Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЕКЦИЯ 12 Отраслевая структура и интеграционные взаимосвязи предприятий плодоовощного подкомплекса






 

ПЛОДООВОЩЕПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС

Плодоовощепродуктовый подкомплекс включает совокупность отраслей сельского хозяйства, промышленности и торговли, занятых производством, заготовкой, хранением, переработкой и реализацией плодов, ягод и овощей. Садоводство и овощеводство - важнейшие отрасли сельского хозяйства. Из-за прекрасных вкусовых качеств и высокого содержания необходимых человеку витаминов, кислот, минеральных веществ фрукты и овощи стали незаменимыми продуктами питания.

Овощеводство и плодоводство сконцентрированы в пригородных зонах крупных городов. Здесь большой удельный вес занимает овощеводство защищенного грунта. Основные виды сооружений защищенного грунта - теплицы, парники и утепленный грунт, а основные культуры - огурец и томат. Они занимают до 90 % площади сооружений и дают до 93 % валового сбора овощей. Кроме них возделывается также перец, баклажаны, зеленные культуры. Для большинства районов нашей страны овощи в теплицах выращиваются в зимне-весенний и осенне-зимний периоды.

Наибольшее развитие садоводство и овощеводство получили в личных подсобных хозяйствах населения. В них производится около 90% плодово-ягодной продукции и 82 % овощей.

Важное условие рационального использования плодоовощной продукции- организация хранения ее в местах производства, т. е. в специализированных садоводческих и овощеводческих хозяйствах. Хранение плодов и овощей осуществляют в специальных хранилищах: плодо-, корнеплодо-, капусто-, лукохранилищах, которые подразделяются на хранилища с приточно-вытяжной вентиляцией, с активной вентиляцией, с искусственным охлаждением (холодильники) и с регулируемой газовой средой. При недостатке таких объектов, овощи могут храниться в буртах и траншеях.

Фрукты и овощи - наиболее скоропортящиеся из всех растительных продуктов. Продлить срок их потребления можно путем консервирования. В зависимости от способов воздействия на сырье и происходящих в нем процессов различают следующие виды переработки:

- биохимические - квашение, соление, мочение, производство вин;

- химические - консервирование веществами антисептического действия, маринование;

- физические - термостерилизация (при производстве консервов), сушка, замораживание и др.

Переработку плодов и овощей осуществляют как на консервных заводах, так и в собственных цехах сельскохозяйственных предприятий. Мощности консервных заводов в нашей стране составляют до 50 млн условных банок (муб). Они построены в тех местах, где сырьевая зона позволяет получить достаточное количество плодоовощного сырья. Мощность перерабатывающих подразделений в крупных специализированных хозяйствах - не более 5 муб, однако их наличие позволяет рационально использовать всю выращенную продукцию, в том числе и нестандартную.

Анализ показывает, что для повышения эффективности производства овощей в общественном секторе необходимо:

- существенно увеличить орошаемые площади и расширить ассортимент выращиваемых овощных культур (не менее 20 видов);

-за счет применения энергосберегающих технологий снизить себестоимость овощей и на этой основе обеспечить их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках;

- провести реконструкцию имеющихся и построить новые хранилища под необходимую потребность с целью сокращения потерь до нормативного уровня;

- обеспечить производство необходимого количества собственных семян овощных культур;

- обеспечить производителей овощей современной высокопроизводительной техникой на основе использования лизинга и льготных кредитов банка;

оптимизировать работу товаропроводящей сети и расширить количество объектов фирменной торговли. Защитить внутренний рынок повышением таможенных пошлин на ввозимые овощи.

ПЛОДОВО-ЯГОДНЫЙ ПОДКОМПЛЕКС

В соответствии с нормами рационального питания и условиями продовольственной безопасности каждый человек должен потреблять в год 80 кг плодов и ягод (без учета цитрусо­вых). Исходя из общей численности населения и норм рацио­нального питания, в Беларуси должно производиться более 8 тыс. т. этой продукции. Около 72 % сельскохозяйственных предприятий республики имеют площади под садами, в том числе 1630 сельхозкооперативов и госхозов — в размере до 50 га, 335 — свыше 50 га. Из сельхозкооперативов и госхозов при­мерно 4 % занимают площадь 100-200 га, и только 0, 7 % — свыше 200 га.

Под плодонося­щими плодово-ягодными насаждениями в последние годы во всех категориях хозяйств было занято более 100 тыс. га, в том числе под семечковыми — 77, 2, или 77 %, косточковыми — 15, 7 (16, 1 %), ягодниками — 7, 4 тыс. га (7 %).

В республике к настоящему времени сформировались 3 типа садов:

Первый тип — интенсивные насаждения, на сельскохозяй­ственных предприятиях с различным уровнем специализации на плодоводстве. Их площадь составляет 19 тыс. га (при сред­нем размере сада на хозяйство 105 га). Основное назначение данных хозяйств заключается в индустриальном производстве плодов и ягод, их хранении, промышленной переработке и фор­мировании экспортного потенциала.

Второй тип — потребительские сады сельскохозяйствен­ных организаций, площадь которых составляет более 28 тыс. га (при средних размерах сада на хозяйство 18 га). Произведенная здесь продукция используется в основном для удовлетворения внутрихозяйственных нужд, направляется на переработку.

Третий тип — любительские сады личных подсобных и кре­стьянских хозяйств, садоводческих товариществ и кооперати­вов. Их площадь определяется в размере 52, 7 тыс. га (в среднем на одну семью — 0, 07 га).

 

Переработкой плодово-ягодной продукции в республике в настоящее время занимаются в общей сложности 57 консервных и 35 винных заводов, относящихся к системе Минсельхозпрода, и 21 плодоконсервное предприятие, находящееся в ведении Бел-коопсоюза. Ежегодная потребность в плодово-ягодном сырье со­ставляет в объеме 215-220 тыс. т. Однако сырьевых ресурсов за­готавливается меньше нужного количества, что постоянно приво­дит к потенциальному недоиспользованию мощностей на 50-60 % (в зависимости от годового наличия заготовленных плодов и ягод).

С учетом наличия теплоресурсов для роста плодовых куль­тур, а также выпадения годовых осадков Беларусь условно под­разделяется на три основные садовые зоны: Южную, Централь­ную и Северную, каждая из которых имеет свои особенности, специализацию. Деление на три зоны основано главным обра­зом на климатических показателях.

Южная зона охватывает почти полностью Гомельскую, Брест­скую области и южные районы Гродненской. Тепла на террито­рии данной зоны больше, чем в остальных районах республики. Поэтому Южная зона является наиболее благоприятной для раз­вития товарного плодоводства в более крупных размерах.

Центральная зона подразделяется на западную и восточ­ную части. Западная включает значительную часть районов (в основном Минской и Гродненской областей), восточная — рай­оны Могилевской и несколько районов Минской и Гомельской областей. Природные условия восточной и западной частей этой зоны благоприятны для развития товарного производства осенне-зимних, зимних сортов яблок и груш.

Северная зона включает полностью Витебскую область, се­верную часть Минской и несколько районов Могилевской об­ласти. По природно-климатическим условиям северная зона благоприятна для развития яблони, особенно осенне-зимних и южных сортов в северо-восточной части зоны, а также груши и сливы, но несколько в ограниченном ассортименте в северо-за­падной части зоны.

В республике средний радиус транспортировки плодово-ягодного сырья сложился на уровне 27 км, но в целом он не дол­жен превышать 35 км. Это является одним из факторов сниже­ния транспортных расходов и удешевления стоимости конечно­го продукта, так как сырьевые зоны должны формироваться вокруг перерабатывающих заводов на коммерческой основе, в первую очередь — в местах расположения таких крупных заво­дов.

Перерабатывающая промышленность плодоводческой от­расли в перспективе будет представлена крупными и средними организациями. Малые предприятия (мини-заводы и цехи), несмотря на многие проблемы с их созданием и функциониро­ванием, станут перерабатывать заметную часть плодового сы­рья. Причем наибольший эффект будет обеспечиваться при ор­ганизации работы малой переработки на основе кооперации с крупными предприятиями. Тем самым будет достигнута более углубленная переработка сырья, уменьшены отходы и в про­мышленную переработку вовлечены дополнительные сырьевые ресурсы. Средства перерабатывающих организаций от отходов следует в преобладающем объеме направлять на модернизацию их оборудования и технологий, отвечающих лучшим мировым аналогам, что будет способствовать налаживанию долгосроч­ных связей между поставщиками сырья и переработчиками.

 

По причине несовершенства экономических связей между товаропроизводителем и перерабатывающими предприятиями, а также из-за недостаточного спроса, слабой инфраструктуры, плохой транспортабельности и скоропортящихся плодов и ягод производитель несет значительные потери. Особенно сущес­твенны они во время послеуборочного насыщения рынка.

Одним из условий, определяющих выработку нового меха­низма взаимоотношений в подкомплексе (и прежде всего — между производителями сырья и переработчиками), является то обстоятельство, что объемы производства плодов и ягод в последние годы на 75-80 % сосредоточены в личных приуса­дебных хозяйствах населения. Занимаясь выращиванием в большей степени для личного потребления, все же население имеет значительные объемы плодов, особенно в урожайные го­ды, которые не используются по их прямому назначению. Пе­рерабатывающие организации в связи с недостатком мощнос­тей по хранению и денежных средств не в состоянии обеспечить закупку этих излишков у населения.

В качестве организационно-экономических мер, направлен­ных на повышение эффективности работы плодово-ягодного подкомплекса, необходимо рассматривать комплекс реально возможных в нынешних условиях направлений развития сфер производства, переработки и реализации плодово-ягодной про­дукции вместе с возникающими при этом новыми формами организаций. Требуется совершенствовать систему экономичес­ких отношений, складывающихся в процессе производства, об­ращения и распределения плодов и ягод, для которых харак­терна свобода субъектов в выборе покупателей и продавцов, определении цен, формировании и использовании ресурсных источников.

Часть функций по переработке плодов целесообразно выпол­нять сразу после сбора урожая непосредственно в местах про­изводства. Это сортировка сырья, подготовка к дальнейшей транспортировке и переработка отбракованной продукции. Специализированные хозяйства, развивая собственную перера­ботку, получат возможность самостоятельно использовать свою продукцию, определять структуру производства и планировать необходимые объемы выращивания сырья.

При реформировании сельского хозяйства и образовании кооперативов мелких сельхозпроизводителей (фермеров, ЛПХ и т.д.) для переработки произведенной ими продукции следует создавать небольшие перерабатывающие цеха.

При развитии собственной переработки, создании цехов и малых перерабатывающих предприятий необходимо опреде­лять структуру производства и форму их функционирования: круглогодичное или сезонное. Наиболее реально и экономичес­ки оправдано создание сезонных организаций по производству соков (фруктовых), а также полуфабрикатов для их приготов­ления. Для этого не требуется сложное и дорогостоящее обору­дование. Конкуренция за сырье исключается по причине его из­бытка в сезон массового сбора урожая. К тому же фруктовые соки и яблочный концентрат являются высокорентабельными продуктами переработки. Последний может экспортироваться на рынки Западной Европы.

Взаимоотношения крупных и малых организаций будут определяться в зависимости от характера кооперации: на ма­лом предприятии производятся только полуфабрикаты с даль­нейшей их переработкой на крупном заводе либо выпускается определенный ассортимент готовой продукции, которая может быть реализована под уже известной маркой крупной орга­низации и т.д. Если организация создается в качестве филиала крупного перерабатывающего завода, взаимоотношения будут строиться на основе прямого или косвенного подчинения голов­ному субъекту хозяйствования.

ОВОЩЕПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС

Овощные культуры во всех категориях хозяйств республи­ки занимают 92, 8 тыс. га, общий объем их производства составляет свыше 1304 тыс. т (включая защищенный грунт). Овощеводством в той или иной степени занимаются 930 сельхозкооперативов, 1950 тыс. личных приусадебных хозяйств. На долю частного секто­ра приходится порядка 81 % всего валового сбора овощей и 84 % посевных площадей.

В соответствии с организационно-технологической схемой овощеводство делится на овощеводство открытого грунта и ово­щеводство защищенного грунта. В овощеводстве открытого грунта можно выделить производство товарных овощей в поле­вых условиях с применением высокопроизводительных машин и выращивание овощей на огородах с преимущественным при­менением ручного труда. Овощеводство защищенного грунта ве­дется в крупных тепличных комбинатах, являющихся пред­приятиями промышленного типа, и в малогабаритных простей­ших теплицах и укрытиях, ориентированных в основном на применение ручного труда и элементарных орудий.

Народнохозяйственный эффект овощеводства заключается прежде всего в том, что оно, занимая примерно 1, 4 % пашни (все категории хозяйств), поставляет 15-20 % и более продо­вольственных ресурсов.

Овощи обеспечивают получение большой прибыли с 1 га пашни, а по рентабельности превосходят ряд сельскохозяй­ственных культур. Овощеводство способствует улучшению эко­номических результатов всего сельскохозяйственного произ­водства.

Физиологически обоснованная норма потребления овощной продукции в нашей стране составляет 126 кг в расчете на душу населения в год. Чтобы достигнуть потребления овощей по ука­занной норме, необходимо их валовое производство довести до 1, 5-1, 7 млн т.

 

Развитие рыночных отношений в овощепродуктовом подкомп­лексе связано с целесообразностью разработки организацион­но-экономических основ формирования специализированных (сырьевых) зон товарного производства овощей. Актуальность этой проблемы обусловлена рядом важных аргументов:

· Во-первых, создание зон товарного производства овощей бу­дет способствовать повышению стабильности рынка овощной продукции в пределах республики и регионов, так как возрас­тает гарантированность ее поставки всем видам потребителей.

· Во-вторых, образование зон товарного производства овощей создает предпосылки для снижения себестоимости производ­ства продукции. Это обусловлено, в частности, уменьшением затрат на транспорт, так как в специализированных зонах ра­диус перевозок овощей может быть значительно сокращен. В связи с упорядоченностью сбыта снизятся потери овощей, возрастет ритмичность, а следовательно, и производительность работы всех звеньев по производству и реализации плодоовощ­ной продукции, что приведет к ее удешевлению, т.е. снижению розничных цен.

· В-третьих, формирование специализированных зон товар­ного овощеводства позволит полнее реализовать экспортный по­тенциал этой отрасли. Концентрация производства того или ино­го вида овощей и плодов в определенных регионах предоставляет возможность предусматривать и регулировать экспортные опе­рации, устанавливать долговременные взаимовыгодные связи с зарубежными потребителями продукции.

Зоны товарного производства овощей следует формировать на основе максимального учета природных факторов. Необхо­димо, чтобы температурные и почвенные условия в наиболь­шей степени были адекватными выращиванию соответствую­щих овощных культур, что позволит полнее использовать адаптивные факторы интенсификации производства, сокра­щать затраты топлива, удобрений, электричества и других ре­сурсов.

Наряду с естественными природными условиями важно учитывать сложившиеся производственно-экономические фак­торы:

· обеспеченность транспортом

· рабочей силой

· хранилища­ми и другими составными частями производства

Зоны товарного производства овощей целесообразно макси­мально приблизить к местам потребления, транспортным узлам, шоссейным или железным дорогам. Основными потребителями товарных овощей являются крупные города и промышленные центры, предприятия переработки, а также крестьянские и оп­товые рынки.

Внутри товарных зон определяется специализация товаро­производителей на производстве определенных видов овощей. Желательно специализировать хозяйства на одной-двух овощ­ных культурах, так как товарное производство требует высоко­го уровня организации и управления, характеризуется повы­шенной фондо- и энергоемкостью.

Как и в других отраслях АПК, в овощепродуктовом подкомп­лексе рыночные преобразования форм собственности и хозяй­ствования осуществляются на двух уровнях:

· интеграция между самостоятельными субъектами хозяй­ствования

· совершенствование производственно-экономических отно­шений внутри субъектов хозяйствования

При совершенствовании внутрихозяйственных отношений важно выбрать такую форму хозяйствования, которая позволит сохранить крупное товарное производство.

Центрами интеграции в овощном подкомплексе могут быть овощеконсервные заводы, плодоовощные комбинаты, крупные магазины, специализирующиеся на торговле плодоовощной продукцией, организации общественного питания, различные предприятия по производству детского питания и средств фар­мацевтического назначения. Названные и другие субъекты хо­зяйствования, осуществившие реформирование в сторону раз­государствления или полной приватизации, могут выступать в качестве головных предприятий и организаций различных формирований (объединения, фирмы, ассоциации, акционер­ные общества, концерны и др.). В сырьевые зоны этих формиро­ваний включаются специализированные хозяйства, а также неспециализированные на производстве плодов и овощей сельхозкооперативы, фермерские и крестьянские хозяй­ства, садоводческие товарищества. В инфраструктуру формиро­ваний по обслуживанию процессов производства и сбыта продук­ции могут входить транспортные предприятия, заготовитель­ные и финансовые организации, вычислительные центры и др.

На основе развития интеграции, различных форм производ­ственно-экономического сотрудничества между овощеводчес­кими хозяйствами, организациями сферы производства, пере­работки и реализации овощей могут образовываться различные формирования по производству плодоовощной продукции, ба­зирующиеся на различных формах собственности: ассоциации, концерны, производственно-коммерческие фирмы, акционер­ные общества, арендные предприятия, кооперативы, малые предприятия и т.п. Необходимо создавать экономические, орга­низационные и правовые условия для эффективного функцио­нирования и развития названных форм хозяйствования, так как их многообразие, рациональное сочетание крупного специ­ализированного и мелкотоварного производства являются важ­ным фактором осуществления рыночных преобразований в от­расли.

Необходимым условием формирования рыночных отноше­ний в овощепродуктовом подкомплексе выступает создание сис­темы гарантированного сбыта овощей. Сбыт соединяет про­цессы производства и реализации товарной продукции, обес­печивая их возобновление и непрерывность, чем и определяет­ся его место в создании стабильного рынка.

В условиях рынка функция управления сбытом, имеющая в настоящее время подчиненное положение относительно функ­ции управления организацией производства, постепенно пре­вращается в ведущую функцию, которая определяет направле­ния и характер всей предпринимательской деятельности.

В отличие от других видов для рынка овощей наиболее важ­но установить эффективную связь по единой цепочке «производ­ство — заготовки — хранение — реализация продукции». Поэ­тому для его становления и стабильного функционирования следует заботиться не только о развитии организационных форм хозяйствования в сфере производства, но и о создании сбытовых организаций с различными формами собственности.

С целью совершенствования системы сбыта овощной про­дукции необходимо развивать рыночную инфраструктуру пу­тем создания торгово-сбытовых кооперативов, оптовых рын­ков, центров, ярмарок, аукционов и других коммерческих формирований.

Каждое хозяйство может определить наиболее приемлемый в конкретных условиях путь сбыта произведенной плодоовощ­ной продукции. Однако во всех случаях практика показывает, что наиболее предпочтительной как для производителей, так и для потребителей является реализация овощей по прямым свя­зям, в частности по схеме «поле—магазин». При этом сохраня­ется качество реализуемой продукции, сокращаются потери при транспортировке, создаются условия для более ритмичного поступления овощей потребителям.

Основной формой регламентации взаимоотношений между партнерами но производству и сбыту плодоовощной продукции должны быть контракты или договоры. В контрактах преду­сматриваются все основные условия производства овощей: пло­щади посева, объемы, сорта, качество, сроки поставки, цены и др. Контракты гарантируют производителю выгодный сбыт вы­ращенных овощей, а перерабатывающему или торговому пред­приятию — получение их в нужных количествах, соответству­ющего качества и в намеченные сроки.

Формирование рыночных отношений в экономике предпо­лагает постепенное изменение роли государства в управлении. Государственное управление трансформируется в государствен­ное регулирование экономических отношений путем выработ­ки соответствующей бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и ценовой политики. Государственные органы должны отхо­дить от непосредственного оперативного управления производ­ством и сбытом продукции. Вместе с тем управлять этими про­цессами необходимо. В этой связи целесообразно сформировать органы хозяйственного (производственного) управления. В сов­ременных условиях такие органы должны быть рыночного ти­па и обеспечивать управление хозяйственной системой на всех уровнях на основе кооперации и самоуправления.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.