Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнение к главе общение 43

.....................19......г. Аркадий Николаевич говорил: - Собака, войдя в комнату, осматривает присутствующих, желая понять ихнастроение. Почуяв его, она намечает себе объект для общения, подходит кэтому объекту, трется о его ноги или кладет лапу на его колени. Все этоделается для того, чтоб обратить на себя внимание. Добившись своего, собакасадится на задние лапы против избранника и впивается своими глазами в егоглаза с целью завязать общение. Беру другую область. В царстве насекомых или морских гадов наблюдаютсяаналогичные процессы. Там живые твари выползают из своих засад и тоже долгоизучают окружающую их природу. Они распознают своими щупальцамивстречающиеся им на пути предметы и живые существа. Только после тщательногоисследования предпринимаются те или другие действия. А разве человек не поступает так же? И он, войдя в комнату, осматриваетнаходящихся в ней людей, стараясь понять их настроение; и он избираетобъект, подходит к нему, привлекает на себя его внимание, пускает в ходневидимые щупальцы своих глаз, чтоб понять его состояние. Черезлучеиспускание и луче-восприятие вошедший субъект завязывает общение сизбранным объектом. В других случаях те же существа - собака, морской гад, человек - сразуврываются, захватывают внимание присутствующих и завязывают с ними то илидругое общение. Как видите, в этом процессе существует ряд стадий, обязательных длявсех живых существ. Эти стадии складываются из одних и тех же моментов, которые протекают всегда в одном и том же логическом и последовательномпорядке. И только актеры на сцене составляют исключение. Они не хотят знатьобязательных для живых существ органических законов природы. Они неинтересуются окружающим их настроением при выходе на сцену; они не выбирают себе объекта для общения; они не ищут его глаз, нечувствуют его души, не ощущают его близости. Актеры-ремесленники однажды и навсегда решили, что их объект - зрители, сидящие в партере; они заранее знают, где им надо стоять на подмостках, чтоследует там делать, говорить. Все это производится актерами-ремесленникамине по собственной их человеческой потребности, а насильственно, по указаниюавтора пьесы или режиссера спектакля. Они не умеют превращать чужиечувствования, побуждения, мысли, слова, действия в свои собственные. Вот почему актеры-ремесленники не входят в комнату, устроенную насцене, а " выступают" на театральных подмостках к с их высоты показывают себятысячной толпе. Как же избежать указанного искажения человеческой природы, стольраспространенного в театрах всего мира?! Как уйти от грубой подделки, отремесла и штампа, которыми пытаются заменить на сцене то, что по законамприроды производится само собой, подсознательно? В наших руках одно средство - психотехника. То, что в жизни делается само собой, на сцене нередко требует помощипсихотехники. Она учит сознательно выполнять, в логическом ипоследовательном порядке, все моменты, стадии органических процессов, в томчисле и процесса общения. В тех случаях, когда этот процесс не создается самсобой, подсознательно. приходится сознательно складывать его из отдельныхмоментов в логическом и последовательном порядке, по законам нашей природы.Если эта работа производится не формально, внешне, а с помощью внутреннегоподсказа, лучеиспускания и луче-восприятия, то актер подводит себя к правде. Но беда, если пойдешь наперекор всем естественным законам. Тогданеизбежно вступишь на путь лжи, наигрыша и ремесла. Будем же продолжатьприлежно изучать законы природы и сознательно следить за их выполнением.Этот призыв относится и к процессу общения в тех случаях, когда он несоздается сам собой. подсознательно. До сих пор нами была выполнена работа по изучению отдельных моментовпроцесса общения. Теперь предстоит проследить, как из этих моментовскладывается ряд стадий, а из стадий - самый органический процесс общения. Моменты входа артиста в комнату, изображаемую на сцене, рассматриваниевсех присутствующих, ориентирование в окружающих условиях и выбор объектасоздают первую стадию органического процесса общения. Моменты подхода к объекту, привлечение на себя его внимания с помощьюдействий, резко бросающихся в глаза того, с кем хочешь общаться, с помощьюнеожиданных интонаций и пр. создают вторую стадию интересующего насорганического процесса. Моменты зондирования души объекта щупальцами глаз, подготовление этойчужой души для наиболее легкого и свободного восприятия мыслей, чувств ивидений субъекта создают третью стадию органического общения. Моменты передачи своих видений объекту с помощью лучеиспускания, голоса, слов, интонации, приспособлений; желание и попытки заставить объектне только услышать, понять, но и увидеть внутренним зрением, что и как видитпередаваемое сам общающийся субъект, создают, четвертую стадию органическогопроцесса общения. Моменты отклика объекта и обоюдный обмен лучеиспускания илучевосприятия душевных токов создают пятую стадию органического процессаобщения. Все эти пять стадий должны быть соблюдены при каждом сценическомобщении. - Трудная задача, - заметил я. - Я вам докажу, что это не так. Начать с того, что органическиепроцессы, предшествующие общению, чрезвычайно логичны и последовательны. Алогика и последовательность, как вам известно, подводят к правде, правда - квере, все вместе создают " я есмь", возбуждают творчество, органическуюприроду и ее подсознание. - Легко сказать: пять стадий органического процесса, а попробуй-каовладеть ими! - говорили ученики. - Давайте попробуем! - предложил Аркадий Николаевич.- Названов, уйдитев коридор, через минуту вернитесь сюда и угадайте, в каком состоянии вы насзастанете. Как мне сказали потом, не успел я выйти, Торцов таинственно сообщилвсем: - Бедняжка Названов! Он еще не знает, что ему придется уходить изшколы, так как его отзывают из Москвы. - Как? Названов уходит из школы? - набросились ученики на АркадияНиколаевича. Но он не успел ответить, так как я уже вернулся в зрительный зал. Произошло неловкое молчание, во время которого одни из учеников, поверившие вымышленной новости, избегали встречи взглядом со мной, другиеже, понявшие трюк Торцова, посмеивались, глядели вызывающе. - Что за черт! Что-то случилось, а что - не поймешь, - говорил я, впиваясь глазами в каждого из присутствующих. - Браво! Моменты ориентирования, искания объектов для общения возниклисами собой и создали первую стадию процесса. Вы старательно пронизывали всехприсутствующих щупальцами своих глаз, желая понять их состояние. Неважно, поняли вы наше состояние или нет, а важно то, что вы изо всех сил старалисьего почувствовать, - объяснил Аркадий Николаевич смысл своего трюка. Что касается второй стадии: привлечение на себя внимания объекта, то япомогу вам выполнить ее. Я ваш объект, и мое внимание уже привлечено.Поэтому подойдите ко мне, посмотрите мне в глаза и постарайтесь понять моесостояние, - велел мне Аркадий Николаевич44. Я легко исполнил его приказание. - Браво! Третья стадия: зондирование души объекта тоже выполнена! -воскликнул Аркадий Николаевич, когда я впился взором в его глаза. - Не совсем выполнена, так как я не смог определить вашего внутреннегосостояния, - заметил я. - Это не важно, а важно то, что вы по своему произволу вызваливнутреннюю сцепку со мной и подготовили почву для общения. Однако оказалось, что все эти задания не так трудны, как онипредставлялись раньше, что вам ничего не стоило вызвать в себе ощупывания, предшествующие общению. Значит, эта задача вам вполне по силам, - решилТорцов. - Она мне не по силам на подмостках сцены, перед черной дырой портала итысячной толпой зрителей. - Это дело практики, времени и внимания. Они помогут вам справиться сэтой работой в обстановке публичного творчества. Когда набьетсясоответствующая привычка, то заверяю вас, что, подобно мне, вы не сможетестоять перед тысячной толпой иначе, как с объектом на самой сцене и справильно развивающимися в вас органическими процессами общения, видения, лучеиспускания и лучевосприятия и пр. Таким образом, искусственноевозбуждение нормального и необходимого органического процесса общениявозможно с помощью психотехники. - Позвольте, а как же четвертая и пятая стадии? - остановил я АркадияНиколаевича. - Что касается передачи своих видений объекту и создания взаимногообщения, то об них мы поговорим на следующем уроке......................19......г. Урок начался с придирок Говоркова, к удивлению, на этот раз весьмауместных, так как они подвели нас к главной теме сегодняшнего урока. - Извините, пожалуйста, - критиковал Говорков.- Вы изволите говорить, что к роли следует подходить через логические и последовательные стадииобщения. Но позвольтеПрежде чем общаться, надо иметь то, чем можно общаться! Нельзя же, понимаете ли, сначала начинать этот процесс, а уж потом создаватьв себе духовный материал для его передачи другим. - А, может быть, это возможно. Давайте проверим вопрос на практике. Дляэтого перейдем все на сцену, в " малолетковскую гостиную". Мы исполнили приказание. - Какой же этюд мы будем играть? Пусть здесь, в " малолетковскойгостиной", происходит такой же урок драматического искусства, какой мыпроводим в жизни. Изменение будет лишь в том, что на этот урок неожиданнопридет " инспектор". Эту роль сыграет нам Говорков. Пусть он уйдет за кулисы, а остальные пусть займутся какими- нибудь упражнениями. Потом войдет инспектор. Пусть исполнитель ролиначнет прямо с выполнения всех стадий общения, по всем законам природы, неимея при этом никаких определенных задач, не запасшись материалом дляподготовляемого общения. Говорков направился за кулисы. Аркадий Николаевич незаметно сошел вниз, в партер театра, и скрылся там в темном углу, а мы, ученики, началиупражнения по ослаблению мышц. После долгого промежутка вошел Говорков в качестве инспектора. Он, какполагается по законам природы, остановился у дверей, осмотрел всех(ориентирование}, поискал глазами Аркадия Николаевича. Не найдя его, онсоображал, к кому из учеников обратиться, и долго выбирал объект. Наконец онподошел к Вьюнцову (выбор объекта). - Мне надо переговорить с директором училища, - сказал ему Говорков. Нипочем нельзя! Его нет. Он занят. Говорков на секунду опешил от нелюбезного тона Вьюнцова, но потом резкопеременил свой тон и тем заставил Вьюнцова отнестись к нему с большимвниманием {привлечение на себя внимания объекта. Вторая стадия). На этот раз опешил Вьюнцов. Произошла довольно большая пауза, во времякоторой оба пристально смотрели друг на друга (зондирование души объекта.Третья стадия). - Потрудитесь передать директору, - настаивал Говорков, - что я приехал, изволите ли видеть, по поручению съезда, заседающего сейчас. Скажите, чтовыяснились непорядки в вашей школе. " Инспектор" старался как можно образнее описать то, что произошло навоображаемом заседании, где якобы бранили Аркадия Николаевича за его методпреподавания, насилующий волю ученика (передача видения. Четвертая стадия). Вьюнцов не унимался и продолжал упираться. Произошла перебранка(процесс обоюдного общения. Пятая стадия). Такое поведение ученика взбесило " инспектора", и он начал допросВьюнцова: кто он, как попал в школу, по какому праву дерзко разговаривает сначальством, кто его родители? В этот момент Аркадий Николаевич крикнул Говоркову: - Вьюнцов - ваш сын. Он бежал в молодых годах из родительского дома отгнета отца. После некоторого замешательства Говорков продолжал допрос иодновременно подготовлялся к новому навязанному ему вымыслу. Он отлично разыграл его. Предвидя в своих актерских расчетахнеожиданную встречу с сыном, Говорков витиевато проповедовал заботливоеотношение к молодежи и к детям. Он с ложным пафосом говорил о родительскомдолге. Чем возвышеннее была его напыщенная речь, тем глупее стало егоположение после, когда выяснилось, что он сам деспот-отец, а Вьюнцов -жертва его родительского гнева. " Инспектор" смешно выкарабкивался из своего затруднительного положенияи под общий смех бежал из класса от своего собственного ребенка, которого онтолько что рекомендовал любить и лелеять. После того. как этюд был сыгран, Аркадий Николаевич сказал: - Вы должны признать, что процесс общения зарожден и выполненГоворковым и его партнерами по всем законам/ органической природы и что этаработа делалась без предварительной заготовки внутреннего, душевногоматериала, необходимого для общения. Говорков стал искать этот материал в конце, после того, как процессполучил полное развитие. В самом деле, вспомните: исполнитель ролиинспектора вошел на сцену с единственным намерением завязать общение скем-нибудь из лиц, находившихся на сцене. Никакой фабулы, никаких заданийему не было дано, если не считать одного " если б", то есть звания и функцийинспектора. Выбрав для себя объектом Вьюнцова, Говорков завязал с ним общение. Лишьтолько создалась сцепка, естественно, потребовался внутренний и инойматериал для продления возникшего процесса. На этом важном моменте я остановлюсь, чтоб понять то, что происходило вдуше творившего. Знаете ли вы, что зарождение процесса общения дает сильный толчок всейтворческой природе артиста? Последняя ищет помощи у своих внутреннихэлементов и поочередно или сразу затягивает их в работу. - Почему? - заволновался Вьюнцов. - Потому что без участия всех элементов не может быть общения. В самомделе: разве можно общаться с живым человеком без внутреннего и внешнегодействия, без вымысла воображения и предлагаемых обстоятельств, без видений, без правильно направленного внимания, без объекта на сцене; без логики ипоследовательности; без ощущения правды; без веры в нее; без состояния " я есмь", безэмоциональных воспоминаний и пр.? Сценическое общение, сцепка, хватка требуют участия всего внутреннего ивнешнего творческого аппарата артиста. Это случилось и с Говорковым. Его творческий аппарат, возбужденныйпроцессом общения, сам собой, естественно, заработал. Воображение подсказалоему новый материал, новые предлагаемые обстоятельства, задачу, эмоциональныевоспоминания; появились сами собой позывы на действия. Все это производилосьпоследовательно и логично. Так сама собой, на творческой инерции, создаласьсцена перебранки и допроса Вьюнцова с " инспектором". Эта сцена помогларазвить фабулу этюда. Не доказывает ли все показанное, что артист может начать своетворчество прямо с общения, без заранее заготовленного внутри душевногоматериала, необходимого этому органическому процессу? Если творящему удается логически, последовательно выполнить всеподготовленные моменты общения; если это будет сделано им по всем законамтворчества органической природы; если он ощутит правду того, чем живет и чтоделает, веру в подлинность того, что в нем совершается; если ему удастсясоздать в себе состояние " я есмь", то сама творческая природа артиста с ееподсознанием заработают. По творческой инерции, по логике ипоследовательности создадутся новые предлагаемые обстоятельства, задачи, действия, а из всех них сама фабула изображаемого этюда 45. Это не все: наш эксперимент показал, что, начиная творчество прямо собщения, без определенной темы, можно не только самому создавать эту тему, но и оправдывать, оживлять подсказанную другим, чужую фабулу. Так было и с Говорковым. В самый разгар зародившегося творчества, когда он, ради продленияобщения, сам придумал допрос Вьюнцо-ва, я подсказал ему свою версиюдальнейшего развития событий. Он схватил с благодарностью мой подсказ опобеге сына из отчего дома. Мой вымысел помог Говоркову еще шире развитьначатый органический процесс общения. В качестве автора я подсказал ему свой вариант как раз в тот момент, когда его душевный творческий аппарат сделался особенно чутким ко всякимновым задачам и предлагаемым обстоятельствам благодаря включению в работувсех его внутренних элементов. Это новое доказательство того, что можно начинать творчество с процессаобщения, а уж потом создавать в себе духовный материал для его передачидругим......................19......г. И сегодняшнее выступление Говоркова не спутало урока, а, напротив, выдвинуло вопросы, на которые Аркадий Николаевич дал обстоятельныеобъяснения. Дело было так. Говорков не унимался и продолжал придираться. - Сам автор в своем тексте, понимаете ли, часто не дает местаподготовке к процессу общения и сразу, изволите ли видеть, приступает к егопоследней стадии, - объяснял он. - Очевидно, вы говорите о плохих авторах. Но на них не стоит сноситься. - Нет, знаете ли, Грибоедов не плохой драматург, но и он допускаеттакого рода ошибки. Вот например: выход Чацкого в первом акте " Горя от ума". Александр Андреевич сразувлетает и общается без предварительного ориентирования, знаете ли, безщупальцев глаз. - Да. Так поступают плохие актеры. Они влетают на сцену, как бык наарену; не глядя на Софью, не ориентируясь, по-балетному опускаются на одноколено и декламируют с театральным пафосом: " Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног". Но хорошие артисты поступают иначе. Они останавливаются у порога двери, мигом ориентируются, сразу берут на прицел объект, то есть Софью, быстроподходят к ней и, чтоб еще сильнее привлечь на себя внимание любимойдевушки, опускаются на одно колено, впиваясь щупальцами своих глаз в ееглаза. После этого выполняются все стадии процесса общения, причем каждыймомент оправдывается текстом. Например: " Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите. Удивлены? и только? вотприем! Как будто не прошло недели, Как будто бы вчера вдвоем Мы мочи нетдруг другу надоели, Ни на волос любви! куда как хороши! " Все эти слова написаны для зондирования Чацким души Софьи. " И между тем, не вспомнюсь, без души, Я сорок пять часов, глаз мигом неприщуря, Верст больше семи сот пронесся, ветер, буря, И растерялся весь, ипадал сколько раз - И вот за подвиги награда! " Эти слова рисуют внутренние видения Чацкого, которые он передает Софье. Дальше, по тексту, наступает процесс общения. Таким образом, вынапрасно обвиняете прекрасного поэта в нарушении законов органической природы и, в частности, органического процесса общения. Все большие поэты, драматурги, литераторы, подобно Грибоедову, оченьсильно считаются с требованиями органической природы человека. - Но извините, пожалуйста, я укажу вам хорошие пьесы, в которых приподнятии занавеса процесс общения показывается не в подготовительной стадии, а в момент своего полного развития, - не унимался Говорков. - Потому что подготовления происходят за закрытым занавесом, - заметилТорцов. - На это, видите ли, нет указаний в авторском тексте. - Но зато этого требует органическая природа человека-артиста, законы, логика и последовательность, наша психотехника. Без подготовительныхпроцессов нельзя открыть занавеса, а артистам невозможно начать играть. - А как быть, изволите ли видеть, с пьесой Немиро-вича-Данченко " Ценажизни", которая начинается с конца, то есть с самоубийства, - приставалГоворков. - В такой пьесе артистам приходится до поднятия занавеса не толькоподготовлять процесс общения, а самим писать и переживать целую пьесу. Пришлось кончать урок раньше времени, так как Аркадий Николаевич занятвечером в спектакле. [О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ АКТЕРА СО ЗРИТЕЛЕМ] 46 [ В УБОРНОЙ, В АНТРАКТЕ] Актер. Что это значит? Я плакал, а публика холодна? Режиссер. А другие актеры, стоявшие рядом с вами на сцене, плакали? Актер. Не помню. Не заметил. Режиссер. Разве вы не чувствовали, передаются им ваши переживания илинет? Актер. Я так волновался, так следил за публикой, что не заметил другихактеров. Говорю же вам, что я играл с таким подъемом, что не помнил ничего, кроме себя и публики! Режиссер. И того, зачем вы пришли на сцену? Актер. То есть как зачем я пришел на сцену? Режиссер. Вы пришли на сцену для того, чтоб общаться с действующимилицами пьесы, указанными вам автором. Какая же другая цель может быть уартиста, выходящего на сцену? Актер. А публика? Режиссер. Если ваши чувства передаются партнерам и волнуют их, тогдаможете быть спокойны, что зритель будет захвачен и не пропустит ни одногооттенка вашего переживания, но если ваше чувство не передается даже 'партнеру, стоящему рядом с вами, как же вы хотите, чтоб рассеянная ишумливая толпа почувствовала его на расстоянии двадцати рядов креселпартера? Поменьше думайте о зрителе и побольше чувствуйте рядом стоящихдействующих лиц пьесы. Актер. Мне кажется, что артист прежде всего играет для зрителей, а недля своих товарищей актеров, которым он и без того надоел на репетициях.Авторы поручают нам свои произведения для того, чтоб мы проводили их вмассы. Режиссер. Не унижайте нашего искусства. Разве мы комиссионеры, разве мыпростые посредники между автором и зрителем? Мы сами творцы. Разве творчество в том, чтобы докладывать роль публике и разговариватьс ней? Мы живем на сцене прежде всего для себя, потому что мы умеем хотетьжить чувствами роли и умеем передавать их тем, кто живет с нами на сцене, азритель - случайный свидетель. Говорите громче, чтоб он слышал вас, ивыбирайте удобные места на сцене, чтоб он мог видеть вас, а в остальномзабудьте навсегда о публике и помните только о действующих лицах пьесы. Не артисты должны интересоваться зрителем, а, наоборот, зрители -артистами. Лучший путь для общения со зрителем - через общение с действующимилицами пьесы. ЖИВОЙ ОБЪЕКТ - Нельзя же, извините, пожалуйста, оставлять так, в полномпренебрежении, понимаете ли, зрителя! - запротестовал Говорков. - Из чего вы заключаете, что я оставляю его в таком состоянии? -недоумевал Торцов. - Вы же приказываете нам не видеть и не замечать его. Этак, в концеконцов, актер забудет, что он, знаете ли, на сцене, и слова совсем другиезаговорит, понимаете ли, неподходящие, или такое сделает неприличное, знаетели, что только у себя наедине в комнате допустимо. Нельзя же так, извините, пожалуйста! - А вы верите в то, что это возможно? - вместо ответа спросил егоТорцов. - Что - возможно? - Стоять на глазах тысячной толпы и совсем забыть о ней, - пояснилАркадий Николаевич.- Ведь это же басни дилетантов и безответственныхтеоретиков. Не беспокойтесь понапрасну. Тысячной толпы не забудешь. Она осебе напомнит. От зрительного зала не отделаешься. Это сильный магнит. Исколько бы я ни старался отвлекать вас от него, вы все-таки будете о немочень и очень помнить. Гораздо больше, чем надо. Знаете ли, кого мне напоминают ваши опасения? Мою восьмилетнююплемянницу, мать многочисленного кукольного семейства. Она тоже оченьбоится, как бы уроки с гувернанткой не отвлекли ее от обязанностей кукольноймамаши. А то еще, мне рассказывали, что какой-то человек сошел с ума от того, что боялся улететь на небо, и потому привязывал себя к земле веревками. Вот и вы так же боитесь отдаться роли, улететь в творческие сферы ипотому всячески стараетесь укрепить связь с зрителем. Не бойтесь, она и безтого крепка. Закон тяготения не даст улететь к небу и притянет к земле, азритель не выпустит вас из своей власти и всегда будет манить к себе, сколько бы вы ни старались отрешиться от него и отдаться роли. Зачем же так заботиться о том, что все равно неизбежно. Лучше берите пример с танцовщицы или с акробата. Они не боятся улететьк небу, напротив, зная хорошо закон притяжения к земле, они всю жизнь учатсяискусству отделяться от пола хотя бы на одно мгновение или летать повоздуху. И вы тоже учитесь отрешаться от зрителей хотя бы на отдельныеминуты. После упорного труда, может быть, вам удастся отдаваться роли, но, повторяю, лишь на отдельные секунды и моменты. Бросьте же бесцельные заботы о том, что все равно неминуемо, как законтяготения. Для того, чтоб овладеть зрителем и быть ему интересным, Станиславскийрекомендует в своей книге " Моя жизнь в искусстве" совсем другой прием, противоположный вашему, а именно, он говорит: Чем меньше актер обращает внимания на зрителя, тем больше зрительинтересуется актером. И наоборот, чем больше актер забавляет зрителя, тем меньше зрительсчитается с актером. Отвлекаясь от зрителей для жизни роли, тем самым актер заставляетзрителя сильнее тянуться к сцене. [ОБ АКТЕРСКОЙ НАИВНОСТИ]47.....................19......г. Сегодня Аркадий Николаевич вызвал Шустова и просил его сыгратьчто-нибудь. Паше захотелось проверить свою наивность и для этого он просилпозволить ему исполнить сцену с ребенком, вроде той, которую играладевочка-статистка в одной из постановок Торцова. - Люблю за смелость, - заметил Торцов и разрешил Паше сделать опыт. Он вбежал на подмостки, сдернул со стула суконную скатерть, котораявыбросила из себя столб пыли, обернул ею первую попавшуюся деревяшку, вродеполена, и стал убаюкивать мнимого младенца. - Почему вы держите его на весу, а не прижимаете к телу? - спросилАркадий Николаевич. - Чтоб не измять скатерти, - объяснил Паша.- Кроме того, она оченьпыльная! - добавил он. - Эге! - воскликнул Торцов.- Ваша наивность расчетлива. Вы недостаточно" дурак", чтобы быть в момент творчества наивным как ребенок, - решил АркадийНиколаевич. - " Дурак"? - недоумевали мы. - Разве артист должен быть глупым? - Да, если вы считаете, что ребенок или сказочный гениальный Иван-дуракглупы в своей наивности, простоте и благородстве. Быть таким благородным, доверчивым, мудрым, бескорыстным, такимбесстрашным, самоотверженным дураком, каким мы знаем сказочного Ивана, -великое дело. Он получил свое прозвание не потому, что у него нет ума, апотому, что он наивен. Будьте же и вы таким, если не в жизни, то на сцене. Это золотоесвойство для актера. Недаром же сам А. С. Пушкин сказал: " Поэзия, прости господи, должнабыть глуповата". - Как же сделаться наивным? - недоумевал я. - Делать этого нельзя, потому что в результате получится наивничание, худший из актерских недостатков. Поэтому будьте наивны постольку, посколькуэто вам свойственно. Каждый артист до известного предела наивен. Но в жизнион стыдится этого и скрывает свое природное свойство. Не делайте же этого покрайней мере на подмостках. - Я не стыжусь наивности. Напротив, всячески хочу ее вызвать, но незнаю, как этого добиться, - жаловался Шустов. - Для того чтобы пришла наивность, надо заботиться не о ней самой, а отом, что с одной стороны ей мешает, а с другой - помогает. Мешает ей ее злейший враг, тоже сидящий в нас. Имя его - критикан. Чтоббыть наивным, нельзя быть придирой и не в меру разборчивым в вымыслахвоображения. Помогают наивности ее лучшие друзья - правда и вера. Поэтому в первуюочередь прогоните придиру критикана, а потом с помощью увлекательноговымысла создайте правду и веру. Когда же это будет сделано, не пугайте себя тем, что вам предстоиттворить, что-то изображать. Нет. Поставьте вопрос совсем иначе: ничего вамтворить яе надо, а следует только со всей искренностью решить про себя иответить на вопрос: как бы вы поступили, если бы вымысел воображенияоказался действительностью. Когда вы поверите своему решению - сама собойсоздастся и наивность. Итак, прежде всего ищите то, чему вы можете поверить, исключите то, чему вы верить не можете, и не будьте слишком придирчивы, как это былонедавно со скатертью: то она казалась вам слишком пыльной, то ее нельзямять. Коли пыльная - то стряхните, коли нельзя мять - ищите другую взамен. - А если я не наивен по природе? - вставил вопрос Шустов. - Не наивные в жизни могут стать наивными на сцене, в процессетворчества. Следует отличать природную наивность от сценической, хотя, кслову сказать, они отлично уживаются вместе, - объяснил мимоходом АркадийНиколаевич. - Итак, - продолжал он после небольшой передышки, обращаясь к Шустову, -направьте лучи вашего внимания внутрь души, рассмотрите ее и признайтесь, чему вы внутренне верили в только что сыгранной вами сцене. - Ничему не верил, ничего не чувствовал, а только ломался, - незадумываясь, признался Паша. - Если это так, то оправдайте, что можете, поверьте тому, чему возможноповерить, что вам больше по силам, в чем легче создать или найти правду, -советовал Аркадий Николаевич. - Не знаю, с какой стороны подойти, - прицеливался Шустов. - Конечно, лучше всего с внутренней, - не задумываясь, сказал Торцов.-Если нельзя подходить к чувству прямым путем, пользуйтесь косвенным. У васесть для этого манки вымысла воображения, задачи, объекты. Всегда нужноначинать с этого. Паша принялся что-то искать внутри себя, прицеливаться к тому, чтосамому было, по- видимому, неясно. Конечно, это вызвало насилие, а за ним наигрыш иложь. - Раз что подход к чувству через манки не дает результата, - ненасилуйте себя. Вы знаете, что это кончается штампом и ремеслом, - остановилего Торцов.- Поэтому ничего не остается, как подходить к чувству другимпутем. Начните с внимательного осмотра того, что нас окружает, и постарайтесьпонять (почувствовать), чему можно и чему нельзя поверить, на что следуетнаправлять свое внимание и что нужно оставить незамеченным, точно в тени. Вот, например, можете ли вы поверить тому, что " малолетковскаяквартира" - ваш дом? - спросил Аркадий Николаевич. - О да! Мы сжились с ней, как со своей комнатой, - ответил без задержкиШустов. - Отлично, - одобрил Торцов.- Пойдемте дальше. Стоит ли вам уверять себяв том, что деревяшка - живое существо? Можно ли и нужно ли доводить себя дотакой галлюцинации? - спросил Аркадий Николаевич. - Конечно, нет, - ответил он, не задумываясь. - Прекрасно, - согласился Торцов.- Для того чтобы не думать больше ополене, запеленайте вместо него ваше магическое если б. При этом скажите себе: если бы внутри было не полено, а живой младенец, что бы я стал делать. Идем далее. Можете ли вы поверить тому, что скатерть является одеялом? Могли бы вы в жизни закутать в нее ребенка? - Конечно, да, - признался Шустов. - И прекрасно, - одобрил Торцов.- Вот вы и верьте. Скатерть, превращенная в одеяло, и главным образом правильно выполняемые действия припеленании - это реальная правда, которой можно поверить. Паша стал запеленывать деревяшку в скатерть, но у него ничего невыходило. - Не верю, - говорил ему Торцов.- Если бы это был живой ребенок, вы быдействовали целесообразнее и завернули бы его, хоть и плохо, но так, чтобымладенца не продувало со всех сторон, как теперь, а свет не мешал бы емуспать. Шустов долго возился и в конце концов сделал огромны" и нелепый узел. При этом Аркадий Николаевич, как и со мной, обращал внимание на всякуюничтожную ошибку в физических действиях, добиваясь в них подлиннойорганической правды и веры. Наконец Шустов принялся укачивать новорожденного. - Почему вы так старательно закрываете лицо младенца углом скатерти? -спросил его Аркадий Николаевич. - Для того чтобы, с одной стороны, не видеть деревяшки, которая портитмне иллюзию, а с другой стороны, для того, чтобы свет " как будто бы" не билв глаза младенцу, - ответил Паша. - Прекрасно, - одобрил Аркадий Николаевич.- Вы правдой заслоняете ложь; заботой о глазах ребенка вы отвлеклись от того, чего вам не надо замечать. Другими словами, вы перевели свое внимание от того, что вам мешает, нато, что вам помогает. Это правильно и хорошо. Но вот что мне непонятно, - продолжал через минуту Аркадий Николаевич.-Вы так громко шипите и отчаянно трясете ребенка, что едва ли [это] помогаетему заснуть. Напротив. Вы будите его. Во всяком подлинном действии должны быть большая последовательность, логика и осмысленность. Попробуйте действовать именно так. Это приблизит васк правде и к вере в то, что вы делаете на сцене, тогда как нелогичныепоступки удаляют вас от той и от другой. Теперь, когда ребенок заснул, вам следует либо уложить его в кроватку, либо сесть спокойно на диван и держать его на руках. Шустов устроился на диване с поленом в руках и самым серьезным образомстарался не шелохнуться. Это было сделано так правдиво, что не вызвало смехав зрительном зале. - Почему у вас такой неудовлетворенный вид? - спросил Торцов.- Вамкажется мало того, что вы сделали? Напрасно. Не смущайтесь этим. Пусть то, что вы сделали, - немного, но два " немного" уже больше; а десять " немного" уже хорошо; а сто " немного" уже великолепно. Когда на сцене выполняют со всей правдой даже самое простое действие иискренно верят в его подлинность - испытываешь радость, - говорил АркадийНиколаевич. - Радость... тут... в чем? - старался понять Умно-вых, запинаясь отволнения. - Радость от физического ощущения правды, которую актер испытывает приэтом на сцене, а зритель - в зале, - объяснил Аркадий Николаевич. Если вы захотите сделать себе и мне удовольствие, выполните самоепростое физическое действие, до конца и в полной мере оправданное. Этонесравненно интереснее, чем актерский наигрыш страсти и насильственноевыжимание из себя чувства. Я чувствую из зрительного зала, что вам хорошо на сцене. Вы ощущаете илинию жизни человеческого тела и линию жизни человеческой души. Чего же вамбольше для начала? - Согласен, но это меня не волнует, - капризничал Шустов. - Что ж удивительного, вы даже не потрудились узнать - кого, для чеговы пеленаете и укачиваете, - сказал Торцов.- Воспользуйтесь же вашимнеподвижным сидением с ребенком на руках и расскажите шепотом, не будяспящего: кто он, откуда явился к вам. Без этого вымысла воображения вашифизические действия немотивированны, безжизненны и потому бессильнытворчески заволновать вас. - Это подкидыш, - сразу точно прозрел Паша.- Его только что нашли упарадной двери " малолетков-ской квартиры". - Вот видите, - обрадовался Аркадий Николаевич.- То, что раньше вам недавалось, теперь рождается само собой. Тогда вы не могли придумывать вымыславоображения, теперь же вам ничего не стоит оправдать уже существующую иощущаемую " жизнь человеческого тела" создаваемой роли. Таким образом, вы установили два магических если б. Первое из них: если б полено было не деревяшкой, а живым ребенком. Второе: если б этот ребенок был вам подкинут. Есть, может быть, какие-нибудь условия или обстоятельства, которыезатрудняют ваше положение? - спросил Аркадий Николаевич. - Да, есть, - вдруг понял Паша. - Дело в том, что жены моей нет дома.Не могу же я без нее решать судьбу ребенка. Правда, у меня закрадываетсямысль, не подкинуть ли его соседу, но, с одной стороны, как будто бы ижалко, а с другой, как будто бы и страшно. Ну, как меня застанут на местепреступления. Поди, доказывай, что не я отец, не я подкидывательноворожденного, а что, наоборот, мне его подкинули. - Да, - согласился Торцов.- Все это очень важные обстоятельства, которыеосложняют поставленное вами магическое если б. Нет ли еще новых затруднений? -допрашивал далее Аркадий Николаевич. - Как же, есть, и очень важные, - все дальше и дальше последовательновникал Паша в создавшееся положение.- Дело в том, - объяснял он, - что я ни^когда не держал в руках новорожденных и самым искренним образом боюсь их.Они, как налимы, выскальзывают из рук. Правда, я сейчас решился и взялребенка на руки, но теперь уж дрожу, как бы он не проснулся и не началшевелиться и орать. Что подумают соседи? Какие сплетни может породить появление новорожденного в доме? Но самое неприятное, если с ним произойдет то, что так часто случаетсяс новорожденными. Ведь я не имею представления о том, как в таких случаяхпоступают и где мне взять чистые пеленки и белье для смены. - Да, да, - одобрял Аркадий Николаевич, - все это серьезные, хотя вместес тем и смешные обстоятельства, которые необходимо учесть. Тем не менее все это мелочь. Есть нечто гораздо более важное. - Что же именно? - насторожился Шустов. - Известно ли вам, -торжественно объявил Торцов, - что пока выстарательно прикрывали личико ребенка углом скатерти, пока вы укачивали его, он задохся и умер? Даже у меня, постороннего свидетеля и зрителя, екнуло сердце от такойнеожиданности и произошел внутренний сдвиг. Не удивительно поэтому, что наПашу, участника происходящего на сцене, эта неожиданность подействовала ещесильнее. Сама собой создалась драматическая сцена. Потому что положениечеловека, случайно очутившегося с трупиком неизвестного ребенка на руках, -драматично. Оно заставляет предполагать уголовщину. - А! - поймал его Аркадий Николаевич. - Вы побледнели, узнав, чтополено задохлось в скатерти. Вы поверили глупости, ерунде. Какой же вамнужно еще наивности?! В самом деле, думал я, разве не наивно, что взрослый человекстарательно пеленает полено, укачивает его, долго сидит недвижно, боясьпошевелиться, бледнеет, узнав, что деревяшка задохлась, верит в правдунелепости, не замечая вымысла? И все это выполняется серьезно, с сознаниемважности того, что делает. - Таким образом, - резюмировал Аркадий Николаевич, - новый, случайносоздавшийся этюд под названием " Невинный преступник, или Полено в скатерти" должен доказать, что у вас налицо достаточная для артиста наивность. Кроме того, вы сами на деле убедились в том, что ее можно вызватьпостепенно, слагать по кускам, когда она не создается сама собой, как, например, сегодня. Эта работа значительно облегчается, когда семена вымыславоображения попадают на подготовленную почву " жизни человеческого тела". Таким образом, - резюмировал Торцов, - на последнем уроке Названовзаготовил благоприятную внутреннюю и внешнюю почву для посева, но забылзапастись семенами магических если б и предлагаемых обстоятельств. Сегодня же вы не только вспахали и удобрили почву малыми физическимидействиями, правдами и верой в них, но и посеяли семена, которые дали вамхороший плод мгновенной творческой вспышки переживания.
<== предыдущаЯ лекциЯ | следующаЯ лекциЯ ==>
 | 

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.