Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вторичные страсти






Являются видами первичных, образуются

при жизни.

Лучшим средством овладения страстями является опыт. Следует воспитывать у себя привычку поступать в жизни согласно определенным правилам. Практика обдумывания своих поступков в конце концов позволит и в неожиданных ситуациях действовать вполне однозначно.

Бирух (Бенедикт) Спиноза (1632 – 1677) разработал монистическое учение. Есть одна субстанция – Природа с бесконечным множеством атрибутов. Он определяет её как то, что существует само в себе и представляется само через себя. Субстанцию Спиноза называл Богом или природой: природа отождествляется с Богом в том смысле, что является абсолютно самостоятельной и ничем не обусловленной, не сотворенной и вечной. В отличие от Декарта человеческое мышление он считал естественным свойством, проявления мышления как атрибута всей субстанции. У Спинозы есть указания на разную степень совершенства животных и человека. Из этого следует, что мышление как атрибут субстанции нельзя представлять по образцу и подобию человеческого мышления. Человеческое мышление – это частный случай мышления как атрибута субстанции. В природе существуют разные формы мышления. Степень совершенства мышления Спиноза связывает с большей или меньшей способностью тела к действию: мышление выступает функцией действия тела в мире вещей. На основе учения о субстанции Спиноза решает проблему познания и аффектов. Различаются четыре способа приобретения познания: понаслышке либо по какому-нибудь другому произвольному признаку; от беспорядочного случайного опыта; путем заключения от общего положения к частному случаю, по следствию – о причине и т.п.; непосредственное восприятие сущности вещи через познание её ближайшей причины. В «Этике» эти способы познания объединяются в три рода познания. Первые два способа образуют познание первого рода. Это мнение и воображение; существуют в форме образа. Познание второго рода – разум дает общие идеи о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук. Познание третьего рода – интуитивное познание. Дает знание сущности вещей, при котором существенное и индивидуальное выступают в их подлинном единстве в форме конкретных идей. На основе монизма в учении о субстанции и учения о познании дается анализ аффектов. Учение об аффектах включает вопросы: о происхождении и природе аффектов (определение, классификация), о человеческом рабстве или о силе аффектов (оценка); о могуществе разума или о человеческой свободе (о борьбе с аффектами). Он рассматривает аффекты как естественные проявления природы. Спиноза выделяет три основных аффекта:

- желание;

- удовольствие;

- неудовольствие.

Подчеркивается их различия в зависимости от объектов, со стороны которых человек подвергается воздействиям. Из первичных аффектов образуется все многообразие страстей на основе трех принципов: путем изменения нашего представления о предмете; через сопереживание, по ассоциации. Аффекты определяют действия и поступки человека. По своей силе и ценности аффекты неодинаковы. Есть аффекты, приносящие пользу, - удовольствие, веселость и т.п. – они увеличивают способность тела. Есть аффекты, приносящие вред, - сострадание, ненависть и т. п. – они угнетают человека.

Так как аффекты препятствуют жизни согласно разуму, от них необходимо освобождаться, как от всякого рода рабства. Поскольку невозможно приспособить к себе внешние нам вещи – все они зависят от нас. Таким образом, свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам, а в познании необходимости и в подчинении этой необходимости. Свобода как идеал человеческой жизни есть плод познания.

Психология Спинозы – важный шаг в становлении проблемы сознания как объекта психологического изучения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.