Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение, причины и формы международной миграции рабочей силы.






Наряду с международным рынком товаров, услуг, капитала все большую силу обретает и международный рынок рабочей силы, который представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях глобализации мировой экономики.

Международная миграция рабочей силы – переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.

Следует различать иммиграцию – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов и эмиграцию – выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.

Соотношение масштабов иммиграции и эмиграции позволяет рассчитать миграционное сальдо – разность иммиграции из страны и эмиграции в страну. Возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства называют реэмиграцией.

В зависимости от времени пребывания на территории другой страны выделяют постоянную и временную миграцию.

Постоянная (безвозвратная) миграция характеризуется численностью прибывших или выбывших на постоянное место жительства. При этом в некоторых странах иностранец начинает считаться иммигрантом (эмигрантом) если он присутствует (или отсутствует) в стране в течение определенного периода времени.

Временная (краткосрочная) миграция представляет собой въезд или выезд, связанный с поиском работы без смены гражданства и постоянного места жительства. Выделяют несколько типов временной миграции:

- эпизодическая миграция, представляющая собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям;

- маятниковая миграция представляет собой ежедневные или еженедельные поездки населения от места жительства до места работы (и обратно), расположенные в разных странах. Мигрантов, ежедневно пересекающих границу для работы в другой стране называют рабочими – фронтальерами;

- сезонная миграция – перемещение трудоспособного населения к местам временной работы в отраслях, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг).

Международная миграция рабочей силы может осуществляться как по экономическим, так и по внеэкономическим причинам. В число последних включается политические и религиозные причины, объединение и распад государств, природные бедствия, войны, экологические проблемы, причины личного характера.

Количественными показателями межстранового перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном балансе. Нерезидентом в этом случае считается частное лицо, находящееся в стране менее года. Если человек пребывает в стране более года, то в целях статистического учета он переклассифицируется в резиденты. В статистике платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям:

- трудовой доход, выплаты занятым – зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. В эту категорию включаются также и все выплаты резидентов в пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу нерезидента;

- перемещения мигрантов – оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну. При этом вывоз имущества эмигрантов в натуре показывается как экспорт товаров из страны, так и его оценочный денежный эквивалент по данной статье;

- переводы работников – пересылка денег и товаров мигрантов своим родственникам, оставшимся на родине. В случае пересылки товаров учитывается их оценочная стоимость.

Разница между статьей «трудовые доходы» и статьями «перемещения мигрантов» и «переводы работников» заключается в том, что в статье «трудовые доходы» учитываются доходы нерезидентов, т. е. временно находящихся в данной стране. В статьях «перемещение мигрантов» и «переводы работников» показываются доходы и расходы резидентов, т. е. мигрантов, которые и остались за рубежом по крайней мере сроком более чем на год. Эти две статьи объединяются в рамках текущих операций в группу частных неоплаченных переводов.

Частные неоплаченные переводы – это оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров на родину. Включает статьи «перемещение мигрантов» и «переводы работников».

Выделяют следующие страны и регионы, являющиеся основными точками притяжения мигрантов из других стран.

Основным центром трудовой миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы являются США. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран – Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т. д.

Другим крупным центром международной миграции рабочей силы является Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран, арабских стран северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран – бывших колоний западноевропейских государств - способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи. Как правило, в Западной Европе иностранная рабочая сила занята в непрестижных для местного населения рабочих местах.

Крупным центром трудовой миграции является Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. В Саудовской Аравии, ОАЭ, Катаре, Бахрейне, Кувейте и Омане иностранные рабочие составляют до 80 % рабочей силы.

В последние годы крупным центром трудовой миграции стала Россия. Сюда устремляется низкоквалифицированная рабочая сила из стран СНГ. Так, по данным ФМС РФ в 2012 году въехало в РФ 15889421 человек, из них встало на миграционный учет 6477674 человека. В девяностые годы наблюдались достаточно высокие масштабы выезда высоквалифицированной рабочей силы из самой России.

2. Последствия миграции для стран – экспортеров и импортеров рабочей силы.

Экономические эффекты иммиграции упрощенно описываются как отрицательные, поскольку рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного населения. Однако, иммигранты заполняют вакансии, считающиеся непрестижными среди местного населения. Многие отрасли производства, дающие, в том числе экспортный доход для стран, не выжили бы без иммигрантов.

Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку. Иммиграция обеспечивает также некоторое омоложение населения, поскольку средний возраст мигрантов чаще всего меньше, чем коренного населения. К тому же у иммигрантов обычно больше детей. Однако в последние годы в связи с массовым перемещением рабочей силы стало изменяться соотношение коренного и приезжего населения в пользу последнего.

Негативные последствия иммиграции связаны с понижением в результате притока иммигрантов уровня оплаты труда неквалифицированной рабочей силы, усилением социальной напряженности, конфликтами между иностранными и национальными рабочими, ухудшением криминогенной обстановки. В последнее время увеличивается нелегальная трудовая миграция. Трудящиеся-мигранты практически во всех странах подвергаются дискриминации. Она касается всех аспектов: занятости, зарплаты, социальных выплат и льгот и т.п.

Благодаря развитию современных средств коммуникации, в первую очередь Интернета, наряду с традиционными формами использования иностранной рабочей силы на территории принимающей страны возникли ее новые дистанционные формы, позволяющие высококвалифицированным специалистам из других стран работать на иностранных заказчиков, не покидая своей родины. Так, индийские инженеры и чертежники, принимая из США по спутниковой связи заказы на архитектурные проекты и отправляя подобным же образом результаты выполненной работы, могут получать приличную зарплату, не уезжая из своей страны. Некоторые финансовые компании США привлекают специалистов, живущих в странах Карибского бассейна, для ввода информации в компьютерные базы данных и ее последующей пересылки в США по электронным средствам связи. Активно трудятся на иностранных работодателей с помощью Интернета и российские ученые.

Заметный вклад в экономику принимающей страны вносит так называемый этнический бизнес, объединяющий соэтнических предпринимателей и работников. Он получил наибольшее развитие в сфере услуг и торговли, в первую очередь в таких их видах, как уборка улиц и помещений, транспортные перевозки, ресторанный, гостиничный и туристический бизнес, торговля продуктами питания, одеждой и изделиями из кожи, оказание бытовых услуг в системе прачечных, ателье, парикмахерских, а также в банковской, страховой и других сферах.

До 90-х годов 20 века Россия практически не участвовала в международной трудовой миграции. Внешняя миграция усилилась в связи с распадом СССР и принятием законодательных актов, разрешающих выезд российских граждан на заработки за рубеж.

В последнее десятилетие трудовая миграция оказывает все возрастающее влияние на формирование российского рынка труда. Наша страна впервые за послевоенную историю вплотную подошла к состоянию депопуляции за счет превышения смертности над рождаемостью.

Сегодня на первый план стали выходить социальные проблемы использования труда иностранных граждан, связанные с взаимоотношениями иностранцев с местными рабочими, администрацией на производстве, местными жителями, влиянием на криминальную обстановку. В основе их лежит множество причин: отсутствие экономических возможностей для удовлетворения запросов иностранных рабочих на производстве и в быту, нелегальная коммерческая деятельность и т.д. Создавшаяся вокруг работников – иммигрантов напряженная социальная ситуация, в свою очередь формирует и их негативное отношение к нашей стране.

В связи с вышесказанным принципиально важным является не только определение экономической эффективности тех или иных форм привлечения иностранных работников, но и разработка мер по социальной адаптации иностранных граждан с целью создания бесконфликтных ситуаций и предотвращения негативного отношения к иностранной рабочей силе граждан республики. Миграционная политика должна строиться на принципе строго дифференцированного подхода к различным профессиональным группам. Этот подход состоит в привлечении максимального числа специалистов высшей квалификации при одновременном ограничении притока работников с более низким образовательным потенциалом. Результатом такой политики должно стать возникновение многоуровневой модели рынка труда, на разных ступенях которого процессы интернационализации приобретают различную форму и интенсивность.

3. Государственное регулирование международноймиграции ра­бочей силы.

По мере того, как развивалось международное движение рабочей силы, создавались и совершенствовались методы государственного управления миграционными потоками.

Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования.

Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммигрантов) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений.

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа не может выполняться местными рабочими. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

- законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности;

-ограничения личного характера (по полу, возрасту, социальному и политическому облику), жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет;

- количественное квотирование. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли;

- экономическое регулирование, заключающееся в определенных финансовых ограничениях, обеспечивающих сокращение численности иммигрантов;

- временные ограничения, заключающиеся в установлении максимальных сроков пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней;

- географические приоритеты, регулируемые с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран;

- явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу, обычно содержащиеся в законах о профессиях, которые иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев.

Во всех странах запрещена нелегальная иммиграция. Законодательно устанавливаются санкции на нарушение порядка иммиграции. Они могут накладываться как на самих иммигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу.

 

Лекция 10. Международные валютно-финансовые отношения

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.