Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV – Мода на сатанизм






 

Идея возвращения культа сатаны не оригинальна. Она занесена в скрижали истории

колдовства. И если подобный феномен в прежние времена существовал только в

воображении церковных судей, в «рациональном» XX веке он превращается в жгучую

реальность.

В романе «Там» (La-bas) 1891 г. Ж.К. Гюисманс детально описывает кощунственные

культы и черные мессы, происходящие по ночам и сопровождающиеся групповыми

 

48

   


 

сексуальными оргиями. Двумя годами позднее, в «Дьяволе в XIX веке» (Le diable аu XIX

siecle) д-р Батай публикует откровение Дианы Воган, раскаявшейся жрицы организации

люциферопоклонников «Палладиум», в которую входили, в основном, евреи и франкмасоны,

и целью которой был захват мировой власти. Газета «Круа» (La croix) подняла шум. Тереза

де Лизье с полной серьезностью написала Диане письмо. В 1897 г. антиклерикальный

журналист Лео Таксиль к большому конфузу легковерных раскрыл свою литературную

мистификацию: «Палладиум», Диана и Батай никогда не существовали, он сам их создал.

Здесь можно заметить, что коллективное воображение со времен Средневековья несильно

развилось. Вера в существование колдовства только и ждала повода возродиться.

Один из основателей современного сатанизма – англичанин Алистер Кроули (1875–1947),

родом из пуританской семьи. После окончания Кембриджа он увлекся эзотерикой, в которой

большое место занимает тема сексуальности. В 1912 г. он вступает в Орден Восточного

Храма. Он создает его английское отделение и принимает имя Бафомет. В 1920 г. он

основывает на Сардинии монастырь сатаны, где проводятся оргии, сопровождаемые

принятием наркотиков и сексом. После того, как один из их участников умер, Кроули

выслали из Италии, он переехал в Соединенные Штаты, где и умер в совершенной

безвестности в 1947 г. В его литературном наследии, например, в «Книге закона» (Book of

Low) и в журналах, например, «Люцифер» (Luzifer), имеются его разглагольствования, в

которых он заявляет, что был на приеме у бога Гора в музее Каира.

После него Орден Восточного Храма был возрожден его последователями Кеннетом

Грантом и Чарльзом Стенфилдом Джонсом. Уилфрид Смит и группки диссидентов,

например, «Ангелы Ада» и «Рабы Сатаны» распространяют его идеи. В этой когорте мы

встречаем и Чарльза Мэнсона, основателя Конечной церкви (Final Church), который в 1969 г.

убил беременную жену Романа Полански Шарон Тейт и ее четырех гостей, после чего

кровью жертв начертал на стенах сатанинские письмена.

Одна из знаменитостей современного сатанизма – американец Энтон Ла Вэй 1930 г.


рождения, обычный сексуальный извращенец, прячущий


за претенциозными и


бессмысленными формулировками необузданную страсть к наслаждениям. Его

«Сатанистская библия», опубликованная в 1975 г., имела огромный успех. Книга состоит из

четырех частей: «Сатана», «Люцифер», «Велиал» и «Левиафан». Это всего лишь с бивчивая

смесь, составленная из древних эзотерических ритуалов с мнимо многозначительной

лексикой «смесь гностических, кабалистических, оккультных и масонских элементов с

включением номенклатуры и слов, бросающих в дрожь, надерганных изо всех мифов про

виртуальную власть», – как гордо заявил сам автор. Жеральд Месадье, несомненно, оказался

значительно более близок к истине, когда писал в своей «Истории дьявола» (Histoire du

diable): «Мне представляется, что я сумел почувствовать в этом педантичном языке

оправдание необузданным сексуальным упражнениям. Смутная проза Ла Вэя сумела

просветить меня в мировоззрении борделя и оргий, возведенном в возвышенную

«революционную» идеологию». В 1966 г. Ла Вэй основал Церковь Сатаны. Одетый в черный

костюм, с изящными усиками, он придал себе образ дьявола, еще более убедительный, чем

традиционно сложившийся. Карикатура была бы всего лишь гротеском, если бы ей не

сопутствовали призывы к убийству: «Единственный случай, когда сатанист совершает

человеческое жертвоприношение, – пишет он, – это когда оно служит двойной цели:

высвободить магический гнев и, что еще важнее, получить полную власть над ненавидимой

личностью, которая достойна такого интереса». Найти какую-либо логику в этом тексте

способен только слабоумный. И именно это и делает его таинственно тревожным.

Так же, как и Орден Восточного Храма, Церковь Сатаны не прекратила своего

существования. И в ней также появились диссидентские группки. В 1975 г. Микаэль Аквино,

считающий себя обещанным Кроули вторым зверем 666, основал Храм Сета. В 1986 г. Пол

Дуглас Валентайн создает Церковь Освобождения Сатаной. Назовем также такие

американские организации, как Храм Исиды, Орден Шайтана, Представительство Сатаны,

 

 

49

   


 

Представительство Британского Люцифера, Группу Огня Люцифера. Послед няя даже

проводит занятия по сатанизму по переписке. Важное место дьяволу отводят и в ряде сект,

которые нельзя назвать сатанистскими в полном смысле слова.

Членов этих довольно немногочисленных групп можно условно – со всеми возможными

вариациями – отнести к двум категориям. С одной стороны, это люди, в различной степени

психически больные, одержимые и неуравновешенные, которые находят там

«идеологический» фасад для удовлетворения любой сексуальной необузданности и для

употребления наркотиков. В этом смысле архивы американской полиции содержат более чем

красноречивые сведения. С другой стороны, эти группы привлекают к себе определенное

количество людей, потерявших почву под ногами из-за сложностей современной жизни,

нищеты, беспричинной тоски, крушения ценностей, волны иррационализма, обрушившейся

на человека постиндустриального общества. Тоска и смятение, наполняющие лаборатории

астрологов, ясновидящих и шарлатанов различного толка, соединяются здесь с

неосознанным стремлением к реваншу, жаждой наслаждаться недоступными благами,

ненависть к окружающему миру, столь суровому для большинства людей. Помимо этого,

заметная часть контингента – молодежь, жадная до нового опыта, наивная и еще не

нашедшая жизненных ориентиров.

Что касается реальной деятельности сатанистских групп, очень трудно сделать общую ее

оценку. Здесь соединяются предубеждение, вкус к сенсационности и доверчивость, и в этих

условиях самые сумасшедшие слухи выглядят вполне достоверными и доводятся желтой

прессой до скандального уровня. Наиболее безобидный пример – черная месса,

перевернутый христианский ритуал, посвящаемый дьяволу. Но этот ребячливый маскарад

ведет к ритуалам, внушающим гораздо большее беспокойство, к которым примешиваются

наркотики, секс и кровопролитие. Однако где здесь та грань, за которой исчезает реальность

и начинается фантазия?

В Соединенных Штатах в полицейских рапортах были отмечены похищения детей,

которые подвергались ритуальному сексуальному насилию, приносимых в жертву, как это

имело место в Питсбурге, штат Виргиния, в 1988 г. В книге полицейского Роберта Д. Хикса

«По следам Дьявола» приводится множество подобных примеров. Одна из выживших,

Марти Джонстон, уверяла: «Я присутствовала при жертвоприношении 8-летней девочки. Ее

выкрали в районе Харис Кантри, Техас». В то же время во многих детских садах Америки

было проведено множество опросов. Их результаты выявили беспочвенность слишком легко

принимаемых на веру доверчивой публикой слухов о сатанизме. В том же 1988 г. произошел

чрезвычайно взбудораживший всех случай с Полом Ингрэмом, бывшим сотрудником

местной полиции. Он вступил в одну из фундаменталистских сект и был обвинен дочерьми

Эрикой и Джулией в покушении на инцест с сатанинскими ритуалами. Отец признал, что

пастор изгонял из него дьявола. Ну, а дочери, изучившие ф ундаменталистское учение и

насмотревшиеся фильмов о сатанинских ритуалах, похоже, начинали все больше путаться в

своих показаниях. Тем не менее, Пол Ингрэм был приговорен к двадцати годам тюрьмы.

Подобная неразбериха царит и в Европе, где в 1991 г. профессор Жан Лафонтен

проанализировал слухи о сатанизме, гуляющие по Англии и Уэльсу. Его отчет «Размах и

природа организованного жестокого ритуального обращения» (The extent and nature of

organized and ritual abuse), опубликованный в 1994 г., основывается на анализе 211 случаев

жестокого ритуального обращения, когда имели место обвинения в сатанизме. Из них

убедительными выглядят всего три, причем в них нет ничего общего с дьяволом. Профессор

Лафонтен делает вывод, что причина казуса – интервьюеры, проводившие опрос. Поскольку

многие из них сами верят в дьявола, они, опрашивая детей, тенденциозно формулируют

вопросы; к тому же, жестокое обращение однозначно является для них дьявольским

действием. На этот тезис опирались многие дела о жестоком обращении 1988 –1991 гг.,

прошедшие в Манчестере, Ноттингеме, Рочдейле и на островах Оркни, где опросы

недвусмысленно ориентировали в сатанинскую сторону.

 

 

50

   


 

Как показали самые различные и весьма многочисленные факты, общественное мнение в

англосаксонских странах действительно чрезвычайно чувствительно ко всему, что имеет

отношение к дьяволизму. Были запрещены номера автомобилей с цифрами 666. Прекратили

рекламную кампанию фирмы «Проктер энд Гэмбл», где были усмотрены эти же цифры.

Судья Эдвард из Денвера, Колорадо, в 1994 г. разрешил заключенному выполнять

сатанистские ритуалы, поскольку «мы должны вернуть дьяволу то, что ему положено». В

1993 г. брат принцессы Уэльской Дианы граф Спенсер в своей речи в палате лордов осудил

сатанистские деяния, проводимые рядом с его замком. В 1996 г. предвыборная кампания

партии консерваторов вызвала скандал: они изобразили Тони Блэра, лидера лейбористов,

придав ему черты сатаны. Президент Рейган отождествлял в своих выступлениях

дьявольское начало с СССР, называя его «империей зла»; в то же время иранские аятоллы

называют Америку «великим Сатаной». Фундаменталисты сатанизируют сторонников

абортов. Коллективные самоубийства членов многих сект, имевшие место в Гвиане, Уако,

Швейцарии, Канаде, даже если они не были непосредственно связаны с сатанизмо м, вносят

свою лепту в поддержание определенного психоза, имеющего дьяволизированную окраску.

Упомянем также раздувание в средствах массовой информации масштабов педофилии, не

соответствующих реальному положению вещей, начиная с дела Дютру в Бельгии (1996),

моду на осквернение могил среди подростков – в «зверином возрасте» или – психически

отсталых. Некоторые слабые умы можно склонить к совершению преступлений, которые

потом приписывают «сатанинской вспышке». Пример – убийство кюре в Эльзасе в декабре

1996 г.

Инфернальный ритм рок-музыки позволяет и ее обвинить в сатанизме. Канадский аббат

Жан-Поль Реженбан (1931–1983), специалист по криминальной психологии, в книге «Рок-н-

ролл» (1983) пытается дьяволизировать эту форму самовыражения в искусстве. Согласно

автору, большая вина в возникновении сатанистской ориентации лежит на баптисте Элвисе

Пресли. Эту ориентацию подхватили и наполнили «Битлз» в своем «Белом альбоме»

(«Devil's white Album»), в котором якобы впервые появились записанные задом наперед

послания на подсознательном уровне, призывающие к насилию, посвящению себя сатане,

сексуальным извращениям. Следом идут «Роллинг Стоунз» с их «Симпатия к дьяволу»

(Sympathy for the devil), «Танцы для мистера Д...» (Dancing for Mister D...) и «Их сатанинское

величество» (То their satanic majesties). В дальнейшем музыкальные группы приобретают

откровенно дьявольский облик, например, «Блэк Саббат» (Black Sabbath – черный шабаш)

или «Сатан Рок» (Satan Rock – сатанинский рок), «КИСС» («KISS» – аббревиатура от Kings

in Satan service – короли на сатанинской службе), «Дарктрон» (Darkthrone – темный престол),

«ACDC», а также – группы, играющие в стиле «хэви металл». Культивируя провокацию,

являющуюся наиболее действенным методом привлечения подростковой аудитории –

незрелых молодых людей – некоторые исполнители используют сатанистские темы.

Например: Эллис Купер, Мик Джаггер, Оззи Осборн, Майкл Джексон. Многие считали, что

применяя ультразвук и обратную запись, можно передавать послания на уровне подсознания,

что и делалось, например, в «Я хочу тебя, мистер Сатана» группы «Лед Зеппелин» или в

«Сатана во мне» (Майкл Джексон). Однако большинство исследователей относятся к

реальной действенности таких методов скептически. Более убедительными оказались

результаты медицинских исследований, выявившие губительное психофизиологическое

воздействие этой музыки, вызывающее «немотивированные реакции: от прострации до

неконтролируемой агрессии – снижение контроля над разумом и волей, которые

подчиняются подсознательным импульсам, нервно-сенсорная сверхвозбудимость,

вызывающая эйфорию, внушаемость, истерию, галлюцинации и т.д.» (Исследование,

проведенное доктором Макмафферти и доктором Уолтером Райтом).

Разумеется, и группы, и исполнители всего лишь эксплуатируют тему, относящуюся к

фундаментальным и во многом неразрешимым проблемам мироздания и современного

общества, внешняя, так сказать, декоративная сторона которой оказывается весьма

 

 

51

   


 

привлекательной для молодежи. Цель – лишь прибыль и ничего более. Ну а миф о дьяволе

остается весьма соблазнительным, хотя, разумеется, здесь нет и намека на веру в реальное

существование этого персонажа. Даже Ла Вэй в своей «Магии» (Magick) пишет: «Дьявола не

существует. Это ложное имя, придуманное черными братьями, чтобы повергнуть

целостность в невежественную путаность».

Парадоксальное (хотя и маловразумительное) высказывание в устах одного из столпов

современного сатанизма. Значение этих слов ориентировочно можно пояснить так: «Сатана

умер! Да здравствует сатанизм!». Именно здесь и кроется суть мифа о дьяволе и объясняется

его поразительная способность к выживанию, адаптации и даже расцвету спустя время после

исчезновения культурного контекста, который его породил.

 

 

52

   


 

ГЛАВА VII






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.