Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От автора. Dhfbilsdjv vnlsdkfpsdkjvndjkfnvbknfkb kajd

А.К.КОКОРИН

ВАМ ПРИВЕТ ОТ СТАНИСЛАВСКОГО

 

DHFBILSDJV VNLSDKFPSDKJVNDJKFNVBKNFKB KAJD

 

 

Оглавление   Стр.
От автора  
Часть первая  
Вступление  
Главные принципы «системы Станиславского»  
Метод действенного анализа  
Предлагаемые обстоятельства  
Тема, идея, фабула  
Сюжет, сверхзадача, сквозное действие  
Конфликт  
Виды событий  
Основные моменты действия  
Жанр  
«Роман жизни»  
Этюдный метод  
Часть вторая  
Сценическое действие  
Основные принципы сценического действия  
Два основных признака сценического действия  
Основные виды сценического действия  
Виды и способы проявления психических действий  
Словесное действие  
Видение  
Подтекст  
Внутренний монолог  
Второй план  
«Союз четырех» (характер, «зерно», характерность, приспособления)  
Темпо - ритм  
Атмосфера  
Мизансцена и композиция  
Заключение    

ОТ АВТОРА

В жизни каждого творческого че­ловека неизбежно наступает такой пе­риод, когда он наиболее активно и полноценно может проявить себя уже не в коллективной гуще - не на сцени­ческой или съёмочной площадке, не в аудитории учебного заведения, а, уеди­нившись дома, за письменным столом, один на один с самим собой. Это, зна­чит, пришла пора уступить дорогу мо­лодым, вперёд идущим и обгоняющим тебя. И постараться помочь им. Разуме­ется, не мемуарами: подобная литера­тура в большей степени служит удо­влетворению авторских амбиций, тщес­лавию. У меня другая цель.

Когда я сам ещё учился, мне очень повезло на замечательных педагогов. Это прежде всего Мария Осиповна Кнебель, которой в свою очередь по­счастливилось учиться и работать у са­мого Станиславского. Позднее, уже на Высших режиссёрских курсах ГИТИСа, появился второй мой педагог - тоже редкого дарования - Андрей Александ­рович Гончаров, воспитанник Андрея Михайловича Лобанова, ярого привер­женца «системы». Вот такой мощный

тандем таких прекрасных режиссёров и педагогов Кнебель и Гончаров - очень разных по характеру, по единых в понимании учения Станиславского, преданности ему! Как они умели заво­раживать и увлекать своей неподра­жаемой, удивительной влюблённостью в искусство, неуёмной щедростью тра­тить себя! А это для них - обычное со­стояние, способ жизни!

Естественно, всё это оказало ог­ромное влияние на мою учёбу, на ре­жиссёрскую работу в театре и в кино, на преподавательскую работу.

Сегодня, подводя итоги своей твор­ческой деятельности, я хочу поделить­ся не столько личным опытом, сколько накопившимися наблюдениями, свя­занными с практическим применением учения Станиславского. Мария Оси­повна мечтала, очень хотела изложить метод действенного анализа, основные элементы «системы Станиславского» в их естественной связи и последова­тельности как единую программу для удобства ее профессионального при­менения в работе и учебном процессе. Мария Осиповна, к сожалению, не ус­пела осуществить свою мечту. Теперь - это моя мечта. (Я не равняю себя со своим учителем. Я хочу равняться на него).

Кому, как я считаю, может помочь, пригодиться моя работа:

абитуриентам, желающим стать артистами, режиссёрами;

студентам, обучающимся этим избранным ими профессиям;

преподавателям творческих ВУЗов; молодым режиссёрам и артистам театра и кино.

Каждый год по весне, несмотря ни на какие политические и экономи­ческие катаклизмы в нашей стране, к заветным дверям ВГИКа и театральных учебных заведений устремляются тысячи юношей и девушек. Хочу помочь им, хочу, чтобы они лучше представили себе и поняли, что будора­жащие их воображение творческие профессии действительно прекрасные, но и каторжные! Если кто-нибудь из них, после знакомства с моей работой, осознав перспективу предстоящего пути, торопливо пройдёт стороной за­ветные двери, а кто-то более реши­тельно их откроет, я буду этому рад.

Тем, кто успешно миновал конкурс­ные экзамены и уже в качестве студен­тов приступил к занятиям, уже начал постигать премудрости мастерства избранных ими профессий, моя рабо­та, надеюсь, окажет существенную по­мощь.

Что касается молодых режиссёров и артистов, тех, кому ещё «покой лишь только снится», кто уже на собствен­ном опыте убедился, как необходима новизна знаний в поиске решений и реализации творческих находок, заду­мок, - этим, истинно творческим лю­дям, хотелось бы пожелать... оглянуть­ся. При этом совсем не обязательно ос­танавливаться. Но оглянуться на свой пройденный путь - всегда полезно: не растерял ли хорошее, не наделал ли ненужных зигзагов, и даже проверить себя - не сбился ли с верного пути. Ес­ли моя работа убедит молодых людей в необходимости проделать такой «само­анализ», и он им реально поможет, я буду рад не только за них, но и за себя, за свою работу.

По поводу преподавателей творче­ских ВУЗов - у меня, говоря без утайки, есть сомнения, что они с непосредст­венным интересом отнесутся к моей работе: уж очень много среди них «за­конченных мастеров», опирающихся в учебном процессе только на свой соб­ственный режиссерский или актерский опыт, а то и вовсе лишь на то, что «подглядели» у других. Факт уже сам по себе досадный, но, к сожалению, «в реальной действительности имеющий место». Есть среди нашего брата (сест­риц тоже не мало) и «толмачи», и «твердолобики» (студенческий сленг - еще вполне приличный), которые, как из­вестно, не любопытны и не любозна­тельны в работе, но любят зарабаты­вать почести. Они не хотят и не умеют учить. У них даже есть широко рекла­мируемый вердикт, «философски оп­равдывающий» их педагогическую бес­помощность, который они - с легким кокетством, но с увесистой многозна­чительностью - декларируют на первом же занятии: «Уважаемые студенты (или: дорогие мои!), я вас учить не буду! Этому... научить нельзя! Учиться вы бу­дете... сами!» Бот так, не больше - не меньше. Они бы и П.Н.Толстого, не за­думываясь, опровергли, знай, что он по этому поводу сказал: «И воспитание и образование нераздельны. Нельзя вос­питывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно». Стало быть, «дорогие мои», учить и воспитывать можно и нужно. Да и по­учиться самим - тоже не помешает. У своих же студентов. Уверяю, есть чему! А теперь вернемся к основной на­шей теме. Но сперва вопрос - наивный, однако уместный: зачем была создана таблица умножения? Знамо дело, что­бы люди считали быстро и одинаково правильно. А зачем Менделеев «приду­мал» свою таблицу? Известно, чтобы химики-физики безошибочно понимали

друг друга. Никто не отрицает значение этих таблиц, никто не пренебрегает ими. Их изучают, успешно применяют. Вы, конечно, уже догадались, к чему я веду.

Бот и наш Станиславский, как Мен­делеев для науки, открыл для искусст­ва свою (нашу!) «таблицу» - СИСТЕМУ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ЗАКОНАХ

ТВОРЧЕСТВА. Органических, природ­ных! То есть эти законы есть, всегда были, только их надо было «заметить», «открыть». И систематизировать! Чтобы удобнее было применять их, чтобы мы «одинаково правильно» понимали их! Так разве допустимо, чтобы педагоги, режиссеры, актеры, пользуясь одной «системой взаимопонимания», по-разному трактовали ее элементы, ис­кажая тем самым их суть и предназна­чение? Сколько раз мне доводилось сталкиваться с подобными явлениями, когда совершенно иной смысл прида­вался «сверхзадаче», «подтексту», «вто­рому плану», «исходному событию» и т.п.

А когда преподаватель по актер­скому мастерству или режиссер в «этюдном периоде» работы над спек­таклем говорят: «Давайте порепетируем вчерашний этюд» - куда это годится? Выходит, они даже не знают, что этюд - это когда «первый и единственный раз входят в реку», а второй раз и далее - это уже не этюд, это уже сцена (на основе этюда) и репетируют уже сцену (такую-то).

Нельзя, по невежеству или ради щегольства фальшивой эрудицией, ссылаться на «систему», тем самым компрометируя ее.

Только профессиональное знание «системы» позволит пользоваться ею грамотно, что облегчит наш труд, качественно улучшит его результат - и на театральных подмостках, и на съемочных площадках, и в учебных аудиториях.

Это и есть моя цель - помочь тем, кто хочет учиться и работать по «системе Станиславского».

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.