункт погрузки Потребность в грузе
Г15 Г15 Г17 Г18 Г6
Г15           5, 25   12, 25      
                   
Г18   12, 25   12, 25           20, 5  
                   
Г20   13, 25   13, 25           22, 75  
                   
Г21           13, 5   12, 75   9, 5  
                   
Г19   7, 25   7, 25   12, 5       16, 25  
                   
Г1   20, 25   20, 25   24, 75   31, 75   11, 25  
                   
Г2   26, 5   26, 5           17, 5  
                   
Г3           32, 5   38, 5      
                   
Г16   7, 5   7, 5   6, 25   12, 75   15, 75  
                   
Г11   4, 25   4, 25   8, 75   15, 75   4, 75  
                   
Г7           15, 5   14, 75   11, 5  
                   
Наличие груза            
                                                             

 

Таблица 4.2 Задание на перевозку груза

 

Пункт Категория дороги Наименование груза Объем перевозки, тыс. т/год Расстояние, км
погрузки разгрузки
Г17 Г15 II Щебень   5, 25
Г15 Г18 Грунт   12, 25
Г18 Г20 Щебень    
Г15 Г21 Грунт    
Г18 Г19 Щебень    
Г6 Г1 Грунт   11, 25
Г6 Г2 Грунт   17, 5
Г6 Г3 Грунт    
Г17 Г16 Щебень   6, 25
Г15 Г11 Грунт   4, 25
Г15 Г7 Грунт    

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.