Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этика государственного управления, специфические требования к государственному аппарату и его работникам






 

Этика государственного служащего — это кодекс поведения, включающий этические принципы и нормы, в наиболее общей форме выражающие моральные требования к нрав­ственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности.

В Указе Президента РФ № 885 от 12 августа 2002 г. «Об утвер­ждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» подчеркивается, что госслужащий призван:

§ исполнять должностные (служебные) обязанности добросо­вестно, на высоком профессиональном уровне в целях обес­печения эффективной работы государственного органа;

§ исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

§ осуществлять свою деятельность в рамках установленной за­конами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа;

§ не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независи­мым от влияния со стороны граждан;

§ исключать действия, связанные с влиянием каких-либо лич­ных, имущественных (финансовых) и иных интересов, пре­пятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;

§ соблюдать установленные законом ограничения для государ­ственных служащих;

§ соблюдать политическую нейтральность, исключающую воз­можность какого-либо влияния на свою служебную деятель­ность решений политических партий или иных обществен­ных объединений;

§ соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

§ проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;

§ проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особеннос­ти различных этнических социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессионально­му согласию;

§ воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать со­мнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также из­бегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

§ при угрозе возникновения конфликта интересов — ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повли­ять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, — сообщать об этом непосредственному руко­водителю и выполнять его решение, направленное на предот­вращение или урегулирование данного конфликта интересов;

§ не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся;

§ воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности;

§ соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной ин­формации;

§ уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию обще­ства о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации.

Из конституционных требований и положения Закона «Об ос­новах государственной службы РФ» вытекает принцип бесприст­растности и независимости, нашедший правовое обеспечение в ряде ограничений, связанных с государственной службой. Государственному служащему запрещается заниматься другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и иной творчес­кой деятельности; быть депутатом законодательного органа любого уровня, заниматься предпринимательской деятельностью и состо­ять членом органа управления коммерческой организации; ис­пользовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию и др.

10.2.Эффективность управления: сущность, критерии и показатели

 

Эффективность управления состоит в обеспечении достижения по­ставленных целей в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных, ду­ховных и т. п.

Общую формулу эффективности управленческого труда (Еу) можно представить следующим образом:

Еу = эффект (результат)/затраты управленческого труда;

В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко измерить время, труд­но выделить результат.

Эффективное управление иногда рассматривается как способность ре­шать возникающие проблемы. Однако следует помнить, что в большин­стве случаев (за исключением природных аномалий, не зависящих от людей) именно некомпетентность в управления выступа­ют причинами самих проблем, степени их обострения и глубины по­ражающего воздействия на общество.

Следует учитывать, что на эффективность управления влияет ряд фак­торов, в том числе:

· потенциал сотрудников, их способность выполнять определенную работу;

· средства производства;

· культура организации;

· организационная структура управления

· характер взаимодействия с внешней средой и др.

 

Критерий в общепризнанном смысле - это признак, на основе кото­рого оценивается факт, определение, классификация. Критерии эффективности представляют собой признаки, сто­роны проявления управления, посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потреб­ностям и интересам обществам.

Показатель - это категория, отражающая ход или развитие какого-либо процесса.

Необходимо различать понятия " критерий" и " показатель эффектив­ности". Критерии обозначают объективную направленность эффек­тивности, а показатели оценивают ее уровень. Например, критерии определяются по прибыли, экономии, затратам, а показатели указы­вают на их количественные характеристики.

Каждый из видов управления имеют свои критерии эффективности. Например, социальная эффективность отличается от экономической, преж­де всего, спецификой числителя: здесь используются показатели, с раз­ных сторон характеризующие изменения качества жизни людей, - по­казатели смертности и рождаемости, реальных доходов населения, ко­личества студентов и т. д.

В качестве критерия эффективности производства исполь­зуются показатели:

обобщающие - объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.;

частные - использования отдельных видов ресурсов: труда, основных фондов, инвестиций.

К критериям эффективности социального управления можно отнести:

• уровень производительности труда, соотносимый с мировыми пара­метрами по его соответствующим видам;

• темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые по методике ООН;

• уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу населения и с разбивкой по доходам различных категорий населения, а также в сравнении со стандартами развитых стран;

• упорядоченность, безопасность общественных отношений, их воспро­изводство с нарастающим позитивным результатом.

В обществе интегрирующ им показателем эффективности управления выступает повышение качества ж изни граждан при наименьших затратах ресурсов. Именно качество жизни - основная цель общест­венного развития и главный критерий эффективности.

Критерии и показатели дифференцируются по сферам жизни: эконо­мической, социальной, политической, духовно-культурной.

К числу экономических критериев и показателей относятся:

• темпы роста экономики;

• совокупный национальный доход;

• рост производительности труда;

• техническая оснащенность производства и др.

Социальные критерии:

• душевой доход;

• семейный доход;

· минимальный прожиточный уровень;

• потребительская корзина и др.

Состояние духовно-культурной жизни общества, как правило, оцени­вается уровнем развития науки, культуры, образования. Например, приемлемым для развития общества в развитых странах в области об­разования является такой показатель, когда расходы на образование составляют не меньше 6% процентов государственного бюджета, ина­че неизбежна стагнация в развитии общества.

В то же время следует обратить внимание и на то, что, на взгляд неко­торых специалистов, корректной оценки эффективности социального управления пока еще нет. При этом они считают, что трудности измерения эффек­тивности управления не исключают возможности ее регулирования, опираясь на анализ, диагностику и проектирование управления. Наиболее удачной попыткой, как признают экономисты, разрабатывающие критерии и показатели эффективности, можно считать разработанный специалистами программы развитие ООН индекс человеческого развития (ИЧР), называемый также индексом развития человеческого потенциала.

ИЧР (индекс человеческого развития) стал средством измерения и оценки имеющихся возможностей для удовлетворения материальных и духовных запросов и потребностей людей. Он используется в мониторинге социально-экономического развития человека, отдельных стран и человечества в целом.

ИЧР отражает как величину благосостояния, так и качество жизни населения той или иной страны и представляет собой среднею арифметическую из трёх наиболее наглядных индикаторов уровня жизни:

Jx1 - индекс ожидаемой продолжительности жизни населения при рождении; Jx2 - индекс уровня образования населения (комбинированный показатель, рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование); Jx3 - индекс реального ВВП на душу населения, исчисляемого по паритету покупательной способности (ППС) валют разных странах в долларах США.

ИЧР = (Jx1+ Jx2 +Jx3) / 3

Согласно методологии ПРООН, при расчёте каждой из составляющих сводного индекса используются фиксированные стандарты минимального и максимального значений, с которыми сравниваются фактические показатели по той или иной стране:

Jxi = фактическое значение xi – минимальное значение xi

максимальное значение xi – минимальное значение xi

 

Для индекса продолжительности предстоящей жизни за максимальный уровень принят срок в 85, минимальный 25 лет. Для индекса образования населения стандарты составляют соответственно 0 и 100 %. Для индекса реального ВВП на душа населения – 100 долларов ППС и 40 000 долларов [Теория управления / под общ. ред А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2003. - С 179- 180].

Анализ значений ИЧР достаточно наглядно показывает, сколько ещё предстоит сделать стране для достижения названых ориентиров. Чем ближе значение этого индекса к единице, тем выше степень человеческого потенциала в данной стране и тем ближе это общество на пути к желаемым целям, и социальное управление можно считать эффективным.

Диапазон значений ИЧР в «Докладе о развитии человека за 2007/2008 год» варьируется от 0, 965 в Норвегии до 0, 311 в Нигере (данные за 2005 г.). Порогом высокого уровня развития человеческого потенциала является значение 0, 800. В группу развитых входят уже 63 страны. C 2005 г. Россия вошла в их число с индексом 0, 802 (в 2001 г. — 0, 779), но занимает только 67 место, между Беларусью и Албанией. Главная причина скромного места в рейтинге – не столько невысокие доходы, сколько чрезвычайно низкая ожидаемая продолжительность жизни россиян.

Центральная проблема методологии эффективности – согласование целей (общих и частных, стратегических, среднесрочных и оперативных), выбор приоритетов, учет сроков и достижения тех или иных результатов. Поэтому необходимым условием получения эффективности является, во-первых, согласованность результатов с фундаментальными, перспективными целями развития социальной системы; во-вторых, ориентация на человека, “человеческий ресурс” как цель и решающий фактор всех перемен, накопления потенциала развития. Критерии и показатели эффективности управления должны быть построены на одной концептуальной основе, объединены единым банком данных в рамках информационной системы и соотнесены с международными нормативами, критериями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.