Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статус свободы (Status libertatis)






1). Рабы (servi) Рассмотрим прежде всего положение рабов, которое отличается двойственностью. Так, в соответствии с цивильным правом (ius civile) servi res sunt (т.е. “рабы суть вещи”), но в соответствии с естественным правом (ius naturale) за рабами признавалась человеческая личность.

Соответственно личное положение рабов определялось этими двумя факторами а) По цивильному праву раб был объектом, а не субъектом права, т.е. мог быть предметом купли родажи, узуфрукта, залога, коллективной собственности и т.д. б) Связь раба с женщиной не признавалась браком (matrimonium), а считалось сожительством (contubernium), не влекущим правовых последствий. в) Однако в древнейший период в соответствии с сакральным правом за рабом признавалась личность. Так по законам XII таблиц раб мог выступать в качестве свидетеля, привлекался к уголовной ответственности, по положению был близок к сыну семейства (filius familias). г). Во все времена за ним признавалось также право погребения - его могила также считалась религиозным местом (locus religiosus). г) Наконец, в соответствии с естественным (но не цивильным) правом учитывались и родственные связи рабов (cognationes serviles).

II-I вв. до н.э. - расцвет рабовладельческих отношений, связанный с активной завоевательной политикой Рима. Отсюда и дешевизна рабов. Однако уже Варрон и Цицерон призывали относиться к рабам как к наемным рабочим, выплачивая им должное. К концу I в. до н.э. относятся первые известные меры по регулированию положения рабов.

- Закон Петрония 19 г. н.э. - запретил отдавать рабов в гладиаторы;

- Эдикт императора Клавдия - предоставил свободу всякому старому и больному рабу, брошенному своим господином;

- император Домициан (I в.н.э.) запретил кастрацию рабов;

- император Адриан (II в.н.э.) запретил безнравственную торговлю рабами; сослал матрону из Умбрики на 5 лет за жестокость к рабыням;

- император Антонин Пий (2 пол. II в.н.э.) издал конституцию, согласно которой а) насилие над рабами и незаконное их убийство преследовалось уголовным наказанием (однако уголовному преследованию в архаическом Риме подвергались даже животные); б) если раб искал убежище в храме или у статуи императора - получал защиту и его гоподин мог быть вынужден продать раба другому.

- император Юстиниан (VI в.) признал родственные связи рабов (cognationes serviles).

 

Имущественное положение рабов

- способность приобретать, т.е. раб обладал юридической дееспособностью, мог действовать от имени господина (ex persona domini)

- формально обязательства рабов не распространялись на господина, но он обязан был возместить причиненный ими ущерб;

- рабу нельзя было предъявить иск, но за ним признавалось натуральное обязательство;

- в соответствии с преторским эдиктом ответственность господина за обязательства своего рабарегулировалась четырьмя исками:

1). Иск о пекулии (actio de peculio) - когда имущественная ответственность господина не превышала размера данного им рабу имущества

2). Иск инститорный (actio institoria) - когда господин отвечал за обязательства раба в объеме данных господином рабу функций приказчика.

3). Иск экзерциторный (actio exercitoria) - ответственность господина в объеме данных господином рабу функций капитана корабля.

4) Actio quod iussu - ответственность господина в объеме данных господином рабу распоряжений.

В реальной жизни раб мог даже иметь состояние, давать взаймы господину и иметь своих рабов (servi vicarii).

Особый статус имели государственные рабы (servi publici), они получали от государства нечто вроде жалования, имели право обзаводиться семьей и оставлять в наследство половину своего имущества.

Способы установления рабства: 1) плен; 2) рождение от рабыни; 3) покупка; 4) наказание.

Способы освобождения от рабства (manumissio):

1) Во время религиозных празднеств (сатурналии, лектистернии и т.д.

2) manumissio testamento - освобождение по завещанию господина.

3) manumissio vindicta - освобождение в присутствии претора в форме виндикации с участием т.н. assertor in libertatem.

4) неформальные манумиссии (появились в конце республики): a) manumissio inter amicos - освобождение в присутствии друзей, б) manumissio per epistolam - освобождение посредством письма, в) manumissio per mensam - освобождение путем обращения с рабом как со свободным.

5) освобождение в соответствии с государственным актом.

6) освобождение в церкви (с IV в.н.э.)

- Закон Юния Норбана (19 г. н.э.) предоставил рабам, освобожденным неформально статус latini Iuniani при подтверждении их освобождения 5 свидетелями.

- Закон Элия Сенция (4 г. н.э.) ввел ограничения манумиссий:

1). Господин, не достигший 20 лет, мог отпустить раба только с согласия особой комиссии.

2). То же условие по отношению к рабам в возрасте до 30 лет.

3). запрещено отпускать рабов в ущерб интересам кредиторов.

4). запрещено отпускать рабов, совершивших тяжкие преступления (клейменых).

- Закон Фуфия Каниния (эпоха Августа) регулировал отпуск рабов по завещанию: господин, имевший 3 рабов, мог отпустить не более 2; имевший 10 рабов - не более половины; имевший до 30 рабов - не более трети; имевший до 100 рабов - не более четверти; имевший до 500 рабов - не более пятой части.

- Юстиниан отменил закон Фуфия Каниния и ограничил закон Элия Сенция - возраст гоподина был снижен с 20 до 17 лет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.