Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 2. Функции истории психологии.




Опираясь на основные методологические положения М.Г. Ярошевского, можно выделить и конкретизировать основные функции истории психологии в развитии психологического познания.
Во-первых - познавательная функция истории психологии, состоящая в вооружении ученого необходимой ему информацией о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях; в обеспечении осмысления системы идей и категорий, образующих современный уровень психологической науки; в расширении ее ресурсов за счет обращения к историческим корням, учета и использования того богатейшего опыта, который накоплен в ходе многовековой истории познания психической реальности. " История, - пишет М.Г. Ярошевский, - это память науки. Человек, лишившись памяти, …становится существом мгновенья. Его настоящее безвозвратно исчезает в прошлом и мертво для будущего. Благодаря знанию истории, мы способны, наряду с нашим собственным… опытом, приобщаться к богатствам опыта прежних поколений искателей истины о психическом мире человека".
Во-вторых - организационно-научная функция истории психологии, проявляющаяся в ее роли как основы планирования и проведения актуальных научных исследований - с учетом как успехов и достижений, так и просчетов и неудач, имевших место в истории развития психологической мысли. Как указывает Ярошевский, история психологии ориентирует исследователя, показывает " направление движения - откуда и куда мы идем. " Память" науки, подобно памяти человека, сберегается не ради нее самой, а ради будущего. Это относится, разумеется, и к прошлому психологической мысли".
В-третьих - функция стимулирования поступательного развития психологического знания, направленная на предохранение ученого от " тавтологии в науке", бессмысленных повторов и топтания на месте, воспроизведения уже пройденных путей в науке, попыток вновь и вновь " изобретать велосипед", выдавать исторически сложившиеся идеи и представления за новые открытия. При таком подходе, по мнению Ярошевского, " наука движется на холостом ходу, новые знания не добываются". Историческое исследование, " диагностируя" знание на предмет его ценности, новизны, оригинальности, дает стимулы для поступательного развития психологии, открывает пути для развертывания ее перспективных направлений.
В-четвертых - рефлексирующая функция истории психологии, состоящая в формировании правильного понимания и адекватной оценки возможностей, познавательных и преобразовательных ресурсов психологии, ее места в научном познании и общественной практике: «… узнать, на что способна психология, мы можем только из информации о том, что ей удалось сделать прежде, из ее истории». Ярошевский называет историю " великим полигоном, где на протяжении столетий проходят испытание познавательные возможности человека, той единственной лабораторией, где могут быть постигнуты возможности науки, ее сильные и слабые стороны" [там же, с.403]. В этом смысле история психологии определяется им как " жизнеописание, жизнепонимание этой науки".
В-пятых - интегративная функция истории психологии - " она раскрывает связь психологии с другими науками…, а также связь между различными отраслями психологии".
В-шестых - воспитательная функция истории психологии - знакомство с прошлым научной мысли " исполнено…глубинного личностного, духовного смысла. Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой…Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души…».
В-седьмых - прогностическая функция, состоящая в выделении перспективных линий развития психологии, осуществлении " вероятностного прогноза ее дальнейшей эволюции".
Осмысление объективных функций истории психологии в развитии психологического познания приводит к формулировке ее основных задач, которые определяются Ярошевским следующим образом.
Первая " уникальная" задача состоит в раскрытии закономерностей развития знаний о психике. Ярошевский указывает, что в истории познания имеет место определенная последовательность в изменении форм и стадий научного мышления, его стилей, структур, категориального строения и закономерности этой смены изучаются историей психологии, " и только ею одной".
Вторая задача заключается в рассмотрении взаимосвязей психологии с другими науками, на которых она базируется и от которых зависят ее развитие и достижения.
Третья задача предполагает выяснение зависимости историогенеза, развития, восприятия и востребованности психологических знаний от " социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, т.е. от запросов общества (ибо наука не изолированная система и призвана отвечать на эти запросы)".
Четвертая задача включает изучение роли личности, ее индивидуального пути и вклада в становление науки.
М.Г. Ярошевский подчеркивает динамичность историко-психологических взглядов, указывает, что «ничто так не меняется, как неизменное прошлое», и причину смены представлений в этой области он усматривает в их «зависимости от методологических воззрений».

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.