Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 5: Развитие естествознания и выделение психологии как науки






Развитие производства и науки потребовало, новой теории, которой стал эмпиризм. Эта теория оформляется в Англии в связи с её превращением в капиталистическую страну, вместе с развитием промышленности и опытного естествознания.

Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632 – 1704), философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель. Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает её с чистой доской, на которой ничего не написано, или с пустой комнатой, в которой ничего нет. Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Локк впервые обратился к самым началам духовной жизни, которые лежат в детстве. Опыт имеет два источника: ощущение и рефлексия. Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии как науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция. Идеи, по Локку, бывают простые и сложные. Простая идея содержит в себе только одно представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. Это элементы знания. Они составляют материал всего знания и доставляются душе двумя указанными путями – через ощущения и рефлексию. Идеи мы имеем в душе. Им соответствуют качества в вещах: первичные (плотность, протяженность, форма), вторичные (цвет, вкус, запах) и третичные. В отличии от простых сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действий: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение через предшествующую абстракцию. Локк дал схему процесса обобщения, которое включает следующие операции. Сначала эмпирически выделяются по возможности все единичные объекты, о которых мы хотим получить общее понятие. Эти объекты расчленяются на составляющие их свойства, затем сравниваются по этим свойствам. После этого идеи, которые не повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (абстрагирование). Затем абстрагируются, т.е. выделяются, те идеи, которые повторяются во всех объектах. Эти идеи суммируют, что дает совокупность идей, составляющую искомую нами сложную общую идею, которая обозначается словом. Эта теория восхождения от простых идей к сложным путем выделения того общего, что имеют между собой единичные вещи и факты, в течении долгого времени использовалась в практике научного исследования. Однако этой теории присуща ограниченность, упрощенная трактовка общего. Одним из механизмов образования сложных идей Локк называл ассоциацию. Он впервые ввел термин «ассоциация идей». По его мнению ассоциация – это неверное, т.е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей. Локк рассматривает сознание как обязательный признак душевных явлений, как некую духовную силу, которая объединяет наличные образования, делает из них личность.

Учение Локка возбудило споры и завоевало огромную популярность. Большой интерес представляет полемика с Локком немецкого ученого-идеалиста Готфрид Лейбница (1646 – 1716)открывшим дифференциальное и интегральное исчисления. Основные разногласия Лейбницы с Локком состояли в понимании роли биологический и социальных факторов, оказывающих влияние на развитие личности. Так Лейбниц признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения. Он верно указал на невозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Локк. Однако собственное объяснение Лейбница посредством апелляции к врожденным идеям не открывает действительных источников этих понятий. По Локку, в познании простых идей разум пассивен и целиком определяется предметным миром. По Лейбницу, «активность имеется также и в ощущениях, поскольку они дают нам более отчетливое восприятие, а стало быть повод кое-что заметить и, так сказать развиваться». Основой единства телесного и психического считал духовное начало. Мир состоит из бесчисленного множества монад (от греч. «монос» - единое). Каждая из них «психична» и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций», или неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря особому психическому акту – апперцепции, включающей внимание и память.

Это – апперцепция, особая сила духа, которая вместе с воздействиями извне определяет наше познание и поведение. Различие перцепции и апперцепции связано еще с одним понятием, которое вводит Лейбниц – бессознательного. Сознание не отличается от бессознательного какой-то особой сущностью, в душе происходят постоянные переходы сознательных представлений в бессознательные и обратно.

Идеи Лейбница изменили и расширили представления о психическом. Его идеи о бессознательной психике, «малых перцепциях», и апперцепциях прочно вошли в содержание предмета психологии.

В 18 веке происходит становление эмпирической психологии во Франции. Этот процесс происходил под воздействием теории Локка об опытном характере человеческого знания.

Крайним сенсуалистом зарекомендовал себя философ Этьен Бонно де Кондильяк (1715 – 1780). Для наглядности он предложил образ «статуи», которая поначалу не обладает ничем, кроме способности ощущать. Стоит ей, однако, получить извне первое ощущение, хотя бы самое примитивное, как начинает действовать вся психическая механика. Сильное ощущение порождает внимание: сравнение одного ощущения с другим становится функциональным актом, который определяет дальнейшую умственную работу. Удовольствие и неудовольствие – это обязательные эмоциональные спутники ощущений.

В отличие от «статуи» Кондильяка, Жюльен Ламетри (1709 – 1751), предложил образ «человека –машины». Именно так он озаглавил свой выпущенный под чужим именем трактат. Из него следовало, что наделять организм человека душой столь же бессмысленно, как искать её в действиях машины. Ламетри считал, что выделение Декартом двух субстанций – не более, чем «стилистическая хитрость», придуманная для обмана теологов. Декарт устранил душу из организма животных. Ламетри доказывал, что не нуждается в ней и человеческий организм, с которым сопряжены психические способности; они – продукт его машиноподобных действий. Основываясь на материалистическом мировоззрении, называя его здравой, разумной философией, он развивает следующие психологические идеи. Считает, что только опыт и наблюдение являются источником познания, которое он сводит к двум функциям – воображению и вниманию. Ламетри принадлежит заслуга в выделении потребностей как своеобразной стороны душевной жизни и подчеркивании их особой роли в поведении. Потребностям он придавал чрезвычайное значение. Существа, лишенные потребностей, так же и ума. Чем больше потребностей, тем больше ума.

Предметом исследований Клода Гельвеция (1715 – 1771)является проблема неравенства умов. Считает, что человек рождается со способностью ощущать и сохранять ощущения, т.е. с памятью. Он отрицает качественное своеобразие мышления. Выполнять все умственные операции, сравнивать идеи можно и при наличии внимания. Внимание предполагает усилие. Делать это усилие побуждает интерес: человек, лишенный желаний, не будет проявлять внимания. Интерес предполагает стремление к счастью. Счастье – это физические удовольствия. В них начало всех поступков, действий, мыслей, дружбы, любви к ближним и др. С психологической точки зрения все люди обладают одинаковыми предпосылками для развития своих собственных способностей, ума. Случай и стремление к славе – вот две причины неравенства умов. Страсти, по его мнению, являются источником умственной активности. Сила страстей у разных людей различна, но она не зависит от врожденной организации, так как человек рождается не только без идей, но и без страстей. Страсть – это продукт воспитания. Гельвеций биологизирует понятие интереса. За славой должны следовать почести, богатство и т.п., что создает условие для получение физических удовольствий.

Дени Дидро (1713 – 1784)в полемике с Гельвецием высказал ряд материалистических диалектических идей в понимании познания, природы человеческих интересов и страстей. Он дал трактовку способностей, в которой отошел от позиций Гельвеция и признал их врожденность. Подверг резкой критике сенсуализм, указал на специфику мышления и высказал диалектические идеи о соотношении между ощущением и разумом.

Центром внимания писателя, мыслителя, философа Жан Жака Руссо (1712 – 1778) была проблема человека. Доказывал, что культура и цивилизация ухудшили моральный облик человека и не принесли ему счастья. Мыслитель идеализирует естественного человека, характеризуя его как существо доброе, чувствующее, способное испытывать сострадание при виде гибели и страданий другого, имеющее только необходимые потребности. Он является автором интересной системы воспитания, которая изложена в романах-трактовках «Эмиль, или О воспитании» и «новая Элоиза». Эта система о психическом развитии ребенка получили высокую оценку в науке.

Завершающий период в развитии французского материализма представлен врачом-философом Пьером Кабанисом (1757 – 1808). Ему принадлежит формула, согласно которой мышление – это функция мозга. Свой вывод Кабанис доказал наблюдениями, подсказанными опытом революции. Ему было поручено выяснить, осознает ли казнимый на гильотине человек свои страдания (о чем свидетельствуют конвульсии). Кабанис определил, что движения обезглавленного тела, имеют рефлекторный характер и не осознаются, так как сознание – функция мозга. Понятие о функции, выработанное физиологией применительно к различным органам, распространялось, таким образом, на работу головного мозга.

Французские материалисты эпохи Просвещения сыграли позитивную роль в интеллектуальной жизни Европы. Они отстаивали идею целостности человека, нераздельной связи его телесно – духовного бытия с окружающей средой – природной и социальной, культивировали веру и способность чувственного опыта служить единственным гарантом рационального знания.

 

Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, тем обширнее становилось поле изучаемых ею явлений, тем яснее проявлялась неудовлетворительность версии о том, что уникальным предметом психологии служит сознание, а методом является интроспекция.

Положение усугублялось успехами новой биологии. Она изменила взгляды на все жизненные функции организма, в том числе психические. Под влиянием дарвиновской биологии психические процессы стали исследоваться с точки зрения развития. Практика реальной исследовательской работы кардинально расшатала взгляд на психологию как науку о сознании. Созревало новое понимание её предмета, отразившееся в многообразных теоретических воззрениях. В любой области знания имеются конкурирующие концепции и школы. Такое положение нормально для развития науки. Однако, при всех разногласиях, эти направления связаны общими представлениями на предмет исследования. В начале же 20 столетия расхождение и столкновение позиций в психологии определялось тем, что каждая из школ отстаивала собственный предмет, отличный от других.

Так структурализму (продолжатели Вундта, занимались поисками строительного «материала» непосредственного опыта и его структурами) противостоял функционализм, сторонники которого, отвергая анализ внутреннего опыта и его структур, пытались определить, как эти структуры работают, когда решают задачи, касающиеся актуальных нужд людей. Тем самым предметная область психологии расширялась, охватывая уже не только элементы, но и психические функции - внутренние операции, которые производятся не бестелесным субъектом, а организмом для удовлетворения его потребности в приспособлении к среде.

У истоков функционализма в США стоял Уильям Джемс (Джеймс) (1842 – 1910), известный также как лидер прагматизма (от греч. «прагма» - действие), философии, которая оценивает свои идеи и теории, исходя из того, какую практическую пользу они приносят индивиду. В «Основах психологии» (1890) Джемс писал, что внутренний опыт человека – это не «цепочка элементов», а «поток сознания», отличающийся личностной (в смысле выражения интересов личности) избирательностью (способностью постоянно производить выбор). Говоря об эмоциях Джемс предложил парадоксальную, вызвавшую споры концепцию, согласно которой первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах организма, вторичными – вызванные ими эмоциональные состояния. «Мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого». Другим важным феноменом Джемс считал идеомоторный акт. По его мнению, любая мысль (идея) о движении переходит в движение мышц (моторику), когда этому не препятствует другая мысль. Он также занимался проблемой самооценки – соотношения сознания со структурой личности, с тем как она себя оценивает. Он поставил чувство самоуважения в зависимость от уровня притязаний. Согласно его формуле, удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью зависит от успеха, «деленного» на притязания. Степень самоуважения будет возрастать либо при действительном успехе, либо при отказе от стремления к нему.

Принципиально новый подход к определению предмета психологии сложился под влиянием работ Ивана Петровича Павлова (1859 – 1963) и Владимира Михайловича Бехтерева (1857 – 1927). Экспериментальная психология возникла из исследований органов чувств. Поэтому она считала своим предметом продукты деятельности этих органов – ощущения. Павлов и Бехтерев обратились к высшим нервным центрам головного мозга – органам управления поведением целостного организма в окружающей среде. Вслед за Сеченовым они утверждали, что изучать нужно не изолированное сознание, а целостное поведение организма. Поскольку теперь взамен ощущения в качестве исходного понятия выступил рефлекс, это направление приобрело известность под именем рефлексология. Рефлекс – это целостный акт. Он включает восприятие внешнего воздействия, затем – его переработку в головном мозгу и, наконец, третий, завершающий «блок» - ответную реакцию организма в виде работы исполнительных органов (в частности, мышечной системы). В книге «Объективная психология» (1907) Бехтерев дал условным рефлексам название – сочетательные.

 

Тема 6. Программа построения психологии как науки В. Вундта

 

Во второй половине 19 в. создаются объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку. В зарубежной и отечественной науке все чаще встречается мысль о необходимости самостоятельного, отдельного от философии и естествознания, в рамках которого зародилась психологическая мысль, развития психологии: этого требует специфика психических явлений.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. 19 в. Оно ознаменовалось появлением первых программ В. Вундта и И.М. Сеченова, созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, начавших подготовку научных кадров психологов, выходом специальных психологических журналов, образованием психологических обществ и ассоциаций, проведением международных конгрессов по психологии. Таким образом, решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграло внедрение эксперимента. Ориентация на естествознание отразилось прежде всего в понимании научности психологии. Научная психология строится как естественная наука. Её задачи – более сложное свести к более простому, её метод – эксперимент лабораторного типа, с обязательными процедурами измерения, причем, экспериментатор не должен вмешиваться в процесс эксперимента; объяснение психических явлений сводится к выявлению их физиологических механизмов. Решающее влияние естествознания на этот процесс выразилось в трёх направлениях:

1)Психология заимствовала из естествознания методы исследования и прежде всего эксперимент;

2)Внутри естествознания были накоплены собственно психологические факты и некоторые частные психологические теории. Это теория ощущений (И. Мюллер, Г. Гельмгольц), теория цветового зрения (Г. Гельмгольц, Э. Геринг) и некоторые другие.

3)Эволюционные идеи Г. Спенсера и теория эволюции Ч.Дарвина способствовали изменению понимания психики и задач психологии. Сформулированный Э. Геккелем биогенетический закон (1869) явился источником первых теорий развития психики в онтогенезе.

Под влиянием эволюционных идей возникли три новые самостоятельные области исследования: зоопсихология, детская психология, психология малокультурных народов (Дж. Леббок, Э. Тейлор, Л. Морган).

Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология Вильгельма Вундта (1832 – 1920). Свои исследования он начал в Гейдельбергском университете в области восприятия. Вундт наряду с экспериментом в качестве источника психологического исследования называет анализ продуктов человеческого духа. Эти идеи наметили задачу развитой им впоследствии психологии народов. Так, к началу 60-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода – экспериментальный и культурно-исторический. Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» явились началом психологии как самостоятельной науки. Её объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и потому не могут быть объяснены ни только физиологией, ни только психологией: это ощущения и простейшие чувствования. Начиная с 1875 г. Вундт работал в Лейпцигском университете, на базе которого была создана психологическая лаборатория в 1879 г., а через два года Институт экспериментальной психологии, с самого начала превратившийся в международный центр по подготовке психологов. Вместе с исследовательской Вундт вел большую преподавательскую деятельность. Он определяет психологию как науку о непосредственном опыте. Объект и субъект выступает в неразрывном единстве: всякий объект является представляемым объектом. Психологическая система Вундта включала изучение элементов (ощущений и чувствований), анализ связей между элементами и продуктов этих связей, исследование законов душевной жизни. Психология, определяемая как наука о непосредственном опыте, является, по признанию Вундта, разновидностью эмпирической психологии, поскольку должна показать связь содержания опыта в том виде, как она дана субъекту, Таким образом, объектом изучения в психологии остается сознание. В его описание Вундт вносит новые черты. Он рассматривает психическое, как процесс. Воля также берется как типический процесс. Он называет свою психологию волюнтаристической, подчеркивая в то же время отличие своей системы от волюнтаризма Шопенгауэра. Считал, что в психологии должны использоваться экспериментальные методы. Эксперимент не отменяет самонаблюдения, оно остается единственным прямым методом в психологии. Объективные явления – поведение, деятельность – Вундт исключал из психологии. Эксперимент лишь позволяет сделать самонаблюдение более точным. Он ограничил эксперимент областью простейших психических процессов - ощущений, представлений, времени реакций, простейших ассоциаций и чувствований. Исследование высших психических функций и психического развития требует других методов. Таковыми он считал анализ продуктов человеческого духа, которые являются продуктом общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологии он назвал психологией народов, противопоставив ей индивидуальную экспериментальную психологию. Последним разделом психологии Вундта является учение о законах психической жизни. Это законы творческих производных, гетерогонии целей, связующих отношений и психических контрастов.С введением Вундтом двух психологий, отличающихся по содержанию и методам, различно ориентированных – на естествознание и науки о духе, происходит раскол единой науки, который явился одной из причин и характерной чертой открытого кризиса, развалившегося в психологии и начале второго десятилетия 20 века.

 

 

Тема 7. Программа построения психологии как науки И.М. Сеченова

Одновременно с Вундтом в России с программой построения психологии выступил Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905). Сеченов предпринимает попытку «вырвать» психологию из замкнутого мира внутреннего сознания и объяснить, как происходят психические процессы, проследить становление сознания в онтогенезе. Таким образом, рефлекторный принцип не означает сведения психического к физиологическому. Речь идет о сходстве между ними по структуре и по происхождению. «Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении…». Рефлекторный подход предполагает также изучение мозговых механизмов психических процессов, т.е. психическое получает свое причинное объяснение, сохраняя при этом качественную, не сводимую к физиологической, характеристику (предлагает третью и последнюю теорию рефлекса). По классической схеме импульсом, который запускает в ход рефлекс, является физический стимул; согласно Сеченову начальным звеном рефлекса является не внешний, механический толчок, а раздражитель – сигнал. На различие между раздражителем-стимулом и раздражителем-сигналом следует обратить особое внимание. Действие стимула ограничено возбуждением нервных волокон. Сигнал же играет двоякую роль. Он обращен и к организму, который воспринимает, и к внешней среде, свойства которой он различает. Благодаря этому сигнал информирует организм о ситуации, к которой должны приладиться рабочие органы (мышцы). Последние, в сою очередь, обладают чувствительностью: в них встроены сенсорные приборы, которые передают в мозг сигналы о достигнутом результате и побуждают его, если требуется, автоматически корректировать поведение. Модель рефлекторной дуги Сеченов заменил моделью рефлекторного кольца. Саморегуляция поведения организма посредством сигналов – таковым было физиологическое основание сеченовской схемы психической деятельности. В статье «Кому и как разрабатывать психологию» сформулировал задачу психологии: «Научная психология… не может быть ничем иным как рядом учений о происхождении психической деятельности». Он указывает на бесплодность интроспективного метода, и развивает идеи генетического подхода в психологии. Он развивает представление об активном деятельном характере чувственного познания. Программа Сеченова подводила к изучению целостного поведения. В своем принципиальном содержании эта задача решается и современной психологией.

Выделение психологию в самостоятельную науку сопровождалось интенсивным развитием экспериментальных исследований. Во всех странах создаются психологические лаборатории и институты экспериментальных и прикладных исследований. Несмотря на ограничения, которые ввел для эксперимента его основоположник Вундт, уже в 80-е гг. происходит его распространение на исследование высших психических функций. Начало им положил Герман Эббингауз (1850 – 1909)своей работой о памяти (где изложил результаты опытов, проведенных на себе с целью вывести математически точные законы сохранения и воспроизведения выученного материала, 1885), к которой примыкают трудыученых вюрцбургской школы.Психологи Вюрцбургской школы в первом десятилетии 20 в. начали экспериментальное изучение мышления и воли. Экспериментальные исследования смыкаются с медицинской, педагогической, промышленной и др. практикой, возникают прикладные области психологии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.